Найти в Дзене

Обслуживание источников тока. Уход за аккумуляторной батареей.

Оглавление

Всем привет! За окном зима. Холодные запуски и короткие поездки, работа отопителя и подогревателей, повышают нагрузку на бортовую цепь. При этом очень важно состояние самих источников тока. Поэтому сегодня поговорим об уходе за аккумулятором

При интенсивной эксплуатации автомобиля, с целью упорядочивания, рекомендуется работы по обслуживанию источников тока производить совместно с регламентным ежедневным, обслуживанием №1 и № 2.

При ежедневном обслуживании необходимо:

Проверить внешним осмотром состояние и крепление аккумуляторной батареи, генератора, реле-регулятора и соединяющих их проводов.

При первом и втором технические обслуживания:

  1. Подтянуть крепления батареи, генератора, реле-регулятора и очистить их поверхности.
  2. Проверить: уровень электролита в аккумуляторах, степень заряженности батареи (по плотности электролита и напряжению на выводных штырях аккумуляторов под нагрузкой); состояние коллектора (контактных колец) и щеток генератора, натяжение ремня и самих натяжителей, если такие есть; действие и регулировку реле-регулятора.

Выполнение операций облуживания аккумуляторной батареи.

При ТО-1 проверяют плотность крепления батареи, покачивая ее руками в гнезде. Убеждаются, что бак не имеет трещин, вызывающих течь электролита. Поверхность батареи протирают концами или ветошью, смоченными в 10-процентном растворе аммиака (нашатырном спирте) или соды, а затем насухо вытирают чистыми концами.

Вывернув пробки из крышек всех аккумуляторов, прочищают вентиляционные отверстия (продувают сжатым воздухом или удаляют загрязнения деревянной палочкой). При помощи стеклянной трубочки диаметром 3 — 5 мм контролируют уровень электролита в каждом аккумуляторе. Если он находится на высоте менее 10 мм над пластинами, следует долить дистиллированную воду.

Проверка уровня электролита в аккумуляторах батареи
Проверка уровня электролита в аккумуляторах батареи

При ТО-2, кроме вышеуказанных операций, проверяют плотность электролита и степень заряженности аккумуляторов батареи.

Измерение плотности электролита кислотомером
Измерение плотности электролита кислотомером

Для определения плотности электролита наконечник ареометра опускают в аккумулятор и при помощи резиновой груши набирают электролит в стеклянную трубку так, чтобы поплавок всплыл. Плотность электролита соответствует числу, стоящему у деления шкалы ареометра, расположенному на уровне жидкости. Нормальная плотность электролита для различных климатических условий приведена в таблице.

-3

При разряде более чем на 50% летом или на 25% зимой батарею нужно снять с автомобиля и зарядить.

Степень разрежённости батареи определяют также по напряжению на выводных штырях аккумуляторов, пользуясь нагрузочной вилкой.

Фото взято из: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fcdn1.ozone.ru%2Fs3%2Fmultimedia-i%2F6535404006.jpg&lr=11038&pos=15&rpt=simage&text=%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0
Фото взято из: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fcdn1.ozone.ru%2Fs3%2Fmultimedia-i%2F6535404006.jpg&lr=11038&pos=15&rpt=simage&text=%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0

Перед тем, как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой, нужно провести минимальный набор подготовительных манипуляций, обеспечивающих точность и безопасность процесса:

  1. Отключение от бортовой сети. Вытаскивать элемент питания из моторного отсека не обязательно.
  2. Выдерживание в течение, как минимум, 7 часов. Лучше всего провести измерительные операции утром, после ночной стоянки транспортного средства.
  3. Создание подходящих температурных условий. Оптимальный показатель – от 20 до 25 градусов, так что зимой работать нужно в отапливаемом гараже, либо снять АКБ и занести ее в квартиру.
  4. Откручивание пробок.
  5. Дополнительно, перед тем, как проверить АКБ нагрузочной вилкой, следует привести в порядок уровень электролита, а также почистить контактные группы. Следы коррозии, окисления, загрязнения – все это может приводить к формированию паразитных токов.

Замеры без нагрузки

Алгоритм проверки при отсутствии нагрузки выглядит следующим образом:

  1. Откручивание крепежных гаек, предусмотренных конструкцией измерительного прибора. Это необходимо для того, чтобы вывести из цепи спирали сопротивления.
  2. Подключение положительного зажима к отрицательному контакту аккумуляторной батареи.
  3. Соединение зажима-минуса с плюсовым контактом АКБ.
  4. Считывание зафиксированных результатов, их запись.

Замеры с нагрузкой

В этом случае будут отличаться не только результаты, но и порядок действий. Инструкция такова:

  1. Подключение к положительному контакту батареи отрицательного щупа измерительного устройства.
  2. Подключение к отрицательному контакту батареи положительного щупа.
  3. Максимальная длительность соприкосновения – 7 секунд, превышение указанного времени недопустимо.
  4. Фиксация, сохранения, изучение результатов.

Подведение итогов

Теперь нужно разобрать, сколько должна показывать нагрузочная вилка. В первом случае, когда контроль не подразумевает нагрузки, показания выглядят следующим образом:

  1. Более 12.7 вольт – полный заряд.
  2. 12.5 – 75 процентов.
  3. 12.3 – 50.
  4. 12.1 – 25.
  5. Менее 11.9 – 0.

При наличии в цепи нагрузки, сопротивления, об абсолютном заряде можно говорить, если напряжение составляет 10.2 вольта и более.

Срочная подзарядка требуется при значениях около 9 вольт.

На нулевой заряд укажет показатель 7.8 и менее.

Таким образом выполняя, обслуживания аккумуляторной батарее в соответствии с перечнем работа ТО-1 и ТО-2 можно оценить её состояние техническое состояние. Что в свою очередь, позволяет своевременно выявить неисправности и принять меры по их устранению, а также устранению причин, их возникновения. Тем самым, продлить срок службы дорогостоящего агрегата.

Всем спасибо за внимание! Надеюсь, что моя статья будем вам полезна при уходе за вашим автомобилем!

При написании статьи использовались материалы:

1)https://avilon-trade.ru/articles/nagruzochnaya-vilka-dlya-akkumulyatora-avtomobilya/;

2)https://www.carshistory.ru/avtomobil/elektrooborudovanie_avtomobilya177/istochniki_toka/1055.html?ysclid=m69pjkywth584890905,

3) Учебник "Автомобиль", под. ред. И.П. Плеханова. Москва. Просвещение. 1975г.