Найти в Дзене

"Доживем до понедельника". Смотрим старое кино с подростком.

В комментариях к одной из предыдущих статей, аргументируя свою точку зрения на психологию, я упомянула старый советский фильм «Доживем до понедельника». А через несколько дней у меня прошла съемка девятиклассников для выпускного альбома. И захотелось мне пересмотреть фильм, чтобы сравнить современных подростков и их ровесников из 60-х годов прошлого века. Да и моя дочка уже подошла к этому возрасту, интересно было обсудить с ней эту историю и понаблюдать за реакцией, на показанное в нем поведение взрослых и детей. Мы достаточно часто смотрим старые фильмы. Какие-то идут на ура, а некоторые бросаем на середине. Иногда я ловлю себя на том, что любимые мной в юности картины совсем иначе воспринимаются сейчас. Это очень интересный опыт, который дает много пищи для размышлений. Но, видимо, в последнее время мой выбор был не самым удачным, и дочка не очень хотела смотреть старый черно-белый фильм. Пришлось прибегнуть к мелкому шантажу и хитростям, но я была убеждена, что картина ей понравитс
Оглавление

В комментариях к одной из предыдущих статей, аргументируя свою точку зрения на психологию, я упомянула старый советский фильм «Доживем до понедельника». А через несколько дней у меня прошла съемка девятиклассников для выпускного альбома. И захотелось мне пересмотреть фильм, чтобы сравнить современных подростков и их ровесников из 60-х годов прошлого века. Да и моя дочка уже подошла к этому возрасту, интересно было обсудить с ней эту историю и понаблюдать за реакцией, на показанное в нем поведение взрослых и детей.

Мы достаточно часто смотрим старые фильмы. Какие-то идут на ура, а некоторые бросаем на середине. Иногда я ловлю себя на том, что любимые мной в юности картины совсем иначе воспринимаются сейчас. Это очень интересный опыт, который дает много пищи для размышлений. Но, видимо, в последнее время мой выбор был не самым удачным, и дочка не очень хотела смотреть старый черно-белый фильм. Пришлось прибегнуть к мелкому шантажу и хитростям, но я была убеждена, что картина ей понравится.

Новый взгляд на знакомых героев

Первое, на что я обратила внимание при просмотре, насколько по-другому сейчас воспринимается главный герой – учитель истории Илья Семенович. Классический представитель советской интеллигенции, вполне себе зрелый мужчина, живущий с мамой, которая всячески старается угодить ему и буквально дышит сыночком. Дочке этот персонаж категорически не понравился. Мне было сложно не согласиться с ней - вначале фильма он действительно предстает самовлюбленным, хамоватым и безразличным к окружающим. Я, честно говоря, не помню, чтобы он производил такое отрицательное впечатление на меня в юности. Хотя сейчас думаю, что именно таким и хотели показать его авторы фильма в начале истории. Апогея непринятие его личности у дочки достигло на сцене, где к нему приходит мама с нерадивым учеником. С точки зрения юного поколения, это именно тот педагог, который считает, что его предмет самый главный и не думает, что у учеников есть еще что-то в жизни. Но в конце этой же сцены он начинает открываться с другой, более человечной стороны. А позже мы узнаем, что он воевал, и эта его жизнь с мамой и уход в идеальный и иллюзорный мир музыки и литературы кажутся уже вполне объяснимыми. Да и поступки Ильи Семеновича постепенно открывают нам другие стороны его личности. Я бы даже сказала несколько пафосно, что он проходит через кризис, который трансформирует его, и трансформация эта поднимает его на качественно новый уровень. В финале я услышала от дочки: «А он вроде ничего. Шутит даже».

Вначале главный герой предстает холодным и надменным.
Вначале главный герой предстает холодным и надменным.

А так ли изменилась школа?

Второе открытие, которое я сделала – это то, что любимые фразы учителей за прошедшие полвека не изменились.

«И нам так учителя говорят!» - то и дело повторяла дочка.

Например, коронная фраза выгоревшего учителя: «Мы вам всю душу отдаем, а вы…». Предполагается, что она должна вызвать очищающее чувство вины у учеников, но в реальности вызывает только раздражение. К этой фразе обычно еще прилагается угроза уйти из профессии, но она вызывает у слушателей лишь одну мысль: «Уходите». Зато в фильме очень хорошо показано бессилие учителя, которое побуждает его говорить такие вещи. И мы понимаем, что перед нами живой человек, который тоже страдает от своих несбывшихся мечт и не может справиться с реальностью.

Вообще этот фильм очень хорош для подростков тем, что показывает учителей живыми людьми, со своими переживаниями, ошибками и эмоциональными срывами.

«Сводить счеты с женщиной, у которой сдали нервы, непорядочно», - говорит Илья Семенович ребятам. Они понимают. И современные подростки понимают, если им об этом говорить.

