Найти в Дзене

Кладбищенские страшилки: ломаем стереотипы!

Привет! Это у нас вторая часть марлезонского балета. Первая была здесь: "Суеверия на кладбище: не верю и вам не советую!" Тут мы развенчиваем мифы, даем по шапке лохматым суевериям и бросаем вызов темным силам. Присоединяйтесь! Я Елена Васильева, некрополист, увлечённый изучением кладбищ Петербурга и его окрестностей. В течение года я веду исследования, а когда приходит тепло, занимаюсь еще и поиском могил и привожу захоронения в порядок. Кладбища — это места с особой атмосферой. И я понимаю, что мое хобби может вызывать вопросы у людей. Но удивляют меня те, что верят в многочисленные суеверия, связанные с поведением на кладбище. Откуда берутся все эти все кладбищенские приметы, запреты и страхи? Я по-прежнему настаиваю на том, что человек старается понятным ему образом объяснить все непонятное и неизвестное. Прежде, чем разбирать подробно приметы, напомню, что я говорю о себе и о тех кладбищах Санкт-Петербурга, на которых я бывала. В вашей местности что-то может быть устроено по-дру
Оглавление

Привет! Это у нас вторая часть марлезонского балета. Первая была здесь: "Суеверия на кладбище: не верю и вам не советую!" Тут мы развенчиваем мифы, даем по шапке лохматым суевериям и бросаем вызов темным силам.

Присоединяйтесь!

Новодевичье кладбище СПб, фото Т. Еровой
Новодевичье кладбище СПб, фото Т. Еровой

Я Елена Васильева, некрополист, увлечённый изучением кладбищ Петербурга и его окрестностей. В течение года я веду исследования, а когда приходит тепло, занимаюсь еще и поиском могил и привожу захоронения в порядок.

Кладбища — это места с особой атмосферой. И я понимаю, что мое хобби может вызывать вопросы у людей. Но удивляют меня те, что верят в многочисленные суеверия, связанные с поведением на кладбище.

Откуда берутся все эти все кладбищенские приметы, запреты и страхи? Я по-прежнему настаиваю на том, что человек старается понятным ему образом объяснить все непонятное и неизвестное.

Прежде, чем разбирать подробно приметы, напомню, что я говорю о себе и о тех кладбищах Санкт-Петербурга, на которых я бывала. В вашей местности что-то может быть устроено по-другому, и это нормально. Но кладбищенские суеверия в принципе от местности не зависят и по сути своей довольно странны и ни на чем не основаны.

Начнем с суеверия, которое активно муссировалось в комментариях к предыдущей статье некоей дамой-тарологом.

1. Нельзя поднимать вещи, упавшие на кладбище

Суеверие: Все, уроненное на кладбище, принадлежит миру мёртвых.

Или, цитируя таролога,

-2

На чём основано: Это суеверие идёт от древних обрядов, в которых вещи оставляли на могиле как дар умершему. Любое присвоение считалось святотатством.

Что на самом деле: Возможно, это для вас будет сюрпризом, но с нас постоянно что-то сыплется. Отмирают и слетают чешуйки кожи, выпадают волосы, стекают капли пота. Да и с одежды может упасть нитка или там пуговица.

Означает ли это, что все это стало частью кладбища? Ну в какой-то мере да. Но стали ли вы сами частью кладбища? Нет. Имеет ли кладбище право на вас, на ваше тело и/или душу? Нет!

Вы ходите по земле – как по городу, селу или деревне, так и по кладбищу. Кладбищенская земля, налипнув на вашу обувь, имеет ли на вас влияние? Нет! Она ничем не отличается от другой такой же земли, находящейся перед кладбищем или после него.

Рисую на Волковском лютеранском кладбище
Рисую на Волковском лютеранском кладбище

Кладбищенские границы устанавливают люди – такие же, как мы с вами. Согласуя это с властями, они добавляют сотни квадратных метров земли к действующим кладбищам, находящимся за городом: надо ведь куда-то хоронить умерших. Неужели от того, что люди перенесли забор на 20 метров на север (условно), эта земля теперь мистически изменит свои свойства?

