Найти в Дзене
Smooth & Quiet art

Большая ретроспектива Матисса — всеобъемлющее путешествие по творческому наследию художника

В первую очередь, Анри Матисс наиболее известен в качестве художника, который исключительно владел цветом. Однажды он сказал, что "один тон сам по себе — это всего лишь один цвет", в то время как "два тона — это аккорд", который определяет саму жизнь. Его богатое и уникальное исследование цвета и формы было представлено на большой выставке в Фонде Бейелера в Швейцарии. Эта выставка также вдохновлена знаменитой поэмой Шарля Бодлера "Приглашение к путешествию". Ретроспектива "Матисс: Приглашение к путешествию" — первая ретроспектива художника в немецкоязычном мире за последние 20 лет. Это значимое событие отражается и в монументальном масштабе выставки, где будет каталогизированна вся шестидесятилетняя творческая карьера Матисса. Что отличает эту ретроспективу от предыдущих, так это фокус на путешествии не только физическом, но и мысленном — это визуальное повествование, рассказывающее о путешествиях Матисса по миру, а также о его путешествиях по различным стилям, цветовым палитрам

Анри Матисс (Фото из интернета)
Анри Матисс (Фото из интернета)

В первую очередь, Анри Матисс наиболее известен в качестве художника, который исключительно владел цветом. Однажды он сказал, что "один тон сам по себе — это всего лишь один цвет", в то время как "два тона — это аккорд", который определяет саму жизнь. Его богатое и уникальное исследование цвета и формы было представлено на большой выставке в Фонде Бейелера в Швейцарии.

"Аканты", 1953 год, Фонд Бейелера, Риен/Базель, Коллекция Бейелера (Фото из интернета)
"Аканты", 1953 год, Фонд Бейелера, Риен/Базель, Коллекция Бейелера (Фото из интернета)

Эта выставка также вдохновлена знаменитой поэмой Шарля Бодлера "Приглашение к путешествию".

Ретроспектива "Матисс: Приглашение к путешествию" — первая ретроспектива художника в немецкоязычном мире за последние 20 лет. Это значимое событие отражается и в монументальном масштабе выставки, где будет каталогизированна вся шестидесятилетняя творческая карьера Матисса.

"Купальщицы с черепахой", 1907-1908 годы, Художественный музей Сент-Луиса (Фото из интернета)
"Купальщицы с черепахой", 1907-1908 годы, Художественный музей Сент-Луиса (Фото из интернета)

Что отличает эту ретроспективу от предыдущих, так это фокус на путешествии не только физическом, но и мысленном — это визуальное повествование, рассказывающее о путешествиях Матисса по миру, а также о его путешествиях по различным стилям, цветовым палитрам и настроениям.

"Композиция для Красного Креста", 1947 год, Частная коллекция (Фото из интернета)
"Композиция для Красного Креста", 1947 год, Частная коллекция (Фото из интернета)

На выставке представлено всё: от ранних, фовистских и экспериментальных работ Матисса до его легендарных аппликаций. При этом экспозиция устроена таким образом, чтобы подчеркнуть его творческий рост в разные периоды. Она также демонстрирует отношение Матисса к месту и то, как его визиты в Италию, Испанию, Россию, Марокко, США и Таити формировали его художественное видение.

"Интерьер у египетского занавеса", 1948 год, Коллекция Филлипса, Вашингтон (Фото из интернета)
"Интерьер у египетского занавеса", 1948 год, Коллекция Филлипса, Вашингтон (Фото из интернета)

Например, его "Декоративная фигура на фоне орнамента" отражает увлечение Матисса ориентализмом, общей темой для европейских модернистов в начале 20 века. "Роскошь, покой и наслаждение", одно из ранних произведений Матисса, выполненное в стиле пуантилизма, также раскрывает художественные тенденции того времени.

"Роскошь, покой и наслаждение", 1904 год, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж (Фото из интернета)
"Роскошь, покой и наслаждение", 1904 год, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж (Фото из интернета)

"Большое синее платье и мимозы", 1937 год, Художественный музей Филадельфии (Фото из интернета)
"Большое синее платье и мимозы", 1937 год, Художественный музей Филадельфии (Фото из интернета)

Помимо впечатляющего стилистического диапазона, "Приглашение к путешествию" включило в себя мультимедийную инсталляцию. Анимированные архивные фотографии, настенные панели и фильмы сформировали более глубокое понимание о путешествиях, студиях и творческих процессах Матисса, усиливая вовлеченность аудитории.

”Nu bleu I", 1952 год, Фонд Бейелера, Риен/Базель, коллекция Бейелера (Фото из интернета)
”Nu bleu I", 1952 год, Фонд Бейелера, Риен/Базель, коллекция Бейелера (Фото из интернета)

"Когда вы долго работаете в одной и той же среде", — говорил Матисс, — "полезно… остановить обычную умственную рутину и отправиться в путешествие". Выставка доказывает, насколько полезными были эти путешествия для Матисса и какое огромное влияние они оказали на его творчество.

"Декоративная фигура на фоне орнамента", 1925-1926 годы, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж (Фото из интернета)
"Декоративная фигура на фоне орнамента", 1925-1926 годы, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж (Фото из интернета)

"Натюрморт с апельсинами", 1912 год, Национальный музей Пикассо, Париж (Фото из интернета)
"Натюрморт с апельсинами", 1912 год, Национальный музей Пикассо, Париж (Фото из интернета)