Схиархимандрит Виталий (Болотов) родился 21 сентября 1932 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Он происходил из рода Болотовых, к которому принадлежали канонизированный Американской Митрополией епископ Иоасаф, схимонахиня София (постриженница преподобного Амвросия Оптинского и основательница Шамординской обители) и иконописец иеромонах Даниил.
Отец будущего схиархимандрита погиб на войне, дед был расстрелян, многие родственники подверглись репрессиям, а мать страдала тяжелым заболеванием и годами находилась на лечении в больницах.
Духовной сестрой матери, Марии, была схиигуменья Серафима, которая, предположительно, являлась крестной матерью схиархимандрита Макария.
Сохранились рассказы о том, как матушка Серафима воскресила молитвой мальчика, погибшего от удара током, свидетелем чего был маленький Виталий. Об этом случае отец Макарий поведал одному из своих духовных чад. Ныне их могилы расположены рядом на кладбище в селе Прыски.
Чудо с хлебом
В период болезни матери Виталий исполнял роль старшего в семье. Впоследствии он рассказывал, как часто молился Богородице о хлебе, после чего на пороге дома чудесным образом появлялась выпечка.
Отречься от веры?
Во втором классе Виталия исключили из школы за отказ отречься от веры. Схиархимандрит Макарий вспоминал, как директор требовал поклониться портрету, называя изображенного то отцом, то дедом, то братом. На все утверждения Виталий отвечал отказом, говоря, что его отец погиб, деда расстреляли, а друзья у него – Николай Угодник и Архангел Михаил.
После этого директор выгнал его, спросив, как тот будет жить. Виталий ответил, что может читать псалтырь по усопшим за вознаграждение.
Вскоре двадцатилетний сын директора скончался, и жена настояла, чтобы муж сходил за Виталием, несмотря на его нежелание. А "отцом и братом" же был товарищ Ленин.
Монашество
В четырнадцать лет Виталий дал монашеские обеты и, по некоторым данным, был тайно облачен в рясофор. В этот же период состоялась его встреча с преподобным Кукшей, который, увидев Виталия, сказал:
"А мы с тобой похожи".
Тогда юноша не понял смысла этих слов, сходство их служения в ангельском образе стало очевидным лишь после принятия им схимы.
С 1955 по 1959 год Виталий обучался в Ставропольской Духовной семинарии на одном курсе с будущим архимандритом Матфеем (Мормыль), впоследствии регентом братского хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Благословение глинских старцев
Непродолжительное время он служил иеродиаконом и регентом хора в Почаевской Лавре, а также в Глинской пустыни. После закрытия последней, по благословению одного из глинских юродивых, отправился в Воронежскую епархию к игумену Серафиму (Мякинину).
Отец Макарий облек умирающего игумена Серафима в великую схиму с именем Митрофан и принял многих его духовных чад.
По воде шла матушка
Духовным наставником отца Макария стала схимонахиня Серафима (Белоусова), духовная дочь оптинских старцев Нектария и Анатолия. Однажды, посетив отца Макария в Воронеже, матушка Серафима попросила благословения идти на вечернюю службу в Казанский храм, расположенный на другом берегу реки: "Благослови меня по прямой". Отец Макарий благословил, и, по его словам, матушка Серафима прошла по воде, "даже тапочки не намочив", в то время как ее келейница, попытавшись последовать за ней, едва не утонула.
Связь со старцами
Отец Макарий поддерживал тесную духовную связь со старцами, чьи корни восходили к Оптиной пустыни. Среди них, помимо схимонахини Серафимы, были схимонах Иоасаф (Моисеев), духовное чадо старца Нектария Оптинского (скончался в 1976 году), протоиерей Николай Александрович Овчинников (впоследствии иеросхимонах Нектарий) и другие.
Схиархимандрит Макарий (в миру Власий) принял монашеский постриг от схиархимандрита Прохора, келейника старца Ионы Киевского (впоследствии схиархимандрита Петра), основателя киевского монастыря, впоследствии прославленного в лике святых Украинской Православной Церковью. Старец Иона, в свою очередь, был келейником Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
В начале 1963 года отец Власий был рукоположен в сан иеромонаха и направлен для служения в приходской храм города Задонска Воронежско-Липецкой епархии.