Хорошо, вы можете выкинуть ножницы, которыми вы режете траву на могиле, или другие инструменты. Выкинете ли вы ваш айфон, который выскользнул из вашего кармана, когда вы нагнулись над дорогой могилкой? Да черта с два. Домой понесете, святой водой или солью чистить (тоже, в общем-то, бред). Жалко же!

Ну и наконец, если вы упали на кладбище сами – ну, запнулись за корень дерева или за цоколь неровный, – стали ли вы частью кладбища? Оставить ли вас жить на кладбище после этого на веки вечные?

Перекус на кладбище во время окраски ограды
Перекус на кладбище во время окраски ограды

А кстати, как кладбище отличает, упали вы на землю пятой точкой или сами цивилизованно туда сели?

Самим-то неужели не смешно?

Единственное, с чем я соглашусь, это пожалуй, с тем, что нельзя ничего с кладбищ красть. Впрочем, красть вообще ничего нельзя. Ниоткуда. Это еще Моисей в скрижалях записал, а Иисус в Нагорной проповеди подтвердил и разъяснил.

Если на чужой могиле или даже на могиле вашего близкого лежит вещь, которая вам дико нравится, но сами вы ее туда не клали и не роняли – не берите ее себе. Не потому, что она кладбищенская, а потому что не ваша.

Если вещь мешает вам тем, что лежит на могиле вашего близкого – вы можете расспросить родственников-друзей, кто мог это принести. Если никто не признается и нет никакой объективной причины на то, чтобы эта вещь там находилась, – уберите или выкиньте. Если страшно брать голыми руками - используйте перчатки. Резиновые хозяйственные - само то!

Ну а себе брать что-то чужое, неважно откуда, – совсем нехорошо. Или, проще говоря, грех.

А, а ведь еще есть страшилки из интернета:

«Увидела крестик золотой на кладбище, подняла, а потом в аварию попала»
«Увидела цепочку, взяла себе, а потом раком заболела»

В ответ на это могу сказать вот что: «после – не значит вследствие»

Не знаю, кому могла помешать потрясающая кованая роза на могиле Врубеля. Или кто-то ее оттуда спер, кому-то нужнее показалась?
Не знаю, кому могла помешать потрясающая кованая роза на могиле Врубеля. Или кто-то ее оттуда спер, кому-то нужнее показалась?

Из личного опыта: Я делаю уборку на могилах по заказу (иногда и без заказа, если сильно хочется, и могила старая). У меня есть инструменты, которые удобны мне, ими и работаю. Тряпки, ножницы, щетки, грабли, лопатки, мультитул, моющие средства, краски, кисти – если я буду их для каждой могилы отдельно покупать, то разорюсь; дешевле вообще заказы не брать. Впрочем, вру: тряпки могу выкинуть, если чрезвычайно сильно загрязнились. Они у меня не сильно дорогие. Но все-таки стараюсь стирать.

Иногда я рисую на кладбище. Однажды забыла на Литераторских мостках СПб у могилы А. Блока туристскую пенку, на которой сидела. Звонила на кладбище, спрашивала, не находил ли кто. Охранники признались, что нашли и прибрали. Ну я съездила, забрала, взамен шоколадку отвезла. Все довольны.

Был еще случай: забыла на кладбище в области рыхлитель. Там на могиле цветник хозяева сделали, кусты роз шикарные высадили. Я раз в месяц приезжала и ухаживала: полола, поливала, и так далее. Ну и забыла рыхлитель. Приезжаю через месяц: лежит, родимый, на месте. Спасибо добрым людям, что не забрали!

Литераторские Мостки СПб, поновляем надписи на памятниках. Золотая краска и кисти не будут выкинуты после работы.
Литераторские Мостки СПб, поновляем надписи на памятниках. Золотая краска и кисти не будут выкинуты после работы.

