Найти в Дзене

Пропаганда и идеология первых Романовых: молодая династия укрепляет власть.

«И во всех городех и в уездех во всяких людех, от мала и до велика, таж мысль: что быти на Московском государстве государем царем Михайлу Федоровичю Романовичю, а опроче его, великого государя, никак никого на Московское государство не хотети» – так на Земском соборе 1613 дома началась история почти трёхсотлетняя история дома Романовых. Молодая династия пришла к власти в тяжелейшее для России время: польские и шведские захватчики, наглые самозванцы, толпы голодающих, беглые крестьяне и мятежные казаки – Смута во всей красе. С поляками и шведами удастся подписать мирные договоры, самозванцев и мятежников повесить. Но оставалась очень острой проблема авторитета верховной власти. Ведь на русском престоле за последние 13 лет царей убивали, постригали в монахи, сидели самозванцы и даже поляки. К тому же, в Москве было много влиятельных семейств, которые были недовольны воцарением Романовых. В этих условиях Романовы начали укреплять авторитет царской власти. В Соборном уложении 1649 года в
«И во всех городех и в уездех во всяких людех, от мала и до велика, таж мысль: что быти на Московском государстве государем царем Михайлу Федоровичю Романовичю, а опроче его, великого государя, никак никого на Московское государство не хотети»

– так на Земском соборе 1613 дома началась история почти трёхсотлетняя история дома Романовых.

Молодая династия пришла к власти в тяжелейшее для России время: польские и шведские захватчики, наглые самозванцы, толпы голодающих, беглые крестьяне и мятежные казаки – Смута во всей красе.

В Смутное время (Лагерь самозванца). Картина Сергея Иванова. 1908 год
В Смутное время (Лагерь самозванца). Картина Сергея Иванова. 1908 год

С поляками и шведами удастся подписать мирные договоры, самозванцев и мятежников повесить. Но оставалась очень острой проблема авторитета верховной власти. Ведь на русском престоле за последние 13 лет царей убивали, постригали в монахи, сидели самозванцы и даже поляки. К тому же, в Москве было много влиятельных семейств, которые были недовольны воцарением Романовых. В этих условиях Романовы начали укреплять авторитет царской власти.

В Соборном уложении 1649 года в Главе II «о Государьской чести, и как его Государьское здоровье оберегать» прямо говорилось, что, если «Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское … такова по сыску казнить смертию». То есть, даже думать плохо о Государе нельзя – скорее всего, четвертуют.

С другой стороны, Романовым нужно было доказать свою легитимность, право занимать русский престол.

И здесь на помощь пришёл замечательный русский художник и иконописец Симон Ушаков. Он происходил из московских дворян, начал учиться рисованию ещё в детстве. Был настолько хорош в своём деле, что в 22 года ему присвоили звание «царского жалованного иконописца». Обычно это звание давали опытным мастерам, получавшим государственные заказы. А вскоре сам царь пригласил Ушакова расписывать кремлевский дворец. Но нам важно другое творение Ушакова – икона «Насаждение древа государства Российского».

«Насаждение древа государства Российского», 1668 г., Симон Ушаков
«Насаждение древа государства Российского», 1668 г., Симон Ушаков

Здесь много любопытных деталей. Начнём с основ.

В основании мы видим московский кремль с недавно построенной английским архитектором Христофором Галовеем Спасской башней. За стенами кремля, из Успенского собора (месте венчания на царство русских царей) растёт древо Российского государство. Насаждает древо князь Иван Калита, а поливает его митрополит Петр. Почему эти двое взращивают древо? Как известно, московскую ветвь Рюриковичей называли калитичами – потомками Ивана Калиты. А митрополит Пётр перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву, тем самым сделав её духовным центром русских земель. Так были заложены основы Московского государства.

-3

Центральный ствол дерева украшается медальоном с изображением Владимирской Божьей матери – одна из главных русских святынь, у которой венчались на царство русские царя и избирались патриархи.

-4

По левую руку от Богоматери снизу вверх изображены самые почитаемые преподобные и блаженные. Например, преподобные Сергий Радонежский и Александр Невский, а также Блаженный Василий.

-5

По правую руку – главы Русской православной церкви, способствовавшие возвышению Москвы, и члены правящих династий. Например, последний царь из династии Рюриковичей Фёдор Иванович, его младший брат царевич Дмитрий, под именем которого будут во время Смуты приходить Лжедмитрии.

-6

На самом верху Иисус Христос, передающий через ангелов русским царям корону – символ царской власти.

-7

Теперь подбираемся к самому главному.

Ниже Фёдора и Дмитрия Симон Ушаков расположил царя Михаила Федоровича Романова и его отца патриарха Филарета.

-8

А за всем этим с земли, из земного мира, наблюдают правивший тогда Алексей Михайлович, сын Михаила Федоровича, и его жена с детьми.

-9

Для XVII живопись была политическим языком, способом легитимации правящих династий в Европе. И Симон Ушаков, один из сторонников мягкой европеизации русской культуры, соединив в одном древе историю Рюриковичей, Романовых и Русской православной церкви, обосновал преемственность власти и законность правления молодой династии Романовых.