В комментариях к одной из предыдущих статей, аргументируя свою точку зрения на психологию, я упомянула старый советский фильм «Доживем до понедельника». А через несколько дней у меня прошла съемка девятиклассников для выпускного альбома. И захотелось мне пересмотреть фильм, чтобы сравнить современных подростков и их ровесников из 60-х годов прошлого века. Да и моя дочка уже подошла к этому возрасту, интересно было обсудить с ней эту историю и понаблюдать за реакцией, на показанное в нем поведение взрослых и детей.
Мы достаточно часто смотрим старые фильмы. Какие-то идут на ура, а некоторые бросаем на середине. Иногда я ловлю себя на том, что любимые мной в юности картины совсем иначе воспринимаются сейчас. Это очень интересный опыт, который дает много пищи для размышлений. Но, видимо, в последнее время мой выбор был не самым удачным, и дочка не очень хотела смотреть старый черно-белый фильм. Пришлось прибегнуть к мелкому шантажу и хитростям, но я была убеждена, что картина ей понравится.
Новый взгляд на знакомых героев
Первое, на что я обратила внимание при просмотре, насколько по-другому сейчас воспринимается главный герой – учитель истории Илья Семенович. Классический представитель советской интеллигенции, вполне себе зрелый мужчина, живущий с мамой, которая всячески старается угодить ему и буквально дышит сыночком. Дочке этот персонаж категорически не понравился. Мне было сложно не согласиться с ней - вначале фильма он действительно предстает самовлюбленным, хамоватым и безразличным к окружающим. Я, честно говоря, не помню, чтобы он производил такое отрицательное впечатление на меня в юности. Хотя сейчас думаю, что именно таким и хотели показать его авторы фильма в начале истории. Апогея непринятие его личности у дочки достигло на сцене, где к нему приходит мама с нерадивым учеником. С точки зрения юного поколения, это именно тот педагог, который считает, что его предмет самый главный и не думает, что у учеников есть еще что-то в жизни. Но в конце этой же сцены он начинает открываться с другой, более человечной стороны. А позже мы узнаем, что он воевал, и эта его жизнь с мамой и уход в идеальный и иллюзорный мир музыки и литературы кажутся уже вполне объяснимыми. Да и поступки Ильи Семеновича постепенно открывают нам другие стороны его личности. Я бы даже сказала несколько пафосно, что он проходит через кризис, который трансформирует его, и трансформация эта поднимает его на качественно новый уровень. В финале я услышала от дочки: «А он вроде ничего. Шутит даже».
А так ли изменилась школа?
Второе открытие, которое я сделала – это то, что любимые фразы учителей за прошедшие полвека не изменились.
«И нам так учителя говорят!» - то и дело повторяла дочка.
Например, коронная фраза выгоревшего учителя: «Мы вам всю душу отдаем, а вы…». Предполагается, что она должна вызвать очищающее чувство вины у учеников, но в реальности вызывает только раздражение. К этой фразе обычно еще прилагается угроза уйти из профессии, но она вызывает у слушателей лишь одну мысль: «Уходите». Зато в фильме очень хорошо показано бессилие учителя, которое побуждает его говорить такие вещи. И мы понимаем, что перед нами живой человек, который тоже страдает от своих несбывшихся мечт и не может справиться с реальностью.
Вообще этот фильм очень хорош для подростков тем, что показывает учителей живыми людьми, со своими переживаниями, ошибками и эмоциональными срывами.
«Сводить счеты с женщиной, у которой сдали нервы, непорядочно», - говорит Илья Семенович ребятам. Они понимают. И современные подростки понимают, если им об этом говорить.
Мне кажется очень важным обсуждать с детьми поступки учителей и, главное, их причины. Учить их видеть реальных, живых людей. И понимать, где ответственность учителя, а где ответственность его – ученика. Замечать, когда идет «перекидывание мячика ответственности». Например, когда педагог манипулирует детьми, угрожая им уйти из школы или вызывая у них чувство вины, он пытается скинуть на них ответственность за свой непрофессионализм. Но, с другой стороны, если ребенок хамит учителю или не выполняет домашнее задание, то он должен понимать, что это уже его ответственность и не перекидывать ее на учителя, даже если тот ему не нравится. Но это тема уже для отдельной статьи😉.