Испытания
К этому времени он уже обрел значительный духовный опыт, находясь под влиянием Почаевской Лавры, Оптиной и Глинской пустыней, и перенес тяжелые испытания в украинском КГБ после хрущевских гонений на Почаевскую Лавру. В результате пыток отец Власий получил перелом правой руки (до конца жизни он был вынужден писать левой рукой), сотрясение головного мозга, а также многочисленные травмы ребер, полученные от каблуков сотрудников КГБ, втаптывавших в него нательный крест. По рассказам старца своим близким духовным чадам, он вспоминал, как "больно было, когда вынимали гвозди...".
Незадолго до своей кончины схиархимандрит Макарий говорил: "Если бы они добили меня тогда, я был бы мучеником, а теперь не знаю, как Господь будет меня судить".
Схима
Время принятия им великой схимы остается неизвестным, как и многие другие факты его биографии.
Например, неясно, почему на выпускной фотографии Ставропольской семинарии он фигурирует как Виталий Болотов, хотя к тому времени уже принял иноческий постриг. Был ли это тайный постриг?
В великой схиме он прожил около сорока лет, значительную часть этого времени – тайно. Также неизвестно, где был совершен постриг в великую схиму: в Глинской пустыни или за ее пределами, после разгона обители. Самые ранние из доступных фотографий отца Макария в великой схиме датируются серединой 60-х годов.
Курская старица знала о нем всё
При приходском храме в селе Бурдино Тербунского района Липецкой области вокруг отца Власия (его схима тогда еще не была открыта) сформировалась община с монастырским укладом, которая официально не была зарегистрирована как монастырь. Такая практика была довольно распространенной в период хрущевских гонений на Церковь.
Неподалеку от Бурдино, в селе Касторном Курской области, проживала блаженная раба Божия Марфа. Перед переводом отца Макария (Власия) из Задонска она неоднократно говорила:
"Ох, как бурдинским хорошо, к ним Тихон Задонский едет".
Приезжавшие к ней жители Бурдино не понимали смысла этих слов. Трижды в Бурдино к отцу Макарию приезжал знаменский Глинский старец Митрополит Зиновий (Мажуга), постриженный в схиму с именем Серафим (Тетрицкаройский). Их связывало духовное родство, и Владыка оказывал отцу Макарию помощь в духовном обустройстве тайного монастыря. Вероятно, там совершались тайные постриги.
Незадолго до своей кончины Владыка Воронежский и Липецкий Платон посетил село Бурдино и сказал отцу Макарию:
"Мое архипастырское сердце чувствует здесь дух истинной христианской общины".
Изгнание и возвращение, снова изгнание
Спустя четыре года, уже при другом архиерее, община была разогнана, а архимандрит Власий запрещен в служении. Он отправился в Тбилиси к Схимитрополиту Серафиму, и через некоторое время был восстановлен в служении. Святейший Патриарх Пимен даже предлагал отцу Власию архиерейство, очевидно, не зная о его тайной схиме. Архимандрит Макарий отказался. Вместе с Владыкой Зиновием они посещали архимандрита Кирилла (Павлова), и отец Кирилл всегда с большой теплотой отзывался об отце Макарии.
В 80-х годах, после смерти Владыки Зиновия, отец Макарий служил в Виннице, исполняя послушание духовника Винницкой епархии.
В 1989 году он присутствовал при открытии Оптиной пустыни и был приглашен туда для духовного окормления братии.
Однако духовником Оптиной старец оставался недолго. Возможно, причиной тому стала чья-то ревность к "чрезмерному", по их мнению, почитанию батюшки его духовными чадами, которые к нему "льнули", или же кому-то показались слишком строгими его обличения.
О ревнующих не по разуму отец Макарий как-то сказал:
"Да вот пчелам ульи поставили, клумбы цветов насадили, а они как летали на отхожее место, так и летают, там и берут, чего их душе потребно...".
Духовным чадом схиархимандрита Макария был Оптинский мученик иеромонах Василий (Росляков), убитый сатанистом на Пасху 1993 года.
Перед своим прибытием в Оптину пустынь, с помощью своих духовных чад, старец Макарий приобрел небольшой дом в селе Нижние Прыски, расположенном неподалеку от обители. Этот дом имел историческую связь с Оптиной: в нем ранее останавливались многие оптинские старцы, а преподобный Амвросий освятил колодец, водой из которого впоследствии пользовался отец Макарий. В этом доме оптинский изгнанник провел последние двенадцать лет своей жизни.
