Введение русского композитора
Серов вошел в историю русской музыкальной культуры как один из самых ярких и разносторонних деятелей 1850-1860-х годов. Особенно велико историческое значение критической и научной музыкальной деятельности Серова. По-своему развивая традиции своих великих предшественников и используя некоторые достижения выдающихся современных оперных композиторов Запада, Серов настойчиво развивал новые тенденции в оперном искусстве, отвечавшие художественным идеалам его времени.
Вся жизнь Серова характеризовалась трудом и борьбой. Он не любил отступать перед трудностями. «Когда ты вступил в ряды и стоишь в проломе, ты не можешь отказаться от своих цветов. Даже если вы признаете недостаточность своих сил, вы должны бороться до конца», - писал он.
Жизнь и творчество
Александр Николаевич Серов родился 11 января 1820 года в Санкт-Петербурге. Дед Серова был известным естествоиспытателем, отец - юристом, блестяще образованным человеком. С ранних лет Серов приобщался к естественным наукам, живописи и классической литературе.
В 1835 году отец, желавший, чтобы сын сделал карьеру юриста, отправил его на юридический факультет. Еще в школе Серов начал серьезно интересоваться музыкой, которая оказала сильное влияние на его будущее; он изучал фортепиано и виолончель, гармонию и контрапункт, постоянно посещал симфонические концерты и оперные спектакли.
Серов познакомился с другим молодым юристом, Владимиром Васильевичем Стасовым, который также любил музыку. Общие интересы и устремления связали их на долгие годы. Стасов первым поддержал увлечение Серова музыкой и призвал его поверить в свои силы.
Знакомство русских композиторов
В 1840 году Серов окончил юридический факультет и был вынужден поступить на службу в Министерство юстиции. Однако, поскольку в глубине души он вынашивал мечту стать композитором, он продолжил свое музыкальное образование. С Глинкой Серов познакомился в 1842 году. Великий композитор встретил молодого музыканта с теплотой и симпатией. «О, с тех пор как я случайно встретил М. И. Глинку, я верю в него, как в божество!» - восторженно воскликнул он. Знакомство с Даргомыжским оказало значительное влияние и на подготовку Серова как музыканта.
После пяти лет службы в Петербурге Серов был призван в Симферополь. И здесь, несмотря на напряженную жизнь, он много времени посвящал музыке. Он написал свою первую оперу «Мельник Марли», которая не удовлетворила его и поэтому вскоре была им уничтожена; начал работу над оперой «Майская ночь», которую впоследствии постигла та же участь. В Крыму Серов знакомится с Белинским, художником Айвазовским и актером Щепкиным. Серова переводят из Симферополя в Псков. Однако работа чиновника настолько угнетала его, а желание стать музыкантом было так велико, что он решил пойти наперекор желанию отца и оставить службу. В 1850 году он переехал в Санкт-Петербург и посвятил себя музыкальной критике. Его первые публикации в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения» относятся к 1851 году.
Творческая работа Серова
Настоящий расцвет деятельности Серова как критика пришелся на вторую половину 1850-х годов. Только в 1856 году он написал более шестидесяти различных работ, в том числе такой очерк, как «Музыка южнорусских песен» (с приложением собственных гармонизаций шести украинских народных песен) - одно из первых подлинно научных исследований народного творчества в русском музыкознании. В 1858 году Серов отправился за границу, чтобы непосредственно познакомиться с новыми явлениями в зарубежном искусстве. Он познакомился с Листом и Вагнером и написал о них в необычайно интересных «Письмах из-за границы», которые были опубликованы в 1858-1859 годах.
В 1860-е годы Серов создает ряд ценных критических работ, в которых затрагивает актуальные проблемы развития русской музыкальной культуры. В эти годы был написан и его главный труд «Русская народная песня как предмет науки».
История об опере «Юдифь»
Он вернулся к опере «Майской ночи», в 1850-х годах и также строил планы новых опер, которые, однако, не удалось реализовать. Только в возрасте сорока трех лет Серову удалось завершить свое первое крупное произведение.
Под сильным влиянием пьесы итальянского драматурга Джакометти «Юдифь» и исполнения итальянской артисткой Ристори заглавной роли, Серов в 1860 году приступил к написанию оперы на эту тему. После трех лет напряженной работы опера была закончена и исполнена в Петербурге весной 1863 года.
Опера «Юдифь» продолжает традицию патриотической оперы, начатую «Иваном Сусаниным» Глинки. Опера прославляет подвиги во имя народа. Патриотическая идея, красочность и зрелищность сценического действия объясняют успех оперы у современников Серова.
В «Юдифи» своеобразно сочетаются влияния Глинки и французской Гранд-Оперы. Влияние последней проявилось в драматической остроте отдельных музыкальных эпизодов, тогда как влияние Глинки было более разнообразным - в пышности и красочности сюжета. В монументальных массовых сценах главным героем является народ, во имя которого Юдифь совершает свой подвиг. В первом действии народ показан страдающим, полным отчаяния и гнева. В последнем акте, после возвращения Юдифи, горе сменяется радостным ликованием и славословием.
