Найти в Дзене
Алёна Апина

Алёна Апина - "О судьбе и о себе"

«О судьбе и о себе» — десятый студийный альбом Алёны Апиной, выпущенный в 2001 году студией "Союз". Наибольшую известность и признание из этого альбома получили «Песня о женской дружбе», записанная дуэтом с Лолитой, а также композиция «Завтра» из репертуара группы «Иван Кайф», ставшая в исполнении Алёны Апиной лауреатом «Песни года 2001». На оба трека, равно как на балладу «Дорогая рука», были сняты видеоклипы. Но обо всём по порядку. Гастроли, после лавинной волны "Лунных ночей" и "Электрички" начали прогнозируемо спадать, на телевидении появилась программа "Полевая почта", в которой Апина стала ведущей (и это тоже занимало часть ее времени), ну и конфликт Александра Иратова и Константина Эрнста, из-за которого на долгие годы Апину убрали из эфира Первого канала не могли не сказаться на выходе альбома и популярности артистки в целом. Он (альбом) писался непривычно долго. Часть песен (такие как "Воскресная жена" и "Песня о женской дружбе") записаны были еще во времена "раскрутки" п
Оглавление

«О судьбе и о себе» — десятый студийный альбом Алёны Апиной, выпущенный в 2001 году студией "Союз". Наибольшую известность и признание из этого альбома получили «Песня о женской дружбе», записанная дуэтом с Лолитой, а также композиция «Завтра» из репертуара группы «Иван Кайф», ставшая в исполнении Алёны Апиной лауреатом «Песни года 2001». На оба трека, равно как на балладу «Дорогая рука», были сняты видеоклипы. Но обо всём по порядку.

Гастроли, после лавинной волны "Лунных ночей" и "Электрички" начали прогнозируемо спадать, на телевидении появилась программа "Полевая почта", в которой Апина стала ведущей (и это тоже занимало часть ее времени), ну и конфликт Александра Иратова и Константина Эрнста, из-за которого на долгие годы Апину убрали из эфира Первого канала не могли не сказаться на выходе альбома и популярности артистки в целом. Он (альбом) писался непривычно долго. Часть песен (такие как "Воскресная жена" и "Песня о женской дружбе") записаны были еще во времена "раскрутки" предыдущего альбома "Тополя". Альбом был долгожданным для поклонников и... не разочаровал, так как экспериментировала там артистка немало!

Ну если песнями поклонники были довольны, то оформлением релиза крайне разочарованы. На обложке размещена часть лица Апиной, видимо чтобы подчеркнуть "душевную беседу артистки" со слушателем. Но откадрированно лицо крайне неудачно, отрезали глаза, а ведь они и есть зеркало души... Да, официальное издание содержало буклет (но разошелся альбом по большей части в упрощенной версии "не для продажи в Москве и странах дальнего зарубежья"), но и в этом "буклете" представлены 4 текста на первые песни альбома (сложилось впечатление, что хотели сперва сделать на все песни (размышления о судьбе и о себе, все-таки) но дизайнер устал и бросил на пол пути. Даже фотографии были использованы с фотосессии для альбома "Тополя" двухлетней давности.

Релиз вышел на CD и MC. Содержал в общей сложности 12 треков. Представлен был двумя концертами в Театре Эстрады 9 марта 2001 года, а 10 марта был уже показан на канале ТВЦ. Программа концерта включала в себя как новые, так и старые песни, в том числе "Летучего Голландца", "Ксюшу" в новой аранжировке в стиле диско 80-х и обожаемую мамой Алёны Апины "Огней так много золотых". На сцене, кроме самой певицы и декораций "от Краснова", уместились семеро музыкантов, включая духовую секцию. По признанию самой Алены, менять стиль, имидж и репертуар она не собирается: "Сегодня споешь, как Земфира, а завтра - как Зыкина?"

Оценивая прошедшие в Московском театре эстрады концерты в поддержку альбома, обозреватель InterMedia Наталья Суханова констатировала, что новая программа Апиной мало чем отличается от старой. При этом, согласно журналистке, обещанных в пресс-релизе множества костюмов и шикарных декораций от Бориса Краснова зрители в итоге не увидели. В свою очередь Наталья Панкина, рассматривая то же мероприятие (но в телеверсии) на страницах газеты «Московская комсомолка», критически отозвалась том, что названия песен в программе не объявлялись и даже не были написаны титрами на экране. Наряду с этим, она сочла неуместным появление Апиной в короткой юбке выше колена во время исполнения песни «Ксюша», поскольку артистка «уже давно не девочка».

