Найти в Дзене

Дворец Строгановых: отголоски "Пиковой дамы" в роскоши барокко

Санкт-Петербург – город, где история и искусство переплетаются в причудливый узор. Мистическая история "Пиковой дамы", созданная Пушкиным, обретает новые оттенки в свете реальных мест и судеб, связанных с прототипами героев повести. Одним из таких мест является дворец Строгановых на Невском проспекте, шедевр русского барокко, созданный по проекту Растрелли. Этот роскошный дворец, расположенный всего в десяти минутах ходьбы от предполагаемого "дома Пиковой дамы" на Малой Морской, имеет прямое отношение к истории княгини Натальи Петровны Голицыной, послужившей прототипом таинственной графини. Одна из дочерей княгини, Софья, вышла замуж за графа Павла Строганова и поселилась в этом великолепном дворце.   Представить себе юную Лизу, внучку княгини Голицыной, в интерьерах строгановского дворца совсем несложно. "Уж полночь близится, а Германна всё нет..." – эта тревожная ария из оперы Чайковского словно обретает новую жизнь в роскошных залах, украшенных лепниной и позолотой. Возможно, именно

Санкт-Петербург – город, где история и искусство переплетаются в причудливый узор. Мистическая история "Пиковой дамы", созданная Пушкиным, обретает новые оттенки в свете реальных мест и судеб, связанных с прототипами героев повести. Одним из таких мест является дворец Строгановых на Невском проспекте, шедевр русского барокко, созданный по проекту Растрелли.

Этот роскошный дворец, расположенный всего в десяти минутах ходьбы от предполагаемого "дома Пиковой дамы" на Малой Морской, имеет прямое отношение к истории княгини Натальи Петровны Голицыной, послужившей прототипом таинственной графини. Одна из дочерей княгини, Софья, вышла замуж за графа Павла Строганова и поселилась в этом великолепном дворце.  

Представить себе юную Лизу, внучку княгини Голицыной, в интерьерах строгановского дворца совсем несложно. "Уж полночь близится, а Германна всё нет..." – эта тревожная ария из оперы Чайковского словно обретает новую жизнь в роскошных залах, украшенных лепниной и позолотой. Возможно, именно здесь, среди зеркал и картин, разворачивались реальные драмы, не менее захватывающие, чем литературный вымысел.

Конечно, в "Пиковой даме" нет прямых указаний на дворец Строгановых, связь этого места с семьей Голицыных позволяет взглянуть на историю по-новому. Дворец становится своеобразным мостиком между реальностью и вымыслом, напоминая о том, что за каждым литературным сюжетом могут стоять реальные человеческие судьбы. И роскошь барокко, окружавшая внучку "Пиковой дамы", лишь подчеркивает контраст между внешним блеском и внутренними драмами, которые могли разворачиваться в стенах этого великолепного дворца.

-2