Найти в Дзене

Отмена дистанционного обучения медиков уже в 2025 году. Законопроект 656009-8

Для получения допуска к профессиональной деятельности медицинским и фармацевтическим специалистам необходимо регулярно проходить дополнительное профобучение. И во многих случаях работники системы здравоохранения принимают решение учиться с применением дистанционных образовательных технологий. Дело в том, что подобный формат дает им возможность выбирать учебную программу, исходя из своих интересов и желаний, а не месторасположения учебного центра ДПО, а также специалисты получают возможность учиться без отрыва от профессиональной деятельности у преподавателей-экспертов. Однако в 2025-2026 годах система дополнительного профессионального образования для медицинских и фармацевтических специалистов должна будет претерпеть ряд серьезных изменений. Так, на днях в Госдуме первое чтение прошел законопроект о повышении качества медицинского образования № 656009-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части повышения качества медицинского образования
Оглавление

Для получения допуска к профессиональной деятельности медицинским и фармацевтическим специалистам необходимо регулярно проходить дополнительное профобучение. И во многих случаях работники системы здравоохранения принимают решение учиться с применением дистанционных образовательных технологий.

Дело в том, что подобный формат дает им возможность выбирать учебную программу, исходя из своих интересов и желаний, а не месторасположения учебного центра ДПО, а также специалисты получают возможность учиться без отрыва от профессиональной деятельности у преподавателей-экспертов.

Однако в 2025-2026 годах система дополнительного профессионального образования для медицинских и фармацевтических специалистов должна будет претерпеть ряд серьезных изменений. Так, на днях в Госдуме первое чтение прошел законопроект о повышении качества медицинского образования № 656009-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части повышения качества медицинского образования)».

Какие нововведения он готовит и чем это грозит медработникам – далее в материале.

Минздрав начнет разрабатывать типовые образовательные программы

Рассматриваемый сейчас законопроект предлагает наделить Министерство здравоохранения исключительным правом разрабатывать программы обучения для врачей, фармацевтов, фельдшеров, медицинских сестер и братьев. Отмечается, что по этим программам будут обязаны учить не только в ВУЗах и ССУЗах, но и в организациях, реализующих дополнительное профессиональное состояние. Данные программы уже появились по ряду направлений и в ближайшее время будут приняты по всем специальностям, уже очевидно, что в первую очередь это коснется профессиональной переподготовки, проекты нормативных актов уже опубликованы.

Учебные центры больше не смогут отступать от типовых образовательных программ, их необходимо будет реализовывать в полном соответствии учебному плану, объему обучения, материально технической базе и форме обучения.

Кроме того, ведомство будет иметь возможность проверять качество медицинского образования вне зависимости от того, кому подведомственно учебное заведение и какая у него форма собственности.

Образовательные организации будут проходить перелицензирование и получать заключение о соответствии новым требованиям

С целью повышения качества образования законопроект предлагает обязать образовательные организации, которые осуществляют медицинскую профподготовку, получить от Росздравнадзора заключение, свидетельствующее, что их кадровое обеспечение и материально-техническая база соответствуют требованиям образовательных стандартов.

Предполагается, что организации осуществляющие образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования должны будут пройти эту процедуру до 1 сентября 2025 года.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по которым будут утверждены типовые или примерные дополнительные профессиональные программы, смогут продолжать осуществление деятельности по данным программам, только в случае подачи заявления на процедуру до 1 марта 2026.

Необходимо отметить, что это предложение вызывает вопросы у некоторых депутатов Госдумы. Например, как необходимо поступить, если лицензия не была получена в указанный срок, поскольку организация оспаривает решение Росздравнадзора о невыдаче? Какая инстанция будет принимать окончательное решение по данному вопросу? Это указывает на необходимость доработки документа, что вполне вероятно сделают ко второму и третьему чтению.

Врачи больше не смогут учиться дистанционно

Еще одно важное изменение, которое может внести законопроект, – это введение запрета на дистанционное обучение по основным программам высшего и среднего медицинского и фармацевтического образования, а также при прохождении типовых программ дополнительного профессионального образования.

Поэтому в случае принятия документа врачи и средний медицинский персонал не смогут учиться онлайн, им необходимо будет только очное присутствие в образовательном центре.

Такое изменение повлечет за собой дополнительные сложности при получении образования.

Например, специалисты, трудящиеся в малых населенных пунктах, сейчас имеют возможность слушать лекции онлайн или в записи, за счет чего они не только успешно совмещают работу и учебу, но и не тратят свои ресурсы на поездки в ближайший крупный город, где есть необходимый им образовательный центр.

Кроме того, онлайн-обучение позволяет выбирать программы, исходя из интересов специалиста, а не его финансовых возможностей, месторасположения образовательной организации.

Успейте пройти обучение дистанционно!

Однозначно ответить, будет ли принят документ в своем текущем виде на данный момент нельзя. В связи с чем невозможно дать прогноз, что станет с сегментом дистанционного обучения медицинских работников в случае утверждения законопроекта.

Врачам и среднему медицинскому персоналу вполне резонно обдумать идею пройти интересующее обучение уже сейчас, если планировалось учиться с применением дистанционных технологий. В этом случае есть возможность получить или находиться в процессе получения образовательных документов до вступления в силу изменений.

Следует указать и то, что правительство в своем отзыве на проект подчеркнуло, что полный запрет на дистанционное обучение идет вразрез с положениями закона об образовании.

Уже сейчас выходят приказы Минздрава с примерными программами профессиональной переподготовки по специальностям.

Во всех документах можно наблюдать следующие общие тенденции:

  • значительная часть обучения будет проходить в очном формате;
  • программы профессиональной переподготовки смогут реализовывать только образовательные организации с лицензией на ординатуру по данной специальности, либо в сетевой форме;
  • увеличивается объем обучения.

Что это значит для врачей и среднего медицинского персонала?

Можно вполне обоснованно предположить, что в скором времени процесс обучения усложнится, будет ограничено количество возможных курсов обучения, зачисление будет проводиться пару раз в год с жестким графиком. Все это уменьшит и ограничит выбор и возможности специалистов, загонит их в жесткие рамки.

Поэтому если у вас есть потребность в обучении, рекомендуем не откладывать этот вопрос, а начать учиться по интересующей специальности уже сейчас.

Вполне возможно, что это последний шанс выучиться на наиболее комфортных для себя условиях, ведь нет гарантии, что в дальнейшем обучение не станет более сложным процессом с посещением учебных центров и поездками в другие города.

Список источников

Изображение от Freepik

Источник: https://medobr.com/news/vracham-mogut-zapretit-distantsionno-povyshat-kvalifikatsiyu/

Читайте другие новости и статьи на сайте Академии Медицинского Образования (АМО).

🎓 Академия Медицинского Образования (АМО) приглашает на обучение врачей, медсестер, фармацевтов и других медработников 👨‍⚕️👩‍⚕️