Музыкальный критик Алексей Мажаев, рецензируя свежий альбом Апиной для портала InterMedia, высказал наблюдение, что артистка не подвержена модным тенденциям и не любит экспериментов с формой, предпочитая исполнять душевные, простые до провинциальности песни, сюжет большинства из которых так и подмывает экранизировать для телепрограммы «Женский взгляд Оксаны Пушкиной» (среди подобных на диске — «Воскресная жена», «Судьба», «Я одна из тех», «Два человека на причале»). В то же время любительницы «Узелков» и «Электрички», согласно Мажаеву, также не останутся обделёнными — для них разухабистость русской души на альбоме иллюстрируют такие композиции как «Не давай, девочка, матросам», «Командировочный» и «Ой, не держи меня, мама моя».

На некоторых номерах Мажаев остановился отдельно. Так, когда песню «Завтра» исполнял ансамбль «Иван Кайф» (у них она называется Ангел II), в ней, по мнению журналиста, обнаруживался подтекст, полутона и фишки; у Апиной же получилась ещё одна спетая грустным голосом женская история, даже «слегка пробешивающая слишком умным для попсы текстом». Говоря о клипе Апиной и Лолиты на «Песню о женской дружбе», рецензент усомнился в искренности певиц — в неё, по ощущениям критика, «мы как-то не верим». В заключение Мажаев выделил трек «Без тебя», голос и аранжировка в котором, по его словам, звучат так, будто певица Шер запела на русском языке. Признав в этой связи, что эксперименты Апиной всё же не чужды, он выразил сожаление, что данная композиция никак не продвигается в музыкальных медиа.

Это рецензии "уважаемых критиков". Про отсутствие экспериментов у Апиной не соглашусь с господином Мажаевым. Даже в этом альбоме их минимум три "Без тебя", "Я одна" и "Завтра". Все три в необычном для самой Апиной (а также для нас всех) жанре. А с Сухановой не соглашусь, так как концерт в Театре Эстрады отличался полностью живым звуком. Прописанных партий не было, все номера были сыграны "здесь и сейчас", что создало неповторимую атмосферу концерта и до сих пор считается одним из самых "теплых" концертов у артистки. А что касается "юбки" выше колена... Ха-ха-ха... Спустя 20 лет Апина еще и не таким удивит!

Поклонники давно заметили, что последние альбомы певицы содержат песни на морскую тематику: "Пароходик" ("Объяснение в любви"), "Камыши" (другое название "Лодочка") в "Люби как я", "Маленький кораблик" и "На теплоходе музыка играет" ("Тополя"). И если следовать этой теории, то весь этот альбом пропитан "околоморской" тематикой: "Дорогая рука", "Не давай, девочка, матросам", "Два человека на причале"...

С другой стороны у нее есть песни и про другой вид транспорта: "Поезда", "Электрички", "Самолеты"... Так, что эта теория так, на "поболтать".

Ну и перейдем к трек-листу.

01. Судьба

Открывает альбом песня "Судьба" от авторов Вадима Лоткина и Симона Осиашвилли. Песня в стиле бодрого латино. Задаёт правильный темп всему альбому. В поддержку альбома исполнялась в нескольких программах на ТВ. Также открывала одноименную концертную программу "О судьбе и о себе".

Сейчас на концертах не звучит. Примечательно, что песня стала саундтреком в сериале "Неотложка" (2003 год). В серии "Звезда", где Апина сыграла главную роль, в конце серии, вопреки всем недругам артистка выходит на сцену и даёт концерт. В сериале использовали запись концерта в театре Эстрады, а не стали специально снимать для сериала "концерт".