Итак, если у вас что-то упало на кладбище, поднимайте без страха. Испачкалось - вытрите. Влажные салфетки вам в помощь. Если сильно боитесь - можно антибактериальные брать. Инструменты, телефон, еду, одежду можете приносить с собой, класть на скамейки, столы, землю и уносить обратно, ничего страшного в этом нет.

Но не стоит брать чужие вещи. Помимо того, что они вам не принадлежат, они еще могут быть просто грязными или потенциально опасными (например, может попасться битое стекло или острая проволока)

(Тут самое время вспомнить про вирус столбняка – вот и статья в тему: "Кто позаботится о некрополисте?")

Написала последний абзац и вспомнила еще один случай.

Как-то пришлось ехать на кладбище в Ленобласти. Заказ был – очистить участок от мусора. И надо ж так случиться – я не взяла с собой ни щетку, ни грабли. Обнаружила это уже на кладбище. Что делать? Подумала, пошла по соседним участкам. Нашла у кого-то щетку удобную, взяла, стала подметать… и сломала. Боже мой, что же делать, какой ужас, я теперь проклята на веки вечные Спокойно доубирала участок. Обломки отнесла на место. Уехала домой.

На следующий день рано утром сгоняла в магаз, купила новую щетку, отвезла на кладбище и записку оставила, мол, извините, брали поработать и сломали, возвращаем новое. Обломки выкинула.

Вот она, щетка новая взамен сломанной
Вот она, щетка новая взамен сломанной

Все, никаких проблем!

2. Уходя с кладбища, нельзя оглядываться

Суеверие: Если оглянуться при выходе с кладбища, можно «пригласить» духа следовать за собой домой или подцепить какую-то сущность.

На чём основано: В мифологии оглядывание назад часто символизировало связь с прошлым или нежелание его отпустить. Это встречается в древних легендах, например, в мифе об Орфее. Или в Библии о жене Лота, превращенной в соляной столп.

Что на самом деле: Это суеверие скорее символическое. Оно учит уважению к мёртвым и необходимости сосредотачиваться на настоящем, а не цепляться за прошлое – то, чего уже не вернуть.

Из личного опыта: Какой еще дух? Что такое сущность? Как она выглядит? Я не понимаю.

Теоретически рассуждая, я хожу по кладбищу – по месту, где регулярно бывают священники и где читаются специальные молитвы за упокой. Где стоят статуи Иисуса Христа, ангелов, а иногда даже и Богоматери. Где крест установлен практически на каждой могиле! Какая сущность выживет в таких условиях? По мне – никакая.

Похоронная процессия на Новодевичьем кладбище СПб
Похоронная процессия на Новодевичьем кладбище СПб

Я всегда оглядываюсь на выходе с кладбища. В детстве, когда еще мы еще с бабушкой ходили на Пасху навестить умерших родственников, я видела, что бабушка прощалась с каждой могилой отдельно. А потом, выходя с кладбища, останавливалась, поворачивалась к кладбищу и говорила сразу всем: «ну, живите за рекой, к нам ни ногой»

А теперь я на выходе с кладбища обязательно поворачиваюсь к нему лицом и читаю молитву: «Господи, упокой души усопших раб твоих, прости им их прегрешения, вольные и невольные и сотвори им вечную память»

Кого я этим приманю или подцеплю или приглашу?

Музей-Некрополь XVIII века, Александро-Невская лавра, СПб, фото @diagnial
Музей-Некрополь XVIII века, Александро-Невская лавра, СПб, фото @diagnial

Может быть, скажу неожиданную вещь, но городские кладбища – это ровно такое же место, как, условно, детский сад или фермерское хозяйство (ну или колхоз). Там работают обычные люди – и в офисе и на земле. Они живут там же, где и вы, ходят по тем же магазинам, выглядят так же, как и вы, едят то же, что и вы. И делают свои обычные привычные рабочие дела. Не нужно демонизировать кладбище, там и без того забот хватает.

На мой взгляд, в любых ситуациях важно прежде всего оставаться человеком — думающим, размышляющим, может быть, даже и немного суеверным, но все же здравомыслящим и совестливым человеком. И тогда с вами все будет хорошо!

Эпитафия
Эпитафия