Серия 2: Лекция профессора Смирновой Л.А.
Лекция профессора
На операцию Николаю предложили приехать в конце августа, когда у него должны были вскоре начаться занятия на втором курсе. Позже Николай понял смысл этой даты: в это же время начинались занятия и у студентов второго курса медицинского института.
Николай приехал из летних каникул в Днепропетровск. Устроился в своё общежитие. Оставил там вещи и зимнюю одежду. И в одной из больниц города, его готовят к операции. Завтра с утра его должны показать студентам мединститута. Сначала лекция профессора Смирновой в большой аудитории.
Операция уникальная. По ней будет опубликована статья в одном из научных журналов. Читателю автор рекомендует здесь отвлечься от мыслей, что речь идёт о живой ноге живого человека. Итак, у молодого человека нога не сгибается в коленном суставе (анкилоз), как и предусматривалось в первой операции. Но находится она не в правильном физиологическом положении, чуть изогнутой в коленном суставе, а выгнута в противоположном направлении. Николай снял шаровары и демонстрирует свою ногу.
Мы должны вырезать из кости ноги, в месте неподвижного сустава, пирамиду. С более широким основанием внизу, чем вверху колена. Затем пирамиду переворачиваем, после чего более широкое основание оказывается уже вверху. Присоединяем оставшуюся часть ноги. Всю конструкцию соединим медицинскими штырями. И в результате нога приходит в физиологически правильное положение.
Николая во время этой лекции берёт некоторая оторопь. Один из студентов интересуется: «А как будем вырезать?» Профессор: «Сначала попробуем медицинским зубилом. Но я думаю, что всё же лучше здесь использовать медицинскую электропилу». Были и ещё вопросы от студентов. Например, «Штыри будут гибкими или жёсткими? И каким способом они будут внедрены?». Но, к сожалению, Николай уже был в таком состоянии, что не запомнил ответов профессора.
Чтобы уж больше не обращаться к этой теме, отметим, что ногу резали Николаю электропилой. Резали под местным наркозом. Поэтому он и знает. Николай слышал все разговоры во время этой операции и звук жужжания электропилы. Этот звук поразительно напоминал жужжание электробритвы. Позже, когда все юноши из его комнаты в общежитии стали бриться электробритвами, Николай удивлял всех тем, что использовал старую добрую опасную бритву.
Штыри, которыми соединили части его ноги, потом, когда уже всё там окрепло, удалил один молодой и очень сильный сотрудник больницы, ухватив чем - то вроде щипцов за немного выступающие края. Они были тонкими, примерно как басовые струны гитары, но не гибкими, и, когда их вытащили, выглядели несколько изогнутыми. Николая всегда занимал вопрос, как удалось во время операции "всобачить" их в его кости? Но, одновременно, ему совсем не хотелось думать об этом или разговорить на эту тему. Он не знает ответа и сейчас. Вот, учитесь студенты! Надо слушать внимательно профессора на лекции, а не догонять потом пропущенные знания!
Может, надо было пощадить Николая, и не вести вообще эту лекцию в его присутствии? Автор не может дать никакого ответа. Тогда он впервые встретился бы с этими подробностями в опасной ситуации во время операции, которую сразу же предполагалось сделать под местным наркозом, причём об этом просил сам больной. Ведь от использования общего наркоза (маски с хлороформом) во время первой операции у него остались ещё более ужасные воспоминания. А давая согласие на операцию взрослый человек разве не должен знать, в чём она заключается?