Фишель Розенберг родился в Люблине в семье плотника. Город в 1915 году был оккупирован Австро-Венгрией, а в 1918 стал частью независимой Польши. В 1920 семья Фишеля, которому было 12 лет, уехала в Монреаль. Он закончил англоязычную школу в еврейском районе, работал на консервной фабрике, потом стал электриком. После 1925 года он вступил в Коммунистическую партию. В ней состояло около 4500 человек: примерно 3000 финнов, 800 украинцев, 400 евреев, 200 англоканадцев и 100 остальных. Финнов было больше всех, потому что их “красные” массово эмигрировали в Канаду после победы “белых” в гражданской войне.
Розенберг, сменивший имя на Фред Роуз, занимался профсоюзной деятельностью, писал памфлеты и выступал с речами. В 1929 году его впервые арестовали. В 1931 он провёл девять месяцев в тюрьме за подстрекательство к мятежу. А в 1935 выдвинул свою кандидатуру на парламентских выборах.
Округ Картье, от которого хотел избраться Роуз, включал в себя старый еврейский район Монреаля. Там было много бедных рабочих, таких же, как он, которые могли составить социальную базу для красного политика. Парламентское кресло с 1917 года непрерывно занимал Сэмюэл Джейкобс, член Либеральной партии и популярный лидер еврейской общины. В 1935 новый кандидат проиграл ему, заняв второе место (Джейкобс – 65% голосов, Роуз – 16%). В 1938 Джейкобс умер, и на его место избрался либерал Питер Беркович. В 1942 он тоже умер. На выборах его замены Роуз выиграл с отрывом от соперника меньше чем в один процент. Он стал первым и единственным коммунистом в канадском парламенте.
В июне 1945 года он переизбрался. В прошлый раз он получил 30% голосов, в этот – 41%. 37-летний политик был в расцвете сил. Его база – евреи-иммигранты-пролетарии – неизбежно должна была растаять. Как и финны со временем перестали быть красным меньшинством и стали обычными гражданами, голосующими за умеренные партии. Но пока что карьера Роуза была успешна.
И тут случилось непредвиденное. В сентябре шифровальщик из советского посольства, сотрудник ГРУ Игорь Гузенко явился к канадским властям с портфелем документов, касающихся советского шпионажа. Он предложил обменять информацию на убежище для себя, своей жены и ребёнка. После недолгих колебаний из-за того, стоит ли ввязываться с конфликт с союзниками, канадцы согласились на сделку.
Пять месяцев шло тайное расследование. В финальном отчёте комиссии было написано: “Из всех лиц, упомянутых как в русских документах, так и свидетелями в ходе этого расследования, никто (за исключением советских государственных служащих) не упоминался так часто, будь то под настоящим именем или псевдонимом, как Фред Роуз и другой шпион и заговорщик, Сэм Карр”. Комиссия предположила, что Роуз и Карр стали агентами в 1920-х, когда они, будучи членами Лиги молодых коммунистов, посетили СССР.
Среди членов агентурной сети были химик, математик, инженеры Национального исследовательского совета, офицеры Королевских канадских ВВС, а также британский ядерный физик в командировке доктор Алан Мэй. Он продал СССР изотопы урана за 700 долларов и две бутылки виски.
В 1946 году двадцать человек судили за шпионаж. Девять были оправданы. Роуза признали виновным “в сговоре с целью передачи советским товарищам информации о компонентах формулы гексогена, которую он получил от эксперта по взрывчатым веществам профессора Рэймонда Бойера, но не в том, что он действительно передал её. Главным свидетелем против Роуза на его процессе в 1946 году был (...) его коллега по заговору Рэймонд Бойер. Вызванный для дачи показаний, Бойер признался, (...) что он был готов предоставить Роузу подробности своей работы над взрывчатым веществом, прекрасно понимая, что эта информация будет передана русским.
Адвокат Роуза Джозеф Коэн, обладавший выдающимся юридическим складом ума, пытался доказать, что сложность процесса изготовления гексогена такова, что Бойер не смог бы успешно объяснить его человеку с такой ограниченной научной подготовкой, как у Фредди. Однако суд постановил, что установлены два элемента преступного сговора: план нарушения закона и первоначальный конкретный шаг”.
Роуза приговорили к тюремному сроку на день дольше, чем требовалось, чтобы исключить его из парламента. Это было около шести лет. Через четыре с половиной года его освободили. Он уехал в Варшаву вместе с женой и дочерью и много лет работал редактором англоязычного журнала Poland. Его дочь вернулась в Канаду и вышла замуж. Он не смог приехать на свадьбу, потому что в 1957 году его лишили канадского гражданства. Он умер в 1983 году в возрасте 75 лет.
Игорь Гузенко жил под псевдонимом Джордж Браун со своей семьёй в городке близ Торонто. В тех редких случаях, когда он появлялся на публике под своим настоящим именем, он надевал на голову пакет. Он умер в 1982 году в возрасте 63 лет. Считается, что выданные им шпионские секреты стали одним из поводов к началу Холодной войны.
Источник: https://www.themontrealreview.com/2009/Soviet-Espionage-in-Canada-The-Fred-Rose-Affair.php