Эта статья про катание на озерных коньках по естественному льду в спортивном режиме для скучающих лыжников и прочих интересующихся.
Зима в центральном регионе для лыжников не задалась - снега катастрофически мало, лыжные старты отменяются или переносятся. При этом нам всем хочется и нужно тренироваться, впереди старты в более снежных регионах страны.
Многие ищут альтернативы, и она есть - лёд и озерные коньки. При правильном подходе такая активность может неплохо скрасить тоску по снегу и подготовить к этого снега выпадению.
Но лед - штука трудноуловимая. У нас в Москве, например, он случается обычно не надолго и редко (пару раз за зиму). Питерцам часто везет чуть больше. Еще важно, что история эта значительно опаснее, чем катание на лыжах. Это не должно прям пугать, но очень важно понимать и практиковать все, что касается безопасного катания.
В этой статье я расскажу об основных моментах озерного катания по своему опыту и агрегированному опыту сообщества Болотных конькобежцев. Повторюсь, говорю я именно о спортивном катании на озерных коньках, не о туризме. Это две принципиально разные дисциплины, с разными подходами и снаряжением.
Мой опыт основан на уже шести сезонах катания по естественному льду, тысячах накатанных километров и пяти стартах/финишах, трех победах на Ледовом Шторме (Байкал, 210 километров на коньках за 3 дня).
Что такое озерные коньки
За кордоном это называется Nordic Skates. В интернете полно роликов, как там у них хорошо катаются. В любом случае, это спортивная субкультура, количество занимающихся такими делами несопоставимо с более доступными видами спорта. Причин тут много: редкодоступный хороший лёд, информированность и умение планировать, специфическое снаряжение, отсутствие страха перед непроизвольным купанием в мороз и умения его отконтролировать.
Технически, озерные коньки - это металлический Т-образный профиль со стальным лезвием, которое заточено П-образной заточкой с большим продольным радиусом (25-35 метров). Такие коньки точатся совершено иначе, нежели хоккейные, фигурные и фитнес-коньки (там желобок и маленький продольный радиус). На коньки устанавливаются крепления для беговых лыж и используются беголыжные ботинки. Это удобно по нескольким причинам:
- коньки можно легко снимать-надевать, чтобы передвигаться не по льду
- такие коньки позволяют ехать быстро с длинным прокатом и долго
- у многих уже есть лыжные ботинки
Жители центральных регионов России, катающиеся на озерных коньках, кучкуются в телеге в группе Коньки Болотные, там общаются и делятся всей полезной информацией.
Безопасность и информированность
Если лед вас не пугает как субстанция, начните с теории. Все самое важное по безопасности катания есть в закрепах группы Коньки Болотные. Обязательно прочитайте ветки Безопасность, Снаряжение, Заточка и Реальные происшествия. Остальные ветки тоже могут быть полезны в определенных условиях.
Главное, что нужно знать: даже если перед вами по льду проехали на коньках 20 человек - это не гарантирует, что вы не провалитесь. В любом случае, катаясь по льду, нужно держать в голове вероятность искупаться и понимать, что вы будете делать в таком случае.
Мы с товарищами не далее чем вчера проехали небольшой кусок по Каналу имени Москвы, где лед был 4-5 см. Это уже стремновато, но в хорошей компании возможно. Вообще я стараюсь ориентироваться на рыбаков: если они в акватории есть, то средняя толщина льда более 10 см (что уже очень даже надежно). Но даже в такой акватории могут быть неприятные сюрпризы (течения, подводные ключи и прочее).
В длинные поездки по неизвестному льду я предпочитаю отправляться с опытными катальцами, когда на компанию есть минимум одна морковка (спас-конец), пешня (тыкать лед на предмет толщины), измеритель толщины льда. У каждого – шильца (спасалки, которые помогут выбраться на лед в случае провала, без них шансы практически нулевые). Также я беру с собой рюкзак с гермой с сухими вещами, еду и термос.
При этом за тысячи километров по льду провалился я всего один раз, да и то по пояс. Дело было на шатурских торфоразработках. Я был один темным вечером. В какой-то момент при проезде через камыши из-под коньков как-будто выбили лед. Так бывает. Что-то гниет на дне, либо бьет ключ. Вылез я легко, а дальше быстро принял решение ехать 15 км до финиша как есть, не переодеваясь. На улице было около -17, но мокрые штаны и ботинки быстро превратились в панцирь, и холода я особо не чувствовал. Проблема была только снять коньки на финише. Пришлось поливать на скобу ботинка теплый чай из термоса, чтобы отморозить ее от крепления.
Снаряжение
Самое сложное сейчас - найти себе собственно коньки, если у вас их по какой-то причине еще нет. Сезон активный, все раскупили. В интернете много предложений, но большинство продаваемых сейчас коньков подходит для туризма, не для спортивного катания. Потому что они не серийные и не такие ровные, как нужно для больших скоростей (25+ км/ч).
