Собор Святого Андрея - архитектурный памятник и единственный Англиканский храм в Москве, построенный в 1884 году в викторианском стиле, стилизованном под английскую готику.
А история англиканской общины в Москве берёт начало в середине XVI века, когда царь Иван Грозный передал подворье московского Старого Английского двора английским купцам из "Московской компании" и позволил им проводить богослужения в первопрестольной в соответствии с их вероисповеданием. В XVI веке "Московская компания" состояла из группы купцов-авантюристов, а к XVIII веку превратилась в стабильное деловое сообщество, которое стало заботиться о духовных потребностях своих членов, живущих за границей. Первые церкви англиканской общины строились из дерева в Архангельске - это был главный порт для англо-русской торговли, и записи свидетельствуют о том, что священник из Архангельска ездил в Москву, чтобы проводить службы для местной общины. Примерно с 1705 года Архангельск и Москва образовали совместное приходское управление.
Для своих проповедей священники англиканской общины использовали разные помещения Москвы. До пожара Москвы 1812 года богослужения англиканской общины в Москве проходили в здании голландской реформаторской церкви, расположенной на углу Немецкой улицы и Голландского переулка в Немецкой слободе.
После того, как церковь сгорела, было решено построить собственную Англиканскую церковь, но сделки по покупке участков под строительство несколько раз срывались. Одно время богослужения проходили в особняке XVIII века, принадлежавшем княгине Анне Голицыной, расположенном на углу Малого Гнездниковского переулка и Тверской улицы. В 1828 году англиканская община приобрела каменный дом в Большом Чернышёвском переулке (ныне в Вознесенском) у наследников гвардейского прапорщика Петра Алексеевича Наумова. Приобретённый дом англиканская община использовала как "британскую часовню". В 1882—1884 годах, предположительно по проекту английского архитектора Ричарда Нилла Фримена, под непосредственным руководством московского архитектора Бориса Фрейденберга на месте "британской часовни" и был возведён Англиканский собор, сохранившийся до наших дней. Среди наиболее активных спонсоров, участвовавших в строительстве церкви, выделялся владелец чугунолитейной фабрики и совладелец Высоковской мануфактуры Роман Романович (Роберт) Мак-Гилл со своей супругой Джейн (Евгенией Ивановной).
Первая служба в новой церкви прошла 2 сентября 1884 года. 13 января 1885 года состоялось торжественное богослужение, на котором специально прибывший из Лондона епископ Джонатан Титкомб официально освятил церковь в честь святого апостола Андрея, покровителя Шотландии, так как именно шотландцы составляли подавляющее большинство в английской общине в Москве.
Англиканский собор был не только местом для богослужений, но и общественным центром британской общины в Москве. В здании храма находились библиотека, комната для собраний, архив; наверху башни было устроено хранилище — комната-сейф, где члены общины хранили ценности.
Во время московских боёв в октябре 1917 года большевики, установив пулемёт на башне собора Святого Андрея, пытались остановить продвижение войск Временного правительства к Моссовету через Большой Чернышёвский (ныне — Вознесенский) и Брюсов переулки. Содержимое хранилища в башне бесследно пропало в 1917 году: капеллан церкви сообщал в Лондон, что его посетили представители новых властей и увезли 126 запечатанных ящиков и 193 тысячи рублей.
Англиканский собор после Октябрьской революции ещё некоторое время действовал. Последнее упоминание о службе в храме относится к 11 апрелю 1920 года - в тот день там венчались Елена Балакова и Альберт Уэйл. А уже 5 февраля 1921 года здание храма было передано для размещения дипломатического представителя Финляндии в РСФСР. В дальнейшем помещения церкви стали использовать как склад, а потом как общежитие.
С 1960 года в храме располагалась студия грамзаписи "Мелодия", занимавшаяся записью и выпуском грампластинок под готическими сводами церковного зала с великолепной акустикой. В студии грамзаписи "Мелодия" записывались все ведущие музыканты СССР, среди которых были Шостакович и Ростропович.
В 1991 году было получено разрешение на проведение богослужений, на которые приезжал англиканский священник из Хельсинки, с 14 июля того же года в церкви возобновились регулярные богослужения, которые проходили раз в месяц. В 1993 году в Москву был назначен капеллан, и богослужения стали проводиться каждое воскресенье.
19 октября 1994 года королева Елизавета посетила собор Святого Андрея во время своего визита в Россию. Президент Ельцин сообщил королеве, что церковь возвращается, хотя к тому времени удалось вернуть англиканской общине только дом священника - особняк, построенный в 1894 году рядом с входом на церковный участок по проекту архитектора Бориса Фрейденберга. Это двухэтажное здание из красного кирпича было изначально построено для церковного капеллана на средства упомянутой в этой статье меценатки Джейн Мак-Гилл в память её мужа, предпринимателя, Роберта Мак-Гилла.