02. Завтра

Этому релизу предшествовали поездки Апиной по ночным клубам в поисках потенциальных хитов. Так появилась, подаренная артистке музыкантом группы «Иван Кайф» автором Михаилом Зуевым - песня «Завтра» (в оригинале именовалась «Ангел II»). Подобную метаморфозу названия певица объяснила разницей в творческом восприятии текста произведения. В интерпретации Апиной композиция в итоге стала лауреатом "Песни года" в 2001 году. По словам Апиной, в те годы ее произведение называли «земфирообразным». На взгляд же артистки, вещица получилась скорее «кайфообразной» (производное от названия группы).

Видео на песню снял Сергей Кальварский в одном из павильонов Мосфильма. Несмотря на скудность натуры, в ролике присутствовал ряд изюминок: глухонемые дети, «говорившие» на языке жестов несколько слов о счастливом завтра, огромная Луна, в процессе съёмок рискованно пролетавшая в нескольких сантиметрах от головы Апиной, а также принадлежащий певице бобтейл Дуся (которая только-только родила 8 щенков), появлявшаяся в коротком эпизоде. Клип был отмечен особым знаком MTV "Ай, молодца!".

На концертах того времени песня исполнялась часто, также была представлена на ТВ в различных программах. Сейчас исполняется редко, но была в предварительном сет-листе юбилейного концерта Апиной в Кремле (2024). Но по итогу, из финального плей-листа была исключена.

Представлена также на диске "Ты мне не снишься" (2001), а также ремикс на песню попал в следующий альбом Апиной - "Пойдём со мной" (2003).

03. Я одна из тех

Песня от автора Кирилла Крастошевского. Надрывной клубный поп, с модными рвущимися семплами. Такой музыки в начале нулевых было много, и видимо эта затерялась среди них. Но для поклонников Апиной - это был приятный эксперимент.

На концертах исполнялась очень редко.

04. Песня о женской дружбе (дуэт с Лолитой)

На диск вошла и представленная ещё в начале 2000 года в «Рождественских встречах» «Песня о женской дружбе», написанная для Апиной - Лорой Квинт. Изначально певице приглянулась другая работа композитора — «Поматросишь». Однако та уже была продана Ирине Шведовой. В результате Алёна Апина тайком иногда пела желанный номер на своих концертах. Узнав об этом, Квинт предложила ей взамен «Песню о женской дружбе», исполнить которую на пару Апина пригласила свою подругу Лолиту, переживавшую в тот период развод с Александром Цекало и распад «Кабаре-дуэта „Академия“». Баллада в конечном счёте получила широкую популярность, послужив также началом сольной карьеры Лолиты. На самом же деле, изначально историю про песню "Поматросишь" Алёна рассказывала про песню "Соперница" (которую также написала Л.Квинт). Но не будем копать! Все три песни прекрасны!

Музыкальное видео на «Песню о женской дружбе» вышло за год до самого лонгплея, изначально являясь эпизодом «Рождественских встреч» Аллы Пугачёвой (январь 2000). По сюжету Алёна Апина и Лолита беседуют о женской дружбе за игрой в шахматы. Эта сценка из передачи была в дальнейшем использована в качестве клипа.

Песня стала "кошкой", которая пробежала между артистками. Лолита в одном интервью призналась, что однажды поступила очень некрасиво по отношению к Апиной, отказавшись спеть эту песню с ней на общем сборном концерте. До сих пор, Лолита чувствует вину перед Апиной. Артистки "вроде как" дружат. Отзываются хорошо друг об друге в прессе. Но, практически ни на одном важном мероприятии друг друга за 20 лет замечены не были. Ни презентации, ни концерты, ни дни рождения... "Пусть говорят, что дружбы женской не бывает..."

Песня до сих пор в репертуаре у Алёны Апиной. И довольно часто исполняется на концертах. В юбилейный тур - не вошла (хотя изначально планировалась).

Песня вошла в альбом Лолиты "Цветочки" (2000) и на виниловой пластинке Алёны Апиной "Лучшие песни" (2024).

05. Дорогая рука

Ещё одна лирическая композиция на альбоме — «Дорогая рука». Песня написана на стихи Вероники Тушновой и рассказывала о женщинах, ждущих возвращения своих мужей, ушедших в море.

Данную песню Апина посвятила морякам, погибшим в 2000 году при крушении атомной подлодки «Курск». В клипе на песню «Дорогая рука», посвящённом погибшим морякам «Курска», современные съёмки перемежались кадрами подходящей по контексту документальной хроники. «Я пытался снять этакий символизм, что-то абстрактное», — объяснял режиссёр Сергей Кальварский.