Достоинство – исчезающая опция
Вернемся к фильму и подросткам. В картине замечательно показано, как ребята поддерживают друг друга в противостоянии со взрослыми, при этом не опускаясь до хамства. К сожалению, свобода нынешних подростков, которая во многих отношениях мне очень нравится, не дает им четких рамок, которые заставляли бы их выбирать достойные способы отстаивания своей позиции. И нужно объяснять им, что недостойное поведение, например, матерная лексика или низкопробные шутки, унижают в первую очередь их самих, а не учителя, на которого все это направлено. И объяснять им это должны мы – родители. С моей точки зрения, обсуждаемый фильм может стать отличной иллюстрацией для таких разговоров.
Невозможно не заметить, как красиво выглядит человек, с достоинством и уважением отстаивающий свою точку зрения, как, например, девочка, защищающая свое право мечтать о счастливом материнстве.
Кстати, дочка сказала, что сейчас за такое сочинение поставили бы отлично. И это дало прекрасный повод поговорить об идеологической реальности тех лет.
Реальный мир живых людей
Мне кажется, что фильм прекрасен тем, что показывает развитие героев, их способность меняться. Идеальная картинка современных соцсетей даже у нас – взрослых вызывает чувство неполноценности и неуспешности. Вроде как ты должен сразу быть идеальным родителем, супругом, работником.
Бесконечная реклама того, как все легко, – заработать денег, воспитать идеального ребенка, создать счастливый брак и так далее, загоняет нас в ловушку искаженных представлений о действительной стоимости достижений.
Подростки же живут в этом информационном пространстве всю свою жизнь и их столкновение с реальностью гораздо травматичнее нашего. В этой же истории люди показаны с разных сторон. Там просто невозможно назвать отрицательного героя. Только ты пытаешься записать кого-нибудь в злодеи и тут оказывается, что он просто слабый человек. Просто человек! По-моему, это главное достоинство фильма. И этим он кардинально отличается от современных кассовых фильмов. Умение видеть вокруг живых людей, а не героев и злодеев – необходимый навык для жизни в реальном мире. При этом нельзя впадать в другую крайность и называть белое черным, а черное белым. Неприглядные поступки остаются неприглядными, но сам человек не должен получать автоматического клейма «неприглядного».
Это очень непростая наука – жить в мире реальных людей и иногда проще сбежать от него в черно-белый иллюзорный мир героев и злодеев, как сделал Илья Семенович в первой половине фильма. Но платой за такое решение будет одиночество. Быть героем среди злодеев, - так себе существование. Это тоже нужно рассказывать детям. И мне кажется, именно об этом картина.
Немного о счастье
И в заключение, немного о счастье. В современном мире счастье зачастую предстает в образе картинки из соцсетей. И эта картинка не показывает сложную и трудную дорогу «из желтого кирпича». Мы – современные родители, - тоже стремимся всячески оградить своих чад от неприятностей реальной жизни, чтобы не было им так тяжело, как нам в их возрасте. И когда юноша или девушка сталкивается с реальностью, то у них, как в той сказке, есть на выбор три дороги: спрятаться в иллюзию, сдаться и опустить руки или начать знакомиться с этой реальностью, набивая себе шишки и разбивая носы. Мне показалось, что этот фильм хороший повод поговорить о мечтах ребенка и помочь ему увидеть пути к исполнению его желаний, чтобы шишек и ссадин было поменьше.
А вообще, невозможно не согласиться с юным героем фильма - «счастье – это когда тебя понимают». Не судят, не проверяют, не исправляют, не учат, а просто понимают.
В этой статье я сосредоточилась лишь на том, что показалось мне особенно важным сейчас, и не подняла множество важных вопросов, отраженных в фильме. Мне очень интересно было бы узнать, что затронуло вас в этой истории. Приглашаю всех делиться своими мыслями в комментариях.
С любовью к детям и родителям, Наталья Веселова.