Найти в Дзене
Евгений Читинский 65

Оборона Порт-Артура. Приказ о поднятии минных (противоторпедных) сетей 26. 01. 1904 г.

Оборона Порт-Артура. Приказ о поднятии минных (противоторпедных) сетей 26. 01. 1904 г. В военной истории всегда есть событие, «с которого всё началось». Трагедия обороны Порт-Артура началась с торпедирования двух новейших броненосцев «Цесаревич» и «Ретвизан», к которым добавился крейсер «Паллада». У нашей эскадры было 2 новейших броненосца, 3 броненосца-«старичка» (которые были заложены в 1892 году (!) и устарели еще на стапеле, чему доказательство их низкая скорость) и 2 «броненосца-крейсера», или, как их иногда называли, «недоброненосцы» («Победа» и «Пересвет»). В итоге в русской эскадре осталось 3 «старичка» и 2 «недоброненосца». Против 6-ти полноценных японских броненосцев. Кроме того, у японцев было двойное превосходство в броненосных крейсерах, 4-х у нас против 8-ми у японцев. Причем в Порт-Артурской эскадре был всего 1 броненосный крейсер («Баян»), а во Владивостокском отряде крейсеров их было 3. Отсюда следует вообще катастрофическое превосходство японцев в битве за Порт-Арт

Оборона Порт-Артура. Приказ о поднятии минных (противоторпедных) сетей 26. 01. 1904 г.

В военной истории всегда есть событие, «с которого всё началось». Трагедия обороны Порт-Артура началась с торпедирования двух новейших броненосцев «Цесаревич» и «Ретвизан», к которым добавился крейсер «Паллада».

Броненосец "Ретвизан" после японской торпедной атаки. Яндекс картинки
Броненосец "Ретвизан" после японской торпедной атаки. Яндекс картинки

У нашей эскадры было 2 новейших броненосца, 3 броненосца-«старичка» (которые были заложены в 1892 году (!) и устарели еще на стапеле, чему доказательство их низкая скорость) и 2 «броненосца-крейсера», или, как их иногда называли, «недоброненосцы» («Победа» и «Пересвет»).

В итоге в русской эскадре осталось 3 «старичка» и 2 «недоброненосца».

Против 6-ти полноценных японских броненосцев.

Кроме того, у японцев было двойное превосходство в броненосных крейсерах, 4-х у нас против 8-ми у японцев.

Причем в Порт-Артурской эскадре был всего 1 броненосный крейсер («Баян»), а во Владивостокском отряде крейсеров их было 3.

Отсюда следует вообще катастрофическое превосходство японцев в битве за Порт-Артур по броненосным крейсерам. Так, например, в утреннем бою 27-го января 1904-го года при Порт-Артуре у японцев было 5 броненосных крейсеров против 1-го нашего! Соотношение 5 к 1.

Теперь по бронепалубным крейсерам 1-го ранга. У России их было 5. «Диана», «Паллада», «Аскольд», «Варяг» и «Богатырь». Причем в Порт-Артуре на момент начала войны было только 3 крейсера, так как «хромоножка» «Варяг» был стационером в Чемульпо, а «Богатырь» — во Владивостоке. Прибавим сюда 2 крейсера 2-го ранга («Новик» и «Боярин»), и то даже с их учетом крейсеров будет всего 7 против 15-ти японских. Хотя, правды ради, наши крейсера были получше японских.

Это кратко по общему соотношению сил, так как это важно для понимания значимости потерь от «поднятия минных сетей» и того, как ошибка командования ДО начала войны повлияла на ход самой войны.

Для понимания «принципа домино», то есть события, с которого «всё посыпалось», нужно прочитать вот это стихотворение С. Маршака «Гвоздь и подкова»:

«Не было гвоздя —

Подкова пропала.

Не было подковы —

Лошадь захромала.

Лошадь захромала —

Командир убит.

Конница разбита —

Армия бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя».

Теперь поговорим про эти самые минные сети, или, как их ещё называют, «противоторпедные сети». Событие начинается в ночь с 26-го января 1904-го года (здесь и далее по старому стилю) на 27-е января 1904-го года на внешнем рейде Порт-Артура.

К этому времени Япония разорвала дипломатические отношения с Российской империей, а все японцы, работавшие и находившиеся в Порт-Артуре, в спешном порядке покинули этот город. И даже последняя домохозяйка знала, что такое происходит только перед войной.

А теперь посмотрим, что происходило на некоторых броненосцах в эту ночь.

«Петропавловск».

«26-го января 1904-го года «Петропавловск» сигналом передал приказ вице-адмирала Старка о выносе принадлежностей сетевого заграждения на палубы и о готовности к немедленной его постановке. Однако исполнительного приказа не последовало».

Источник — Игорь Бунич, «Порт-Артурская ловушка», издание Москва Яуза 2004 год, стр. 69. Книга находится в личной библиотеке автора. Далее буду указывать только страницу этой «исторической хроники».