Кстати, сама песня записана еще в мае, и рассказывает про судьбу женщин, которые ждут моряков. Печальные события августа 2000 года, так скажем "легли в основу" клипа, который сняли в сентябре.

И еще один любопытный факт. Именно на этом клипе, помощником режиссера был Аслан Ахмадов, который спустя 20 лет снимет провокационные клипы артистке ("Близость", "Девушка Бонда" и другие).

Песня на концертах практически не исполнялась, но очень любима самой певицей.

06. Не давай, девочка, матросам

Традиционная Апина проявилась в трех песнях в альбоме от старых друзей -авторов Андрея Косинского и Ольги Куланиной. "Не давай, девочка, матросам" - первая. Несмотря на модный и провокационный хук, песня в один ряд с Апинскими хитами не встала, хотя очень активно крутилась на региональных радиостанциях. На песню хотели снимать клип, но из-за трагедии с подлодкой "Курск" веселое комедийное видео на морскую тему и тему "матросов" решили не снимать, отдав предпочтение песне "Дорогая рука", в клипе на которую почтили память моряков.

На концертах исполнялась редко, в основном в туре по черноморскому побережью 2000 года.

07. Два человека на причале

Красивая лирическая композиция "Два человека на причале", от авторов Евгения Кемеровского и Ольги Белой.

История написания песни очень интересная. О ней рассказала сама автор - Ольга. Тетрадка с ее текстами попалась в руки Евгению Кемеровскому... Он слепил из двух разных текстов песню, чем вызвал недовольство у Ольги:

"Как это можно было сделать? Так препарировать поэзию? Тем более вырвать из большого отлаженного сюжета всего 8 строчек для припева...Мне казалось, что стихи, написанные с разницей в 8 лет по разному поводу, адресованные разным людям, разным историям, априори не могут соединиться в одной песне!".

Несмотря ни на что, спустя год Ольга услышала свою песню в исполнении Алёны Апиной. И осталась довольна получившимся результатом. И уже спустя много лет рассказала подробно историю, как песня попала к Алёне Апиной.

К сожалению, на концертах песня практически не исполнялась.

08. Ой, не держи меня, мама моя

Вторая разухабистая песня в альбоме от Андрея Косинского и Ольги Куланиной. "Ой, не держи меня, мама моя" - энергичная песня, про любовь, которой ничто и никто не помеха.

Песня до сих пор в концертном репертуаре Алёны Апиной. Также прозвучала на юбилейном концерте в Кремле в 2024 году.

09. Командировочный

Ну и третья песня в альбоме тандема Косинский / Куланина. Песня "Командировочный". Вообще все три песни, похожи по энергетике, по подаче. Знакомый Апинский стиль, иногда с нотками народного вокала. Начало у песни, как у старого доброго советского ретро, как будто слушаешь пластинку.

Песня на концертах практически не исполнялась.

10. Без тебя

Если предыдущие песни были традиционно Апинскими, то этот трек - полная противоположность. Апина в нём неузнаваема, как сказал, уже помянутый ранее критик "как будто запела Шер на русском языке". Не знаю, как бы слушалась Шер, но этот эксперимент артистке Апиной явно удался. Спустя четверть века песня слушается модно, ново и интересно! Актуалочка, так скажем, на все времена.

К сожалению, песня нигде не исполнялась.

11. Воскресная жена

Первая ласточка альбома. Появилась на сборнике еще перед выходом альбома "Тополя" в 1998 году. Но, видимо, из-за конфликта Укупника (автора данной композиции) и Александра Иратова, вошла в альбом спустя 3 года, после записи и очистки прав. Две другие песни "Именины сердца" и "Вечерами" (купленные вместе с "Воскресной женой") так и остались не изданными.

Песня довольно часто исполнялась на концертах в конце 90-х. Также была претендентом на Песню года в 2000 году.

12. Не могу

Финальная песня альбома. Автор Александр Челобанов. Хорошая жирная точка в альбоме. На концертах не исполнялась.

Вот такой вот альбом. Вспоминаем, слушаем, делимся своими воспоминаниями.

Какая песня у вас самая любимая?

Добавляйте альбом в свой плейлист.