Мне кажется очень важным обсуждать с детьми поступки учителей и, главное, их причины. Учить их видеть реальных, живых людей. И понимать, где ответственность учителя, а где ответственность его – ученика. Замечать, когда идет «перекидывание мячика ответственности». Например, когда педагог манипулирует детьми, угрожая им уйти из школы или вызывая у них чувство вины, он пытается скинуть на них ответственность за свой непрофессионализм. Но, с другой стороны, если ребенок хамит учителю или не выполняет домашнее задание, то он должен понимать, что это уже его ответственность и не перекидывать ее на учителя, даже если тот ему не нравится. Но это тема уже для отдельной статьи😉.

Достоинство – исчезающая опция

Вернемся к фильму и подросткам. В картине замечательно показано, как ребята поддерживают друг друга в противостоянии со взрослыми, при этом не опускаясь до хамства. К сожалению, свобода нынешних подростков, которая во многих отношениях мне очень нравится, не дает им четких рамок, которые заставляли бы их выбирать достойные способы отстаивания своей позиции. И нужно объяснять им, что недостойное поведение, например, матерная лексика или низкопробные шутки, унижают в первую очередь их самих, а не учителя, на которого все это направлено. И объяснять им это должны мы – родители. С моей точки зрения, обсуждаемый фильм может стать отличной иллюстрацией для таких разговоров.

Невозможно не заметить, как красиво выглядит человек, с достоинством и уважением отстаивающий свою точку зрения, как, например, девочка, защищающая свое право мечтать о счастливом материнстве.

Кстати, дочка сказала, что сейчас за такое сочинение поставили бы отлично. И это дало прекрасный повод поговорить об идеологической реальности тех лет.

Умение с достоинством и уважением отстаивать свою точку зрения встречается все реже.
Умение с достоинством и уважением отстаивать свою точку зрения встречается все реже.

Реальный мир живых людей

Мне кажется, что фильм прекрасен тем, что показывает развитие героев, их способность меняться. Идеальная картинка современных соцсетей даже у нас – взрослых вызывает чувство неполноценности и неуспешности. Вроде как ты должен сразу быть идеальным родителем, супругом, работником.

Бесконечная реклама того, как все легко, – заработать денег, воспитать идеального ребенка, создать счастливый брак и так далее, загоняет нас в ловушку искаженных представлений о действительной стоимости достижений.

Подростки же живут в этом информационном пространстве всю свою жизнь и их столкновение с реальностью гораздо травматичнее нашего. В этой же истории люди показаны с разных сторон. Там просто невозможно назвать отрицательного героя. Только ты пытаешься записать кого-нибудь в злодеи и тут оказывается, что он просто слабый человек. Просто человек! По-моему, это главное достоинство фильма. И этим он кардинально отличается от современных кассовых фильмов. Умение видеть вокруг живых людей, а не героев и злодеев – необходимый навык для жизни в реальном мире. При этом нельзя впадать в другую крайность и называть белое черным, а черное белым. Неприглядные поступки остаются неприглядными, но сам человек не должен получать автоматического клейма «неприглядного».

Это очень непростая наука – жить в мире реальных людей и иногда проще сбежать от него в черно-белый иллюзорный мир героев и злодеев, как сделал Илья Семенович в первой половине фильма. Но платой за такое решение будет одиночество. Быть героем среди злодеев, - так себе существование. Это тоже нужно рассказывать детям. И мне кажется, именно об этом картина.

Жизнь в иллюзорном мире героев и злодеев приводит к одиночеству.
Жизнь в иллюзорном мире героев и злодеев приводит к одиночеству.

Немного о счастье

И в заключение, немного о счастье. В современном мире счастье зачастую предстает в образе картинки из соцсетей. И эта картинка не показывает сложную и трудную дорогу «из желтого кирпича». Мы – современные родители, - тоже стремимся всячески оградить своих чад от неприятностей реальной жизни, чтобы не было им так тяжело, как нам в их возрасте. И когда юноша или девушка сталкивается с реальностью, то у них, как в той сказке, есть на выбор три дороги: спрятаться в иллюзию, сдаться и опустить руки или начать знакомиться с этой реальностью, набивая себе шишки и разбивая носы. Мне показалось, что этот фильм хороший повод поговорить о мечтах ребенка и помочь ему увидеть пути к исполнению его желаний, чтобы шишек и ссадин было поменьше.

А вообще, невозможно не согласиться с юным героем фильма - «счастье – это когда тебя понимают». Не судят, не проверяют, не исправляют, не учат, а просто понимают.

В этой статье я сосредоточилась лишь на том, что показалось мне особенно важным сейчас, и не подняла множество важных вопросов, отраженных в фильме. Мне очень интересно было бы узнать, что затронуло вас в этой истории. Приглашаю всех делиться своими мыслями в комментариях.

С любовью к детям и родителям, Наталья Веселова.