Далее.

«Севастополь».

«Напряженная обстановка, характерная для второй половины января, распространившиеся по эскадре слухи, подтверждаемые повальным бегством японцев из порт-Артура и указания командования о повышенной боевой готовности — привело к тому, что в ночь на 26 января (т. е. 1904 года) командир «Севастополя» капитан 1-го ранга Чернышев по собственной инициативе выставил на корабле противоторпедные сети. Однако, как и на «Полтаве», сети пришлось снять после категорического приказа командующего эскадрой».

Стр. 95.

Далее.

«Полтава».

Что она делала в ночь на 26-е января 1904-го года? Накануне днем по приказу адмирала были переданы на хранение в порт деревянные шлюпки и все лишние огнеопасные предметы. Взамен корабль получил стальные листы для защиты орудий противоминной артиллерии.

Далее цитата:

«После того, как на эскадре распространился слух о разрыве дипломатических отношениях между Россией и Японией, командир броненосца «Полтава» капитан 1-го ранга Успенский по собственной инициативе приказал выставить на корабле противоторпедные сети. Узнав об этом, командующий эскадрой посетил «Полтаву» (оценили, посетил лично!), выразил свое резкое неудовольствие командиру корабля за самовольные действия и приказал убрать сети».

Стр.139.

Итак, что мы тут имеем?

А имеем то, что начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал Старк отдает приказ приготовить противоторпедные сети к постановке, но потом ставить их почему-то отказывается.

Встает вопрос, а почему?

Это же так профессионально, вышел из защищенной бухты/гавани/порта в открытое море, встал на стоянку, поставь противоминные сети. Мало ли что?

Давайте посмотрим, кто в Порт-Артуре мог приказать командующему Порт-Артурской эскадрой?

А такой человек здесь, на Дальнем Востоке, был только один, это наместник царя на этом самом Дальнем Востоке, а попутно и командующий всем Тихоокеанским флотом (т. е. Владивостокской эскадрой, Порт-Артурской эскадрой).

А теперь зададим другой вопрос, а кто в свою очередь мог приказать наместнику царя?

Ответ очевиден, только сам царь-батюшка!

Итак, круг подозреваемых в отдаче самого дурацкого приказа о запрете постановки противоторпедных сетей сужается до 2-х человек. Это царь и его наместник.

Мы не будем рассматривать вопрос о том, кто из них главней, кто чьи распоряжения выполнял. И так всё ясно. Как и ясно, чья это ответственность за случившееся. Забегая вперед, отметим, что никто за «самовольное поднятие уже опущенных минных сетей» не был наказан царем. Т. е. царь Николай II чётко знал, что наместник Алексеев не виноват, в противном случае он бы его наказал, осудил бы (тут на выбор, как врага народа или за самоуправство).

Но царь-то знал, что наместник в данном вопросе не виноват!

Отметим и то, что царь не наказал Евгения Алексеева и даже слова упрека в его адрес не сказал (типа, ну и балбес же ты, Женя).

А теперь рассмотрим следующие факты. По нарастающей.

28-го марта 1903-го года Николай II на совещании Комитета министров заявил, что «надо избегать повода к ссоре с Японией».

Осенью 1903 года царь повторил снова, что не желает войны с Японией.

На неоднократные просьбы наместника Алексеева о превентивном ударе по Японии Николай II указал, что «надо приложить все усилия к тому, чтобы избежать войны, так как для России каждый год мирного времени составляет огромную выгоду; что политика твёрдая, но вежливая по форме и не придирчивая в вопросах несущественных, — лучше всего достигнет цели».

Что означает «приложить все усилия» и что такое «в вопросах несущественных» наместнику явно было известно, например, не ставить корабли, которые вывели из тесной гавани Порт-Артура в так называемую «защитную позицию», дабы японцы не подумали, что мы готовим флот к войне, то есть к превентивному удару.

В общем, и так понятно, что означает «Приложить все усилия к тому чтобы избежать войны». То есть не провоцировать.

«В ноябре 1903-го — декабре 1904-го гг наместник на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев указывал на нежелание японской стороны идти на какие-либо компромиссы. На эту телеграмму Николай II ответил:

«Желаю, чтобы переговоры с Японией продолжались в дружественной форме».

Алексеев полагал, что схватка неизбежна, поэтому лучше нанести удар первыми. Однако он получил телеграмму от Государя с категорическим предупреждением: войны он не желает и не допустит. Царь запретил Алексееву проводить в Наместничестве любую мобилизацию, оставив это право за собой. Николай II справедливо считал, что оттягивание всеми силами войны идёт только на пользу России.

«Время — лучший союзник России. Каждый год нас усиливает», — говорил Государь».

