Найти в Дзене
ORDA

«Йоу Орыстар»: кто автор скандального трека и грозит ли статья всем, кто его исполняет

Оглавление

Orda.kz — о злополучной песне, за использование которой арестовали Темирлана Енсебека, реестре «экстремистских материалов» и избирательности закона.

В минувшую пятницу полиция провела обыск и задержала администратора сатирического паблика QazNews24 Темирлана Енсебека. Спустя два дня его на отправили в СИЗО по подозрению в нарушении по статье 174 УК РК («Разжигание межнациональной розни»).  В ДП Алматы официально сообщили, что арест не связан с сатирическими публикациями.

«Причина заключается в другом — он разместил материал, содержащий явные признаки разжигания межнациональной розни, выраженные оскорблением представителей целого этноса. Это недопустимо в нашей многонациональной стране, где согласно Конституции никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, национальности, языка, отношения к религии или по любым иным обстоятельствам. Такие действия подрывают межэтническое согласие и единство народа, являющиеся одними из основополагающих принципов нашего государства», — говорится в заявлении ДП.

О каком именно материале идёт речь, в комментарии не сообщается. Предположительно, речь идёт о треке «Йоу, орыстар», который сопровождает пост о Тине Канделаки.

Откуда растут ноги?

Композиция, к слову, уже фигурировала в жизни Темирлана Енсебека. Летом прошлого года за публичное исполнение строк из этой песни его девушка, Мария Кочнева, получила десять суток административного ареста.

Читайте также: Исполнительницу оскорбительного фристайла Марию Кочневу арестовали на 10 суток

Тогда разжигания межнациональной розни в её поведении не увидели. Видимо дело в национальности Марии, такого рода friendly fire не годится для 174 УК РК. Сама девушка вспоминает, что слова трека известны ей со времён кнопочных телефонов и блютуза. Ещё тогда её передавали, чтобы посмеяться во дворе, где были и казахи, и русские. Трек воспринимали как отвратительный анекдот, улыбаться над жуткими словами которого получалось из-за его абсурдности. Как замечает Мария Кочнева, сложно представить, чтобы кто-то мог эту песню слушать в наушниках прогуливаясь по городу, танцевать, подпевать и вообще воспринимать на «серьёзных щах».

Темирлан Енсебек и Мария Кочнева. Фото из инстаграм mmuurrkka
Темирлан Енсебек и Мария Кочнева. Фото из инстаграм mmuurrkka

Никакого художественного смысла у композиции, не проглядывается, это сгусток мата и оскорблений, в адрес русских и узбеков. Процитировать которые не представляется возможным, а если попытаться нецензурную брань «запикать», то трек превратится в непрерывный трёхминутный писк.

Кто автор?

Несмотря на всю незамысловатость, с начала двухтысячных композицию публиковали тысячи раз под сотнями никнеймов. Есть даже вариант исполненный с помощью ИИ, текст накладывали на самые разные аранжировки. Представлена она почти на всех стриминговых платформах.

На Apple Music, например публикацию залили в конце декабря 2024 (почти спустя 11 месяцев после того как пост выложили в сатирическом СМИ).

Скриншот Apple Music
Скриншот Apple Music

А на YouTube этот же автор залил песню в январе 2025.

Скриншот YouTube
Скриншот YouTube

Самый ранний цифровой след мы нашли на ютуб-канале, созданном в декабре 2012-го. К слову, у видео более миллиона просмотров, а на самом канале, кроме скандального трека с рандомным видеорядом, больше ничего нет.

Скриншот YouTube
Скриншот YouTube

Мы выяснили, что эта песня была опубликована в 2013 году на канале Dadahan Hasan, где у неё 436 просмотров. А четыре года назад была загружена на канал MRST KLDM, где собрала 384 тысячи.

В тексте звучат два памятных имени — Зухра и Фатима. В этот раз это не рандомное оскорбление, а отсылка к культовому узбекскому фильму, который вышел в 2005 году. Уже упомянутые узбеки, которых авторы тоже не взлюбили, и близость к творчеству соседней страны (упоминание фильма), наводит многих пользователей на мысли принадлежности исполнителей к югу. Под постом фонтан удачных и не очень шуток, но есть и гневные комментарии.

-6

Чтобы узнать корни подобного рэп-искусства, мы обратились за комментарием к режиссёру Саяту Саруару, который в 2000-х активно занимался читкой текстов под биты.

Продолжение по ссылке.