Слухи и сплетни - работа дьявола
В церковной среде циркулировали рассказы о необычных способностях отца Макария. На вопросы духовных чад о слухах, связанных с его «полетами» в гробу, вроде как колдуна или мага, схиархимандрит Макарий отвечал иносказательно, говоря о смене маршрутов с «Москва-Киев» на «Москва-Минск» из-за возросшего транспортного потока. Аналогичный ответ он дал и сотруднику государственной безопасности, который всерьез интересовался этими слухами.
В самой Оптиной пустыни, как и позднее в Санаксаре и Задонске, поминание схиархимандрита Макария было запрещено. Многие из его духовных чад отвернулись от него, запрещая даже приближаться к нему для получения благословения.
Распространялись упорные слухи о его якобы принадлежности к Русской Зарубежной Церкви. Основанием для таких домыслов послужило глубокое почитание старцем Макарием Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского, канонизированного Зарубежной Церковью, и его присутствие на прославлении мощей святителя в Сан-Франциско.
Явление Святителя Иоанна Шанхайского
Во время этого события отцу Макарию, задремавшему в алтаре, явился сам Святитель Иоанн и благословил его. Впоследствии старец узнал, что это было любимое кресло святителя. Тем не менее, отец Макарий оставался клириком Московской Патриархии и лаконично отзывался о Зарубежной Церкви, говоря, что «сейчас там ничего нет».
Он всё равно всех любил
Сложные отношения со священноначалием Московской Патриархии объяснялись как прямотой и порой резкой критикой схиархимандрита Макария, так и тем, что многие из критикуемых им высокопоставленных духовных лиц были его духовными чадами. Несмотря на это, батюшка отличался простотой в общении.
Из Нижних Прысков, ставшего местом его последних двенадцати лет жизни и притягивавшего людей со всего мира, отец Макарий совершал поездки в Тамбов, Воронеж, Санаксар, а также, с помощью духовных чад, посещал Афон и Иерусалим.
Снова нападки
Теплые отношения схиархимандрита Макария с Санаксарским монастырем прервались по инициативе наместника, архимандрита Варнавы, что вызвало глубокую скорбь у санаксарских духовников. И было о чем скорбеть.
Отец Макарий, благословляя одну из своих духовных чад, регулярно измерявшую ему давление, говорил:
«Давление у меня сегодня пошаливает. Видно, не молился, плохо молился. Когда помолюсь, мне лучше… В церковь в воскресные дни хожу. А бывает плохо, прям не дойду никак. Ну, довели, слава Богу… В церкви перекрестился через порог, и никакой мне больше помощи не нужно. Сам иду… И отслужу, и так мне хорошо на душе, так хорошо. Да, силы появляются, силы появляются сами, телесные, чувствуешь. И радость такую, что ты Небом не оставлен. С Господом так распрямишься, такая бодрость чувствуется, радость такая. С Господом, вы понимаете? С Господом! Господа всегда надо нам искать».
Схиархимандрит Макарий возносил благодарность Господу за все творение: леса, природу, солнце, небо и звезды – все, сотворенное Божественной десницей.
Последние годы
В последние годы земной жизни схиархимандрит Макарий претерпел тяжелые недуги, включая инфаркт, онкологическое заболевание желудка и перенес несколько инсультов.
Кончина старца последовала в московской больнице, при полном сохранении сознания. Лечащий врач, демонстрируя келейнику отца Макария, иеромонаху Антонию, снимки головного мозга, утверждал, что жизнедеятельность, и тем более ясность ума, в таком состоянии невозможны.
Однако до последнего вздоха отец Макарий молился о своих духовных чадах. Даже утратив возможность принимать многочисленных посетителей, он продолжал поддерживать связь по телефону.
Известен случай, когда после очередного инсульта, во время десятиминутного разговора, старец дважды выпускал телефонную трубку из ослабевших рук, но, сознавая необходимость своего наставления и утешения, продолжал беседу.
«Слава Богу, что умираю», –
произносил он за несколько дней до кончины, непрестанно молясь:
«Прости меня, Господи, прости меня, Матерь Божия».
Он испрашивал прощения у всех и утверждал, что сам всех простил.
Иеромонах Антоний свидетельствовал, что неоднократно перед смертью наблюдал отца Макария в состоянии духовного просветления: его взор излучал необычайную радость, а лик выражал нечто неземное. Старец отошел в вечность в реанимационной палате.
Сияние в момент смерти
В момент остановки сердца его лицо озарила детская улыбка и счастье, непостижимое для мирского человека. Вошедшие родственники, увидев это сияние, ошибочно предположили об улучшении его состояния, но в тот миг он уже пребывал в мире ином.
