У нас всегда особо ценили экспортные версии отечественных машин. Хотя большинство автолюбителей в СССР даже не знали, чем они отличаются от моделей для внутреннего рынка.
При разработка Лада Самара (изначально модель носила имя Спутник) об экспорте думали сразу. Тем более что и заднеприводные Жигули в 1970-80-х неплохо продавались за рубежом. Даже на капиталистическом Западе.
Основным двигателем, который планировалось установить на модель ВАЗ-2108, был 1,3-литровый агрегат с размерами цилиндров 76 на 71 мм, обладающий мощностью 65 лошадиных сил. Разработчики предполагали, что именно такой автомобиль станет наиболее привлекательным для потребителей, опираясь на успешный опыт с недорогим и экономичным ВАЗ-2101 (также известным как Lada 1200 с двигателем объемом 1,2 литра). Следует отметить, что 65-сильный двигатель, созданный в Тольятти, оказался одним из самых мощных в своем классе среди европейских аналогов.
Тем не менее, в технические спецификации для автомобилей семейства ВАЗ-2108 был изначально включен и двигатель с рабочим объемом 1,1 литра (размеры цилиндров 76 на 60,6 мм). Создание такой модификации, ориентированной на экспорт, стало настоятельным требованием внешнеэкономического объединения «Автоэкспорт». Основная идея заключалась в том, что максимально экономичный вариант автомобиля, в том числе в плане налоговых отчислений, будет пользоваться высоким спросом на рынках Западной Европы.
Несмотря на то что результаты заводских дорожных испытаний показали, что ВАЗ-21081 с 54-сильным двигателем не стал успешной моделью, разработчики все же завершили его доработку и запустили в производство. Однако спрос на эту модификацию с 1,1-литровым мотором за пределами страны оказался довольно скромным. Более того, такая версия автомобиля не вызвала интереса и у советских покупателей, что подчеркивало неудачу данного решения на рынке.
При создании Самары сразу предусмотрели и 70-сильный двигатель объемом 1,5 л (82х71 мм). Такие машины пришли и на внутренний, и на внешний рынки вслед за 1,3-литровыми. И со временем они стали самыми востребованными.
Мотор объемом 1,5 л ставили и на трехдверный ВАЗ-21083, и на пятидверный хэтчбек ВАЗ-21093, а на седане ВАЗ-21099 1,5-литровый агрегат стал единственным.
Ставим обвес!
С чем без сожаления расставались западные дилеры, так это с пресловутым «клювом» облицовки радиатора. Выглядел он хоть и оригинально, но все-таки странно и неэстетично.
Иностранцы ставили разные по рисунку, но конструктивно однотипные решетки. А вскоре подобная (уже заводская) появилась на всех Самарах.
Иногда советские автомобили перекрашивали. Появлялись колеры, которых на внутреннем рынке не было.
Некоторые дилеры врезали в крыши люки. Во второй половине 1980-х в моду вошел обвес – массивные бамперы, накладки на пороги и на арки колес.
Трехдверные «восьмерки» оформляли в спортивном стиле – с выраженным обвесом и задним спойлером. Все это выглядело иногда интересно, порой аляповато.
Но когда реэкспортные машины стали возвращаться на историческую родину, на неизбалованных советских покупателей они производили сильное впечатление. Название Carlota стало тогда почти нарицательным, и его употребляли по отношению к любому обвесу, иногда даже совсем страшненькому.
А ведь Lada Samara Carlota – лишь один из вариантов внешнего тюнинга. Правда, наиболее удачный. К тому же связанный с заводом. Это работа тольяттинского дизайнера Владимира Ярцева, сделанная специально для одного из крупнейших западных дилеров наших автомобилей – бельгийской компании Scaldia-Volga.
Этот обвес выглядел скромнее и одновременно гармоничнее многих других. А потом под него стали делать самые разные поделки.
Давайте Кабриолеты !
Если кузова Жигулей на Западе никогда не переделывали, то Lada Samara оставила след в истории несколькими вариантами кабриолетов. Мода на них в Европе как раз возродилась во второй половине 1980-х.
В 1990 году по заказу одного из крупнейших дилеров советских автомобилей Scaldia-Volga в Бельгии сделали первый прототип кабриолета San Remo. Кузов, опять же, спроектировал тольяттинский дизайнер Владимир Ярцев.
Вскоре под смешным именем Lada Natacha такие машины стали делать мелкосерийно. В 1990-1996 годах построили 456 кабриолетов.
Свой вариант открытой Lada Samara создала и фирма Deutsche Lada в Германии. Немецкие автомобили были конструктивно проще бельгийских. Переднюю часть крыши сохранили, а тент укрепили на пластмассовой панели поверх кузова. Таких машин по имени Lada Samara Fun сделали около шестисот.
Оригинальный кабриолет на базе ВАЗ-2108 построили в Канаде. Этот автомобиль отличали минимальные изменения декора кузова. Только в бамперы сбоку вмонтировали обязательные в Канаде и США габаритные фонарики.
Доступная и точка!
Единственная импортная модификация, которую у нас можно было купить новой (но уже в постсоветские времена), – так называемая Lada Samara Baltic.
Автомобиль, известный также как Евро-Самара, производили на заводе Valmet в Финляндии, сотрудничавшем в разное время с несколькими компаниями. В частности, там делали кабриолеты SAAB и Audi.
Финские «девятки» предназначали не нам, а покупателям Западной Европы. Машины отличала окраска, иные колеса, шины, сцепление, некоторые другие элементы.
Но ажиотажного спроса на такие Лады в Европе уже не было, поэтому часть автомобилей завезли в Россию. Стоили они примерно на треть дороже стандартного ВАЗ-21093. Выпуск Lada Samara Baltic вели с 1996 по 1998 годы. На этом история экспортных версий Lada Samara закончилась.
Правый руль!
Lada / ВАЗ-2105, 2104 и 2107, которые в совокупности продаются как Lada Riva для праворульных моделей (в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии), Lada Nova в Германии и под множеством других названий и на разных рынках, представляют собой серию компактных седанов линейки "Жигули" (на базе FIAT 124), выпускаемых российским автопроизводителем "Автоваза" (ранее ВАЗ). Представленные в 1979 году в СССР и постепенно выводившиеся на западноевропейские и мировые рынки с начала 1980-х годов под маркой Lada, они продавались как седаны (2105 и 2107) и универсалы (2104).
Сегодня их обычно называют серией Lada Classic, так как они созданы на основе оригинальной платформы Fiat 124, которая с момента основания компании в конце 1960-х годов стала культовой основой модельного ряда «АвтоВАЗ». Производство в России на главном заводе компании в Тольятти завершилось в сентябре 2012 года.