Веселое трио Вицин, Никулин и Моргунов стало визитной карточкой нескольких советских комедий.
Впервые будущая знаменитая троица появилась в 1961 году в фильме “Пес Барбос и необычный кросс” - Трус, Балбес и Бывалый. Популярный клоун Юрий Никулин, опытный актер Георгий Вицин и почти никому не известный Евгений Моргунов.
Однако отношения между актёрами с самого начала не сложились. Если Никулин был добродушным и общительным, а Вицин мягким и скромным, то Моргунов отличался скандальным и непредсказуемым характером, допуская грубые выходки не только в адрес коллег, но и режиссёра Гайдая. Его глупые и оскорбительные розыгрыши заставляли держаться от него подальше.
К моменту начала работы над съемками фильма Георгий Вицин был уже опытным актёром, Гайдай работал с ним в фильме «Жених с того света» и никого другого в образе «труса» не представлял.
На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов, но он был занят на других съёмках и тогда Георгий Вицин предложил режиссёру клоуна из цирка на Цветном бульваре. Юрий Никулин был утверждён Балбесом после первой пробы.
На роль Бывалого было много претендентов – Иван Любезнов, Михаил Жаров, Михаил Пуговкин. Однако руководитель Мосфильма посоветовал малоизвестного, но фактурного Евгения Моргунова.
В этом трио Моргунов был самым младшим, а Вицин старшим.
В жизни с Моргуновым было очень сложно построить отношения, дольше всех терпел его выходки Никулин, но однажды очередная шутка положила конец их отношениям.
Надев депутатский значок, Моргунов стал разгуливать перед цирком и всем рассказывать, что сейчас в своем кабинете директор цирка Никулин принимает посетителей по квартирным вопросам. Народ повалил валом, Никулин был в бешенстве, когда увидел очередь из просителей.
Когда он узнал, чьих рук это дело, то перестал общаться с Моргуновым.
Его остроты были меткими, но не всегда добрыми, особенно часто он пробовал свои неуместные шутки на Вицине.
Однажды, когда они вместе поехали на гастроли и сели рядом в самолёте Моргунов говорит Вицину: - Слушай я тут шел по трапу, там какой-то винт отвалился, ну, я его и прикрутил по-быстрому. Вицин и так боялся летать, а тут с ним вообще чуть приступ не случился.
Последней шуткой с Вициным стала их поездка в Улан-Удэ. Вицин хотел ехать на поезде, Моргунов уговорил его лететь на самолете, дескать всего полчаса лёту. Только перед посадкой Вицин узнал правду, лететь предстояло пять часов, и ему стало нехорошо. В ответ на это Моргунов ехидно рассмеялся: “Трус, даже в самолете трус”. На этом их отношения закончились.
Моргунов был уверен, что Гайдай без него никуда, всё-таки их троица стала визитной карточкой режиссёра. Потому позволял себе опаздывать на съёмки, приходить в нетрезвом виде на площадку.
Однажды на съёмках «Кавказской пленницы» Моргунов пришёл на площадку пьяный с шумными девицами. А когда Гайдай попросил посторонних освободить помещение, то Моргунов его оскорбил. Терпению Гайдая пришёл конец, он отправил артиста в Москву, а съёмки закончил с дублёром.
Спустя время Моргунов умолял Гайдая вернуть его и не разрушать троицу, но тот даже слышать о нём не хотел. Так хамство актёра сыграло с ним злую шутку.
В будущем он снимался, но в основном в эпизодических ролях, и ни одна его роль больше не сравнилась с популярностью Бывалого.
Зато в 90-е, когда многие актёры лишились работы, Моргунов жил безбедно. Он сдружился с авторитетами и чувствовал себя в их среде как рыба в воде. Бандитам нравилось, что за одним столом с ними сидит звезда, да еще и веселит шутками и анекдотами.
Семейная жизнь
Все те же черты характера проявились у Моргунова и в семейной жизни. Он женился в 38 лет на студентке Наталье, которая была 13 лет моложе актёра. Через год в семье родился сын Антон. Через шесть лет еще один сын - Николай.
Казалось бы, всё в этой семье было хорошо, Наталье даже все завидовали. Никто никогда не видел, чтобы её муж встречался с поклонницами или крутил романы на съемках.
Только одна Наталья знала обо всём и молчала. Сразу после свадьбы Моргунов заявил жене, что не собирается рвать отношения со своей давней любовницей и продолжит с ней встречаться, потому что обожает её. Если бы он сказал ей это до свадьбы.
Его любовью была балерина Большого театра Варвара Рябцева, они познакомились, когда он был ещё студентом, да к тому же на 13 лет моложе её. У Вавы, как он её любовно называл, была огромная квартира в центре с антикварной мебелью. Она водила его на ужин в шикарные рестораны, для него это была другая жизнь.
Жениться на ней Моргунову мешало одно обстоятельство – Варвара не могла иметь детей. Поэтому женившись, он продолжал встречаться с Вавой как ни в чем не бывало.
Он о ней заботился, когда она болела, приносил продукты, ухаживал до последнего дня и похоронил её сам.
А что Наталья? Она молчала и терпела. Мужа совершенно не волновало, что она чувствует.
С 25 лет Евгений был болен сахарным диабетом, но диету не соблюдал, периодически набрасываясь на сладкое, из-чего его вес стремительно увеличивался.
Коллеги вспоминают, как он вел себя на банкетах. “Мы приходили на банкет в Дом кино. Все шли танцевать, а Евгений Александрович оставался за столом. Приходим за стол, а ни закуски, ни выпивки на столе нет.
-А куда, собственно, все делось?
-Евгений Александрович распорядился все собрать и отправить ему домой на машине.
Александр Панкратов-Черный.
В 1990-е Моргунова уже не снимали, никто из режиссёров не хотел с ним связываться, все знали, что съемки могут закончиться дракой или скандалом.
Несоблюдение диеты всё больше сказывалось на здоровье: боли в суставах, судороги, скачки сахара, головная боль.
Теперь всю свою злость Моргунов срывал на жене, и только с сыновьями он был добр, гордился ими.
Но 20 июня 1998 года в семье случилось несчастье. 26-летний младший сын Коля погиб в автокатастрофе.
Случившееся подкосило здоровье Моргунова окончательно, ему уже готовились ампутировать ступни, но он упорно отказывался.
Чтобы не началась гангрена, Наталья дважды в день промывала и обрабатывала раны. Это был невероятный труд, который лёг на её плечи.
Евгений Моргунов ушёл из жизни 24 июня 1999 года, ему было 72 года, смерть наступила от инсульта.
На похоронах не появилось ни одно официальное лицо. Никто не пришел ни из Союза кинематографистов, ни из Театра киноактера. Зато было много простых людей, которые помнили его как актёра