Чем похожи российские фильмы, снятые про граждан СССР? Смыслами. В центре истории герой (героиня), который (ая) не за идеологию, а за условные булочку и трамвайчик побеждает, приходит к финишу первым (ой), делает невозможное возможным. Наставляет его (её) условный дьяк Осип Никифорович, а противостоят ему (ей) злые особисты и недалекая советская номенклатура.
Казалось бы, ничего общего такие картины с советским прошлым не имеют, но они продаются. Почему? Наши киношники "позаимствовали" главную фишку Голливуда, которая работает как часы. Не верите?
Добро пожаловать в мир героя «Первый на Олимпе»!
История, которая обесценивает
Трейлер нового фильма "Первый на Олимпе" уже доступен для просмотра. В синопсисе к байопику сказано:
Как продают эту картину? С яркой вывеской «Основано на реальных событиях». Такой прием продажи фильмов действует безотказно: люди идут, хвалят, ждут продолжения.
Сначала его на вооружение взял Голливуд, а теперь и наши: они снимают много картин, которые основаны на реальных событиях.
Но так ли это на самом деле? Конечно, нет.
Повторюсь: все картины про героев из СССР – идеологическое клише. Их цель – показать тем, кто не рожден в Советском Союзе, подвиг человека, который вопреки всему – системе, плохим особистам, - добивается поставленной цели.
Делает это он не ради Родины, идеологии страны, в которой живет. Подвиги он совершает, руководствуясь более "базовыми" ценностями: чтобы быть с любимой, чтобы в любимом городе ездил трамвайчик, а в кармане были сахарок и булочка.
Зачем мыслить высшими материями, когда можно жить так? Зачем думать о великом, когда тебе хорошо?
Все это отражено в трейлере «Первый на Олимпе»: плохая советская номенклатура, страстная сцена с любимой в картине "6+" (дети должны знать откуда берутся дети), напряженное лицо героя крупным планом противопоставляется лицу советского равнодушного чиновника: его портрет угадывается с первой секунды.
И ведь не подкопаешься: основано на реальных событиях. Такую историю нужно проглатывать молча, хвалить, ругать критиков картины, которая выходит в отечественный кинопрокат 9 октября.
Видео: паблик "Кино для тебя" в ВК
Технологии Голливуда по продвижению нагло позаимствованы. Наших киношников они еще ни разу не подводили.
И ведь кто-то скажет: "Не надо судить по трейлеру", - но только слепой не видит того, что есть в трейлере – не так ли?
Реальное, а не основанное на реальном
А теперь давайте посмотрим на реальную жизни героя нового фильма. Юрий Тюкалов родился в 1930 году. В 12 лет получил медаль «За оборону Ленинграда». Как и многие дети Ленинграда работал вместе со взрослыми - возил по городу 300-литровую бочку с водой из Невы.
Действовал парень не во имя булочки и трамвая, а в едином более высоком порыве. Покажут ли это в новом фильме? Вряд ли. Идеология сближения, когда человек человеку товарищ, вредна для ныне продекларированных скреп: «булочка» и «трамвайчик» будут в приоритете.
Но возвращаемся к Тюкалову: с 1949 по 1951 годы он одержал по две победы на чемпионатах СССР по гребле в составах «четверки» и «восьмерки». Однажды он попробовал свои силы в одиночных соревнованиях - и понял, что эта дисциплина ему гораздо ближе.
Думаю, в фильме вывернут в сторону того, что, мол, посмотрите, как куется успешный успех: надо о себе думать и будете первыми на Олимпе.
Юрий Тюкалов на летних Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году в соревнованиях по гребле завоевывал первое олимпийское «золото». Спортсмен также получил высшую награду гребного клуба Финляндии. Еще одно олимпийское золото он добыл на Играх в Мельбурне, но уже в составе «двоек», как и серебро - на летней Олимпиаде 1960 года в Риме. Кроме того, Тюкалов несколько раз становился победителем чемпионата Европы.
Он закончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной в 1957 году. После окончания вуза работал художником-оформителем в универмаге «Гостиный двор», затем около 35 лет – в Комбинате живописно-оформительского искусства при Художественном фонде.
Свои работы он посвящал истории страны и русского флота. Олимпийский чемпион оформил интерьеры кают-компаний атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь», «Россия», крейсеров «Гангут» (пятиметровое панно «Гангутская битва»), «Петр Великий» и других кораблей отечественного ВМФ.
Он также создал бюсты Петра Великого, русских полководцев для Музея-заповедника «Бородинское поле», Музея Суворова в Кончанском и др. Участвовал в создании мемориального комплекса, посвященного защитникам Ленинграда, став автором чеканных рельефов памятника - привлек его к этой работе знаменитый архитектор Сергей Борисович Сперанский.
Оригинал думал обо всех. А что прототип? Современные ценности и «основано на реальных событиях» дадут ему шанс не только не быть раскритикованным, но и встреченным бурными овациями в кинозале.
Что ж, какие ценности, такие зрители, такое кино...
Войдёт ли фильм «Первый на Олимпе» в «Золотой фонд» отечественного кинематографа? Станет ли он тем самым патриотичным шедевром, как «…А зори здесь тихие»? Узнаем 9 октября.
Приятного всем просмотра!