Источник:

Статья «Оклеветанная коммунистами русско-японская война».

https://m.ok.ru/group/61708998737983/topic/155501186203711?ysclid=m67kzqz5kp780026776

Готовя материал к этой статье, я испытал чувство дежа-вю, ведь ровно так же вёл себя тов. Сталин, оттягивая войну с гитлеровской Германией.

Особенно вот это:

26-го января 1904-го года у царя состоялось совещание по японскому вопросу. На совещании Николай II поставил перед министрами вопрос: следует ли допустить высадку японцев в Корее или принудить их силой отказаться от этого замысла? Ламздорф и Куропаткин считали, что нужно делать всё, чтобы войны избежать, на что Государь ответил: "Разумеется".

А теперь внимательно и вдумчиво повторим:

«…считали, что нужно делать всё, чтобы войны избежать».

Царь с этим согласился — «Разумеется».

Далее в этот же день 26. 01. 04 (напоминаем, это день накануне ночи нападения) Николай II отправляет телеграмму Алексееву:

«Желательно, чтобы японцы, а не мы открыли военные действия. Поэтому, если они начнут действия против нас, то вы не должны препятствовать их высадке в Южную Корею или на Восточный берег до Гензана включительно».

Тут, как говорится, прямее некуда указание:

«Желательно, чтобы японцы, а не мы открыли военные действия». Это даже будет похлеще, чем тов. Сталин со своим лозунгом «На провокации не поддаваться».

Именно после этой телеграммы наместник Алексеев берется рьяно претворять в жизнь указания своего босса и отдает приказ Порт-Артурской эскадре «Запрещаю ставить флот в защитную позицию, чтобы не провоцировать японцев».

Всё, приехали.

Вот и прозвучало это знаменитое «не провоцировать».

А теперь пусть каждый сам для себя решает, кто же виноват в том, что подняли противоминные сети.

От себя добавлю, царь конкретных приказов о приведении флота в полную боевую готовность, с соблюдением светомаскировки, с укрытием эскадры в защищенной военно-морской базе Порт-Артура, да хотя бы с постановкой противоторпедных заграждений (если уж встали на внешнем рейде) не отдал.

Главнокомандующий, Ампиратор-Осударь не отдал приказ о реальной подготовке эскадры к Боевым Действиям. К обороне и защите себя любимых…

Заходи кто хоШ, стреляй чем хоШ, топи что хоШ!

Не отдал. Приказ. Чтобы быть готовым к войне!

Факт!

Ну, а после торпедирования двух наших новейших и самых мощных броненосцев и одного крейсера наша эскадра уже в принципе не могла пресечь высадку японского десанта, целью которого было окружение и блокада Порт-Артура. Что и произошло по факту.

22-го апреля 1904-го года севернее Порт-Артура японцы начали высадку 2-ой армии (до 35 000 человек, 216 орудий).

13-го мая 1904-го года японцы прервали железнодорожное сообщение и телеграфную связь Порт-Артура с русской армией в Маньчжурии и атаковали позиции, прикрывавшие дальние подступы к крепости.

Началась осада Порт-Артура.

Ну, а далее всё посыпалось, как доминошки.

Сдавливая оборону Порт-Артура, японцы подошли вплотную к гавани, где стояли наши корабли, а затем начали их обстрел. Корабли стали получать повреждения.

Поврежденные корабли снизили боеспособность всей эскадры, и она не смогла прорваться из Порт-Артура. После боя 28-го июля 1904-го года часть кораблей была интернирована, а те, что вернулись обратно на базу, в оконцовке были потоплены осадной артиллерией японцев.

Пал Порт-Артур, погибла 1-я Тихоокеанская эскадра.

Погибла 1-я Тихоокеанская эскадра — 2-я (и 3-я) Тихоокеанская эскадра Рожественского осталась без подкрепления.

Эскадра Рожественского не получила подкрепления и погибла. Одно за другое цепляется. Так и сыплются доминошки военной фортуны!

Всё по классике.

«Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя».

А так как Япония была островным государством, то победить её можно было только при помощи военно-морского флота.

Российская империя проиграла войну потому, что кто-то решил, что «Желательно, чтобы японцы, а не мы открыли военные действия» и «Запрещаю ставить флот в защитную позицию, чтобы не провоцировать японцев».

Вместо эпилога.

Прошло несколько лет после русско-японской войны.

«В 1911-м году, когда были осложнения между морским ведомством и Государственной Думой по поводу бюджета на постройку военных кораблей, и возник вопрос о смене морского министра, Государь сказал П. А. Столыпину:

- Я знаю только одного адмирала, который нашел бы общий язык с Думой — это Алексеев, но, к сожалению, общественное мнение слишком против него, хотя он ни в чём не виноват!».

Из воспоминаний капитана 1-го ранга Б. И. Бока.

Игорь Бунич «Порт-Артурская ловушка», изд. Яуза, 2004 год, стр. 263.