Могу смело рекомендовать коньки производителей Zandstra, Isvidda, Baikal Skates (больше не производят), Lundhags (эти можно даже найти в Москве), Maple (тоже больше не производят). Если знаете еще достойные варианты - пишите, дополню пост.
Подробности про снаряжение тоже можно почитать в статьях в телеграм-чате. Тут коротко:
- лыжные палки. Нужны, чтобы ехать против ветра и/или по неровному льду. На них лучше установить роллерные твердостплавные наконечники.
- роллерная защита локтей и коленей, шлем. На первых порах это прям обязательно. Дальше вы сами поймете, когда нужно, а когда можно и без всего этого. Многие рекомендуют в таком комплекте кататься постоянно, в целом поддерживаю, но сам иногда по ситуации не использую.
- шильца. Просто иметь с собой всегда.
Первое катание
Рекомендую совершить его в компании опытных товарищей. В чате есть ветка, где люди делятся своими планами на каталку, можно попроситься к ним примкнуть или, как минимум, задать несколько вопросов на старте этого мероприятия. Не катайтесь в одиночку на первых порах на больших неизвестных по состоянию льда водоемах. Даже в компании не расслабляйтесь, держите в голове план действий на экстренный случай.
Техника катания
Это тема, заслуживающая отдельной статьи, а лучше видео. Этот вид активности, по моему мнению, находится на стыке конькобежного спорта и беговых лыж. Конечно, основа техники - конькобежная, но когда появляется плохой лед и/или ветер, конькобежцы попадают в новые для себя условия, а лыжники – наоборот, в свою среду обитания. Тем, кто хорошо катается на лыжах коньковым ходом, уверенно поехать на озерных коньках не составит труда. То же касается катающихся на хоккейных/фигурных/фитнес-коньках. Поскольку говорю я про спортивное катание, для начала поймем, где оно может пригодится.
- Тренировки лыжников, спортсменов и любителей
Если мы говорим именно про тренировки, то это уже катание спортивное. Как и на лыжах можно отличить прогулку от тренировки, так же и тут.
- Участие в соревнованиях
Редкая, но крутая история. В мире есть марафоны по естественному льду (Альпы, скандинавские страны). На этих стартах бывают даже конькобежные зачеты (участники на беговых коньках-кликах). В России есть "Ледовый шторм" и менее популярные старты на Байкале. Конечно, можно и в туристическом формате пройти такой старт, но все же это соревнования, а значит есть соблазн проехать дистанцию побыстрее.
- Заблудшие конькобежцы
Такие тоже встречаются, они гулять по льду не умеют (только между работами).
Подробнее о технике катания расскажу при личной встрече на льду)
Места катания
За этим тоже можно обратиться в чат. Ниже мой топ мест (часть из них в топе из-за удобства/близости).
- Старица Москвы-реки вокруг Лохина острова. Теперь эта локация называется в моем сознании Лохенбросс, спасибо автоматический расшифровке аудио в моем ТГК. На старице лед встает небыстро, так как есть небольшое течение. Но это очень красивое катание мимо музея-усадьбы "Архангельское".
- Водохранилища и Канал имени Москвы. Эти локации открыл для себя буквально на днях, раньше как-то не срасталось. Можно катать на реально большие расстояния. Есть неприятности в виде грязи под мостами (нужно снимать коньки), тонкого местами льда и вообще открытой воды (бывают течения), а также закрытости Учинского водохранилища (там водозабор, охрана со льдя гоняет).
- Шатурские торфоразработки. Офигительная локация, но мне далековато. Дважды там бывал.
- Небольшие пруды или карьеры. Такого у нас полно. Для тренировок можно найти что-то поблизости.
- Каток на стадионе "Искра" в Москве в районе Ботанического сада. Вообще на катки на таких коньках не пускают (оно и понятно, там не погоняешь), а на "Искру" в определенные часы (не прайм-тайм) можно.
- И естественно Байкал. Тут без комментариев.
Резюме
Все вышеозвученное может отпугнуть, но поверьте, это дело техники. Если вам интересно и тянет попробовать, то рекомендую это сделать. Противопоказанием я бы назвал только панический страх выхода на лед.
А дальше вам открывается новый дивный мир, наполненный приключениями и ощущением полета от скольжения. За себя скажу, что в это дело я влюблен окончательно и бесповоротно, желаю каждому испытать всю богатую гамму чувств и эстетического удовольствия от процесса. Особенный священный трепет вызывает катание по черному от глубины водоема прозрачному льду, когда мозг первое время отказывается верить в его надежность. И конечно желаю каждому попробовавшему оказаться на льду Байкала. Для меня это как портал в другое измерение.