Схиархимандрит Макарий был погребен с этой лучезарной улыбкой премудрости на лице. Он сам завещал периодически открывать лик перед погребением, вопреки монашеской, и особенно схимнической, традиции отпевания с закрытым лицом, предвидя, что многие придут проститься.
Как живой
Прикасавшиеся к руке усопшего описывали это ощущение, как целование живой, благословляющей руки старца. Погребение состоялось на четвертый день, но признаков тления не наблюдалось. Лицо почившего казалось прекрасным и неземным. Люди смотрели на него, не отрывая взгляда, и, несмотря на слезы, ощущали духовное торжество. Звучали пасхальные песнопения. Это было 29 мая 2001 года.
Сбылось предсказание
Схиархимандрит Макарий отошел ко Господу 26 мая. На погребении не плакал, пожалуй, лишь келейник старца, иеромонах Антоний, знавший о скорой встрече со своим аввой. Предсказание старца о кончине отца Антония вскоре сбылось. Иеромонах Антоний упокоился рядом с отцом Макарием, о чем был им извещен посмертно. В келье погибшего в автокатастрофе иеромонаха Антония был обнаружен приготовленный погребальный саван.
Несмотря ни на что его почитали
Схиархимандрита Макария особенно почитали молодые монахи, священники, послушники и миряне, вероятно, благодаря его силе духа и высокой оценке духовных устремлений незапятнанных сердец, обращенных ко Христу.
Наставления
Старец с радостью рассказывал:
«Я спрашиваю у священнослужителей, особенно городских приходов, и они говорят: батюшка, очень много у нас молодежи! А с ней надо заниматься. Они обратились к Господу, у них есть вера, они идут в Храм Божий молиться. Необходимо не только предоставлять им святоотеческую литературу, но и утешать, ободрять их».
А еще напоминал:
«Как сломавшей крыло птице помогают, так и Господь, по словам Иоанна Златоуста, одно благое намерение в добродетель приемлет. Если у человека есть благое намерение к покаянию и исправлению, Господь это примет. Господь наш любвеобилен. Он снизошел с Небес на землю, чтобы спасти падшего человека».
Ещё говорил:
"Как может Господь оставить человека, взывающего к Нему: "Господи, помилуй!"? Он непременно простит. На каждый вздох молитвы: "Господи, помилуй!" — следует Божественный ответ: "Дитя Мое, Я прощаю тебя, милую и щажу". Мы, Православные Христиане, должны возносить непрестанную благодарность Господу за дарованную нам веру! Мы должны быть благодарны равноапостольному князю Владимиру и княгине Ольге за то, что они принесли Святую веру на Русскую землю, преобразив ее в Святую Русь."
Он ушел из мира, убивавшего его плоть, но безсильного убить душу, преданную Христу. Говорят, он упросил его покинуть этот мир немного раньше срока. Может быть, устал...
Однажды в Оптиной пустыни, во время Литургии в приходском храме, один из духовных чад отца Макария мысленно осудил священника за небрежное и сокращенное Богослужение. По возвращении в Прыски старец, пристально взглянув на него, произнес:
«Арсений, видя согрешающего, не осуждай его, но молись за него».
Сколь многие из чад были охвачены молитвами старца, ведь ни время, ни расстояние не могли скрыть от его духовного взора горькую правду о наших сердцах.
Господи, упокой душу усопшего раба Твоего схиархимандрита Макария и, по его молитвам, прости нас, грешных, и спаси Россию!
26 мая исполнится 24 года со дня блаженной кончины старца схиархимандрита Макария (в миру Виталия Николаевича Болотова) –человека удивительных духовных дарований и удивительной жизни.
Почитают ли его сейчас?
Епископ Козельский и Людиновский Никита совершает панихиду на кладбище села Нижние Прыски, где покоиться тело почившего в 2001 году схиархимандрита Макария (Болотова) и его многочисленных усопших духовных чад.
И это говорит о том, что отец Макарий ныне почитается в церковной среде.
«Сотни чад по всему миру в мгновение осиротели. Теперь память о дорогом отце приводит их на могилку. На скромное сельское кладбище спешат и те, кто при жизни не видел батюшку. По молитвам своим многие получают помощь и утешение.»
Об этом мы читаем уже в книге «Цвет Фиалка Луга Духовного».
Отец Макарий начинал свое старческое служение, когда вся Россия была полна разрушенных храмов, а закончил, когда многие тысячи храмов восстали из руин, и уже готовится наступить новое время, о котором предупреждали старцы не раз.
Слава Богу за все!