Есть мнение, что Бог - это вымышленный персонаж, вроде Бабы Яги или Ктулху. И здесь нужно сразу сказать, Ктулху - это персонаж, сознательно созданный Говардом Лавкрафтом. Бабу Ягу никто не выдумывал. В старину свято верили, что в чаще леса стоит изба, в которой живёт Баба Яга. Баба-Яга - образ славянской мифологии и фольклора. В мифах люди верили в реальность всего, о чём в них говорится. Фэнтези, в свою очередь, изначально заявляет, что описывает нереальный мир, и что все описываемые авторами события в реальном мире невозможны. Именно вера в реальность существования фантастического персонажа отличает миф от самого невероятного фэнтези.
Мы просто не понимаем своеобразие культуры первобытной эпохи. Чтобы понять различия между современным человеком и человеком, жившим тысячелетия назад, необходимо представить себе состояние сознания человека, жившего в то время. Тогда мы поймем, что глагол "выдумать" не отражает менталитет древних людей.
В мифах древних людей мир представал как единая жизнь, в которой не фиксировались качественные различия человека и природы. Природа представлялась в человеческих образах, а жизнь человека описывалась в природных терминах. Человек сравнивал себя с растениями, животными, природными явлениями. Чаще всего человеческое переносилось на природное. Вся природа начинала мыслиться в человеческих образах. В мифах мир представал как множество вещей-личностей, имеющих физические, психические, интеллектуальные качества, человеческие желания, стремления, способность к действию. В мифах природа наделялась зачастую и гендерными признаками. В сказаниях деревья, реки, Солнце, стихии, ветер, гром, молния и ураган - это могучие существа, которые могут повлиять на благополучие людей, спасти от болезней и войн, дать отличный урожай или содействовать охоте. Всем этим преданиям верили, как подлинной реальности.
Такое понимание было связано с тем, что древние славяне обладали сознанием, характерным для первобытных людей, и проявляли синкретизм. Термин "синкретизм" используют для описания мифологического сознания, которое не расчленяло реальность. В глубокой древности люди воспринимали себя неотъемлемой частью окружающей природы, наравне с животными или растениями. Синкретизм первобытного сознания проявлялся в том, что в мышлении отсутствовало чёткое противопоставление субъективного и объективного, наблюдаемого и воображаемого, внешнего и внутреннего, живого и мёртвого, материального и духовного. Следствием этого и стало наивное очеловечивание мира в целом и каждого предмета в нём, то есть всеобщая персонификация и "метафорическое" сопоставление природных и социальных объектов. Например, космос мог быть представлен живым великаном или мировым древом, болезни - чудовищами, которые пожирают людей.
Синкретизм широко представлен в проторелигиях и мифоритуальных культурах: тотемизме, фетишизме, анимизме, магии, пантеизме.
Будучи нерасчлененным, синкретическим единством, мифология включала зачатки не только религии, но и других форм общественного сознания: философии, политических теорий, различных форм искусства, даже науки. Это было связано с тем, что в мифах содержались представления о возникновении и развитии мира, о появлении человека, животных, растений, космоса, планет, объяснялись природные явления.
На ранних стадиях развития мифология соединялась с религиозно-мистическими обрядами и становилась существенной частью религиозных верований. Древние верования представляли собой сложное синкретическое явление, включавшее пантеон мифологических богов, развитый семейно-родовой культ предков, почитание различных сил природы и общинные земледельческие культы.
В древних религиях не было отделено понимание естественного и сверхъестественного. Только с развитием предметно-практической деятельности человек вышел на новый уровень миропонимания, осознал себя и природу, своеобразие своего бытия и бытия природы. Постепенно, по мере замены мускульных усилий механическими силами, процессы и явления природы перестали пониматься только по аналогии с физическими силами, а начали рассматриваться как механические силы. Синкретизм исчез, когда на смену антропоморфной картины мира пришла новая - механическая картина мира. В ней фантастические сущности выносятся за пределы естественного мира человека. А Бог выводится за пределы Вселенной.