Ян Рокотов считается одним из самых известных спекулянтов за всю историю Советского Союза. Во многом эту славу он получил не только из-за своих коммерческих талантов, но и благодаря громкому "делу фарцовщиков". По результатам пересмотра уголовного дела в отношении Рокотова и его подельников, приговор в виде лишения свободы был заменен на расстрел. Произошло это из-за личного вмешательства Хрущева.
Как начинал король фарцы
Будущий спекулянт происходил из еврейской семьи и первоначально имел фамилию Орлик, но потом, оставшись без родителей, он перешел под попечительство дальнего родственника - Тимофея Рокотова, который работал редактором в газете. Мальчик рос смышлёным, поэтому в 1946 году было решено отправить его учиться в Московский университет. Поначалу Рокотов горел желанием окончить юридический факультет, но алчность взяла свое, и он пустился во все тяжкие.
В университете Рокотов нашел новое хобби - фотографирование. Но в те годы достать фотобумагу было совсем непросто, поэтому поиски завели его на "черный рынок". Познакомившись с миром спекулянтов, перекупов и торгашей, Рокотов сразу понял, в чем его настоящее призвание. Ян быстро освоился, превратившись из примерного студента в ловкого дельца, и в скором времени был замечен милицией.
Сотрудники нагрянули к нему домой с обыском. Рокотов попросил отпустить его в уборную "по нужде", после чего вылез через форточку наружу. Он задумал сбежать на юг, но далеко не ушел - его поймали и присудили 8 лет лагерей. В неволе Ян сдружился с писателем Фельштинским. Позже писатель утверждал, что Рокотова в лагере избивали и всячески гнобили, однако другие заключенные вспоминали, что он пользовался покровительством лагерной администрации. Так или иначе, в 1954 году спекулянта реабилитировали.
Рокотов на вершине черного рынка
На воле Рокотов решил не прохлаждаться и вскоре снова приступил к любимому занятию. Валюта, одежда, антиквариат - стали его главным капиталом. Теперь под началом спекулянта работала целая сеть бегунков. Они облюбовали всю улицу Горького в Москве, а в особенности отели "Москва" и "Националь".
Король фарцы продолжал жить в коммуналке, но при этом кушал в ресторане "Арагви" (излюбленное место партийных шишек), передвигался строго на такси, а также устраивал кутежи с богемой и криминальными авторитетами из мира экономических преступлений. По столице ходили слухи о немыслимом богатстве Рокотова.
Проблемы начались после жалобы приезжего экономиста из Штатов. Виктор Перло сообщил Микояну, что в отеле к нему пристают неизвестные с просьбой продать валюту. Для советского правительства эти слова были как пощечина. Партийные деятели обвинили руководство МВД в бездействии и приказали провести расследование сотрудникам КГБ. Тучи над головой Рокотова сгущались.
Рокотов под "колпаком"
В комитете оперативно выяснили, что главными купцами являются: Рокотов по прозвищу "Косой", Файбишенко ("Владик") и Яковлев ("Дим Димыч"). Ян, который обладал превосходным чутьем мошенника-ловкача, сразу понял, что против него шьют дело. Он связался со своим подчиненным по телефонной связи и сообщил, что хочет передать ему важный груз. Телефон в этот момент прослушивался. Когда подельник вышел от Рокотова, его тут же повязали с чемоданом. Внутри чемодана находилось мыло и мочалка.
Чекисты постоянно наблюдали за спекулянтом. Он, в свою очередь, пытался их дразнить, бегая по разным местам с пустым чемоданом. В конце концов он решил, что его песенка в качестве фарцовщика - спета. Поэтому Рокотов улучил наиболее подходящий момент, когда полагал, что за ним нет слежки, и направился в Ярославский вокзал, к камере хранения. Там его задержали с чемоданом, полным золотых монет, рублей, драгоценностей и иностранной валюты. После изъятия и обысков, всего добра набралось на полтора миллиона долларов США.
Во время задержания Рокотов сел на пол и произнес упавшим голосом:
"Господи, какой же я кретин!"
На суде присутствовали главари шайки спекулянтов в полном составе. Все трое получили по 8 лет лагерей. Однако потом из ГДР вернулся разозленный Хрущев.
Разозленный Хрущёв и пересмотр дела
В Берлине во время одного из визитов к Хрущёву обратились немецкие политики со словами, что черного рынка такого масштаба, как в Москве, больше нет нигде. Хрущев рвет и мечет. Он обвиняет Руденко в излишней мягкости. А ведь это тот самый прокурор, который выступал на Нюрнбергском трибунале. Достается и главе Верховного суда Горкину. Он выслушивает от Хрущева угрозу: "За подобные решения судить надо самих судей!".
Масло в огонь подливает письмо столичных рабочих:
"Мы, рабочие люди из Московского приборостроительного завода, просим Вас не щадить этих отбросов общества. Спекулянты хуже предателей. Чтобы другим жуликам было неповадно, приговорите всю эту банду мошенников к наивысшей степени наказания — расстрелу, ведь они поганят честную репутацию советских граждан".
Рокотов и остальные пишут ходатайства о помиловании, но все тщетно. Обвинители насчитали ущерб государству более чем на 12 миллионов рублей.
В середине июля 1961 года короля спекулянтов Рокотова расстреляли. Его письмо правительству СССР о том, что приговор в виде расстрела за валютные спекуляции и перепродажу штанов - это не справедливо, осталось без внимания.
Как вы считаете, не был ли приговор слишком жестоким?
Благодарю за то, что дочитали до конца! Ваш лайк и подписка помогают делать контент ещё лучше.