Найти в Дзене

#в_строках / Импрессионизм: живопись и музыка

Сам по себе термин «импрессионизм», означающий музыкальное течение конца 19-го и начала 20-го веков, заимствован из живописи. Что художественные, что музыкальные полотна творцов оного направления имеют очень много общего и поражают смотрящих и слушающих богатством образов и оголтелым, ничем не скованным, новаторством. Именно по этой причине повествование о музыке придется не только начать с изобразительного искусства, а еще и пронзить красной нитью сквозь него. В 1872 году свет увидела одна из самых известных картин Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. «Impression, soleil levant»). В то время он состоял в Батиньольской группе (включала в себя множество художников, живших в квартале «Батиньоль» и объединенных вокруг Эдуарда Мане, их идейного вдохновителя). То ли порт Гавра на рассвете, то ли личность самих художников, то ли и то, и другое вызвало нелюбовь к новому течению живописи у журналиста Луи Леруа и он, преследуя цель высмеять их, написал сатирическую статью, называвшу

Сам по себе термин «импрессионизм», означающий музыкальное течение конца 19-го и начала 20-го веков, заимствован из живописи. Что художественные, что музыкальные полотна творцов оного направления имеют очень много общего и поражают смотрящих и слушающих богатством образов и оголтелым, ничем не скованным, новаторством. Именно по этой причине повествование о музыке придется не только начать с изобразительного искусства, а еще и пронзить красной нитью сквозь него.

«Впечатление. Восходящее солнце» Клод Моне
«Впечатление. Восходящее солнце» Клод Моне

В 1872 году свет увидела одна из самых известных картин Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. «Impression, soleil levant»). В то время он состоял в Батиньольской группе (включала в себя множество художников, живших в квартале «Батиньоль» и объединенных вокруг Эдуарда Мане, их идейного вдохновителя). То ли порт Гавра на рассвете, то ли личность самих художников, то ли и то, и другое вызвало нелюбовь к новому течению живописи у журналиста Луи Леруа и он, преследуя цель высмеять их, написал сатирическую статью, называвшуюся «выставка импрессионистов» (буквально — впечатлитстов). Однако, изначально оскорбительное название прижилось и фамилия Леруа осталась в истории искусства наравне с художниками, которых он так хотел высмеять

-2
Основной идеей импрессионизма стало не транслирование сложных философских концепций на холстах, а изложение собственных впечатлений, атмосферу происходящего перед глазами художников.

На своих творениях они изображали пейзажи природы или города, уделяя особое внимание технической части процесса. За короткий срок парижане были очарованы многочисленными образами незримого запаха свежескошенной травы, знойных солнечных лучей, инея в промозглый зимний день и других образов, фигурирующих на картинах импрессионистов.

Вдохновившись работами Моне, его тезка, Клод Дебюсси, того сам не осознавая, привел импрессионизм в мир музыки. Хоть композитору и не нравилось ассоциирование себя с этим направлением, толпе музыковедов противостоять не смог, и в истории музыки остался импрессионистом, а не символистом, каковым видел себя сам. Наравне с Дебюсси, самыми известными представителями этого музыкального течения считают Мориса Равеля и Эрика Сати. Квинтэссенцией в их творчестве, проведя параллель с художниками, являлась не сложность содержания композиций, но их возможность передать едва ли уловимое состояние наслаждения и полного погружения в красоту и величественность внешнего мира, природы в частности.

Морис Равель
Морис Равель

Наследство импрессионистов на последующие этапы становления музыки, вплоть до современности, необъятно. Их подход к передаче эмоций через звук, новаторский нрав, утонченная и уместная этюдность и использование нестандартных гармоний и аккордов, как оттенков, применяемых художниками, изменило восприятие музыкальных произведений. Импрессионизм значительно поспособствовал освобождению от традиций звучания прошлого. Во многом благодаря нему появилась авангардная музыка, в джазе возникло даже импрессионистическое направление, где музыканты сочетали элементы джаза с классической музыкой, расширяя выразительность и гармоническое богатство.

Это взаимодействие обогатило музыкальный язык и привело к созданию новых стилей, таких как, например, босса-нова. А в творчестве огромного количества современных музыкантов, от Radiohead до Кэтти Перри, можно увидеть влияние импрессионизма.
-5

Сквозь все эти жанры и имена прослеживается его вклад. Русские Музыкальные Сезоны приглашают вас на концерты, где каждый сможет найти то, в каком виде импрессионизм откликается у него: в ритмичной босса-нове, мелодичном и спокойном джазе, или в виртуозном исполнении классических композиций их основоположников — все это в наших многочисленных программах, выбор только за вами!

➤ Билеты и информация: rmseasons.com