Серов использует глинкинский принцип сопоставления двух контрастных музыкальных сфер, чтобы выразить конфликт между двумя враждующими этническими лагерями. Для евреев характерна суровая, полная драматизма музыка, а для изображения ассирийцев Серов использует восточные интонации, которые попеременно придают им то томную нежность, то грубую, необузданную силу. В ряде сцен Серову удалось яркими музыкальными средствами передать страдания и мужество одних и чувственность и дикость других.
Премьера прошла с большим успехом. Успех «Юдифи» вдохновил композитора Серова, который сразу же получил признание публики. В том же году он начал работу над своей второй оперой «Рогнеда» (закончена в 1865 году), посвященной событиям из истории старой России.
Женился на своей ученице
Творческие успехи сопровождались радостным событием в личной жизни: в 1863 году Серов женился на своей ученице, талантливой музыкантше, которая с тех пор стала его верным другом и соратником. Жена композитора B.C. Серова, мать выдающегося русского художника Валентина Серова, также стала музыкальным критиком и композитором. После смерти мужа она вместе с Н.Ф. Соловьевым завершила пятый акт. Соловьевым, она завершила пятый акт последней оперы Серова «Вражья сила». Она оставила интересные воспоминания о муже и сыне.
Музыкальная и общественная деятельность Серова, однако, сопровождалась немалыми трудностями. Как и все передовые деятели своего времени, Серов был вынужден вести упорную и изнурительную борьбу с реакцией и оказался изолированным от среды современных прогрессивных музыкантов в силу ряда особенностей своих взглядов и личного характера.
В зрелые годы Серов резко разошелся во взглядах со своим бывшим другом и соратником Стасовым. Для Серова в целом были неприемлемы ярко выраженные новации кучеров, их смелые поиски новых путей развития национального искусства. Ранние произведения Балакирева и Римского-Корсакова были благосклонно приняты Серовым. Однако по мере того, как произведения композиторов «Могучей кучки» все больше приобретали характерные черты их творческого направления, критика Серова становилась все более резкой. Известно, что Стасов был идейным союзником «Могучей кучки» и охотно пропагандировал их творчество в прессе. Со своей стороны, Стасов и композиторы «Могучей кучки» не одобряли творчество Серова. Они считали «Юдифь» поверхностным произведением и обвиняли автора в злоупотреблении внешними эффектами.
Они также не могли простить Серову увлечение Вагнером и пропаганду его опер, так как считали вагнеровскую реформу несовместимой с основными задачами русского национального оперного искусства.
В 1860-е годы Серов был единственным русским композитором, который с энтузиазмом относился к Вагнеру. Он не только пропагандировал творчество Вагнера в своих статьях, но и лично ратовал за постановку опер композитора на русской сцене.
В 1867 году Серов и его жена впервые в России попытались основать специальный музыкальный журнал «Музыка и театр». Это было чрезвычайно важное и нужное начинание. Однако газета просуществовала недолго, так как не нашла поддержки у публики.
Опера «Враждебные силы»
К этому времени относится и замысел последней оперы Серова. «Враждебные силы» - народно-бытовая опера. В ней собраны самые разнообразные образы из московской жизни. В ней показаны патриархальные обычаи купеческой семьи, беззаботное веселье гостей в трактире, праздничные народные гуляния в разгар Масленицы. На этом фоне разворачивается драма о купеческом сыне Петре, его жене Даше и дочери трактирщика Груне.
Серов стремился сохранить в музыке живой народный характер литературной модели оперы - пьесы Островского «Не так живи, как хочется». Он задумал «Вражью силу» как новаторское произведение, не совсем обычное в музыкальном и драматургическом отношении. В письме к Островскому композитор писал: «Простотой сцены мы совершим с вами великое дело... мы победим многие предрассудки».
Стремясь придать опере национальный колорит, Серов сделал песню основой всего музыкального сюжета. Песня - куплетная или двухчастная - заменила арию и стала главным средством характеристики действующих лиц. Небольшие построения песенного типа органично вписывались в музыкальные диалоги, в некоторых случаях речитативы приобретали песенную форму. Массовые сцены оперы также пронизаны песней. «Вражескую силу» можно охарактеризовать как „песенную оперу“. В то же время Серов ввел в оперу песни, которые можно было услышать среди низших слоев городского населения. Некоторые народные сцены - одни из самых ярких моментов оперы, в то время как психологические переживания Серову удались меньше.
Работа над оперой «Вражья сила» проходила в последние годы жизни композитора. Это были годы продолжительной, интенсивной музыкально-критической и общественной деятельности. В 1868 году Серов выступил с циклом лекций в Москве, а в 1870 году в качестве делегата Русского музыкального общества принял участие в торжествах по случаю столетия со дня рождения Бетховена в Вене. Он был полон творческих планов, подготовил ряд критических статей и увлеченно работал над последними актами «Вражьей силы». Однако напряженная работа и тяжелые переживания последних лет пагубно сказались на здоровье композитора. 1 февраля 1871 года смерть внезапно положила конец его «Юдифи».