На боковой стене пасторского дома, под гипсовым изображением почитаемого во всём мире Святого Георгия, в честь которого были освящены многие храмы даже в Древней Руси, и геральдическими символами Англии, Шотландии и Ирландии — розы, чертополоха и клевера соответственно — сохранилась надпись: «Built for St. Andrew’s church in memory of Robert McGill by his widow. AD 1894» («Построено для церкви святого Андрея в память о Роберте МакГилле его вдовой. 1894 год от Рождества Христова.»).
Пасторский дом, как и Англиканский собор Святого Андрея, располагается на церковном участке по адресу: Вознесенский переулок, дом 8/5.
Англиканская церковь на своём сайте называет храм Святого Андрея - Сент-Эндрюс. Последние годы в соборе регулярно проводятся службы на английском языке для англиканской общины, а в свободное от служб время - под готическими сводами собора Святого Андрея организуют концерты фонды "Бельканто" и "Небесный мост".
Впервые мы были в Англиканском соборе Святого Андрея 18 января на концерте, организованном фондом "Бельканто", "Музыкальный мир фэнтези. Гарри Поттер" с участием мастера песочной анимации Лидии Миллер и музыкального квартета.
Под музыку, исполняемую скрипачкой Анастасией Анисимовой, флейтистом Борисом Анисимовым, пианисткой Дарьей Дорожкиной и виолончелисткой Еленой Скворцовой, мастер песочной анимации Лидия Миллер создавала картины из песка, проецируемые на большой экран, установленный в центре алтарной апсиды. На концерте прозвучали саундтреки к фильмам про Гарри Поттера композиторов Джона Уильямса, Патрика Дойла, Николаса Хупера и Александра Деспла.
Джон Уильямс написал самую известную мелодию к первому фильму про Гарри Поттера - "Hedwig's Theme", ставшую символом и знаменитым саундтреком для волшебного мира всего сериала. Ранние фильмы про Гарри Поттера были более яркими и сказочными, поздние - более мрачными и тревожными. Вместе с фильмами менялась и музыка в сериале. По мере развития сюжета саундтреки становились всё более сложными и эмоциональными. Для последних фильмов саундтреки писали композиторы Патрик Дойл, Николас Хупер и Александр Деспла. Последний - написал музыку к финальным сериям саги о противостоянии Гарри Поттера и Волан-де-Морта, под названием "Гарри Поттер и Дары смерти". Многие меломаны считают, что Александр Деспла написал очень удачные саундтреки, которые вполне соответствуют масштабу напряжённой развязки сюжета.
Песочная анимация, которая "оживляла" на концерте магических героев из фильмов про Гарри Поттера, визуализировала концертную программу, будила воображение, добавляла ярких эмоциональных красок, помогала ощутить волшебство музыки и усиливала восприятие музыкальных композиций.
На картинах из песка, благодаря мастерству художницы, как по мановению волшебной палочки, под саундтреки к фильмам про Гарри Поттера создавались образы героев волшебного мира, придуманного Джоан Роулинг.
Англиканский собор Святого Андрея был очень удачно выбран организаторами фонда "Бельканто" для проведения именно этого концерта для фанатов историй про Гарри Поттера, многие эпизоды фильмов о котором сняты в средневековых соборах Великобритании. Атмосфера Англиканского собора Святого Андрея с его стрельчатыми архитектурными формами и деревянным потолком, сложенным из вековых дубовых стропил и балок, действительно создаёт иллюзию средневековья.
На хорах собора, под его удивительным деревянным потолком, расположен классический духовой орган. На концерте "Музыкальный мир фэнтези. Гарри Поттер" орган в соборе не звучал, а послушать его очень хотелось, и мы специально купили билеты на органный концерт, организованный в Англиканском соборе Святого Андрея фондом "Небесный мост". Но об этом я расскажу уже в своей следующей статье.
В моих предыдущих статьях можно прочитать и о других концертных площадках Москвы - о концертном зале в соборе Петра и Павла, о Римско-католическом кафедральном соборе, о камерных залах в ЦДА и в Музее А.С. Пушкина, о Большом концертном зале Московской консерватории имени Чайковского, о Концертном зале имени Чайковского Московской филармонии, о Бетховенском зале Большого театра, о концертном зале в Зарядье, и о двух залах ММДМ - Светлановском и Театральном.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.