Перепрыгну из Японии сразу в Португалию - там тоже есть джаз. Правда, первое, что приходит в голову при упоминании музыки Португалии, это всё же фаду - музыка, которая является одним из краеугольных камней португальской культуры и мироощущения, и которая неразрывно связана с saudade - "жаждой чего-то любимого, обернувшуюся болью отсутствия его", как сказал один португальский поэт, т.е. saudade - это эмоциональная реакция на понимание того, что больше никогда не будет как прежде, но несущая всё же чуть более светлые и лирические интонации, а не мрачные и тяжёлые - в русском языке, возможно, наиболее близкое понятие это "томление духа" - в общем, это ощущение сложное и неоднозначное, будет желание погуглите, а я вернусь к музыке.
Португальская джазовая сцена довольно обширна и разнообразна, но интересный момент - в одном исследовании прочитал о таком нюансе: джаз в Португалии начал более-менее бурно развиваться в 50-х годах прошлого столетия и если в Порту он пошёл по классическому пути, то в Лиссабоне джазовые музыканты стали смешивать его с фаду, тем самым создав такое направление, как лиссабонский джаз - интересная гипотеза.
В тоже время и фаду начало активно проникать в другие жанры музыки - одной из самых интересных и знаменитых групп Португалии является Madredeus - ансамбль, исполняющий своеобразную камерную музыку, в которой переплетаются фаду, фолк-музыка и нью-эйдж (первое видео как раз с ними - дабы попробовать поймать saudade, оно нам в дальнейшем пригодится). Об этом коллективе поговорим как нибудь отдельно - теперь же перехожу непосредственно к джазу.
В чате канала всплыло имя замечательного португальского контрабасиста и композитора Carlos Bica (Карлос Бика) - вот его можно смело отнести к лиссабонскому направлению, где джаз сильно пропитан saudade. Глубоко лиричная и проникновенная игра на контрабасе, написанные им романтические композиции и невероятные эксперименты стали визитной карточкой Карлоса Бика и что особо удивительно - даже в тех композициях где нет saudade, у него saudade есть, потому-что saudade случается и от ощущения отсутствия saudade (не слишком ли много saudade в одном предложении?)
В журнале Cadence отметили: "Карлос Бика пишет завораживающе красивые, очень простые мелодии, наполненные меланхолией и сладкой ностальгией. Тот момент, когда групповая импровизация превращается в простую мелодию унисона фортепиано, бас-кларнета и баса, — это магия, восхитительная народная мелодия поднимается из абстракции и выводит всю пьесу на новый эмоциональный уровень".
Какие альбомы хотелось бы отметить у него: во-первых, два альбома в составе трио Azul с немецким гитаристом Frank Möbus и американским драмером Jim Black - альбом 1996 года Azul (https://album.link/s/668nTgedqo6VZzzQg5GwGy) и альбом 2017 года More Than This (https://album.link/s/6euKqyHfkpaC5KoUS3MPhW); затем замечательный альбом, который рекомендовали в чате - Carlos Bica+Materia - Prima (https://album.link/s/2KtPCwoHdY89pEwXIxh7ZQ) - "Этот оригинальный звуковой мир перемещает слушателя по ландшафтам больших пространств, вызывая в памяти таких разных артистов, как Рай Кудер, Майкл Найман, Radiohead, Карла Блей, Билл Фризелл и Том Уэйтс" (Bandcamp); далее - Playing With Beethoven (https://album.link/s/4SdNgptT7dUcdYKs7CPJ00) - здесь уже всё посложнее и невероятнее - Бетховен и ... оцените состав исполнителей: контрабас, саксофон, аккордеон и пара вертушек! - слушайте и разбирайтесь, лично я был в полном изумлении после прослушивания; и наконец - прошлогодний альбом 11:11 (https://album.link/s/4rGqnHuEYoCBQT77S4HsFz) - чистейшая меланхолия, лиричность и красота!
Но, честно говоря, все альбомы Карлоса Бика интересны и хороши.
P.S. Кстати, о рекомендованных альбомах - в чате канала ( присоединяйтесь к чату в телеграм-канале (https://t.me/+QLYSs12gGw5lYWJi) ) участники делятся многими интересными альбомами, но так как бурное общение "растворяет" данные рекомендации, я сделал отдельный канал, куда сбрасываются все эти альбомы - кому интересно - пользуйтесь на здоровье! (https://t.me/albumsjazzchat)