Найти в Дзене

Почему панамский канал может перестать работать.

Оглавление

Более 150 грузовых судов ожидают своей очереди на прохождение через Панамский канал. Дошло до того, что каждое судно готово платить правительству Панамы около 400 тысяч долларов за каждое судно, но власти отказываются. И эти деньги не за то, чтобы пройти вне очереди, а просто стоимость прохождения через канал.

При этом канал ограничивают не из-за технического обслуживания или по какой-либо другой причине. Что происходит в Панамском канале? И самое важное: правда ли, что он скоро перестанет работать?

Важность Панамского канала

В мире существует два ключевых маршрута для судов, которые являются основными короткими путями для морских перевозок.

  • Первый — это Суэцкий канал в Египте, который соединяет страны Восточной Азии, такие как Индия, Китай, Япония, Тайвань и Сингапур, с Европой.
  • Второй маршрут — это Панамский канал, находящийся в Центральной Америке. Этот канал используется для судоходства между Восточной Азией и Восточной Америкой или Восточной Канадой, а также судами, следующими из Европы в Западную Америку.

Всего в мире насчитывается около 50 тысяч грузовых судов, и 70% из них используют именно эти два канала. Если с любым из них возникают проблемы, то это напрямую сказывается на мировой экономике.

Например, в 2021 году судно «Эвер Гивен» на шесть дней заблокировало Суэцкий канал, что привело к коллапсу. Если подобное повторится, кораблям придётся выбирать более длинные маршруты, что увеличит время в пути и затраты на топливо. Кто в итоге понесёт эти дополнительные расходы? Мы с вами, то есть потребители.

Для сравнения приведу пример. Если кораблю из Великобритании нужно добраться до Сан-Франциско, который находится в западной части Америки, у него есть два варианта. Первый — переплыть через северную часть Атлантического океана, обогнуть мыс Горн на южном конце Южной Америки и выйти в Тихий океан. Это более 25 тысяч километров и около 28 дней. За это время расходуется около 8 миллионов литров топлива, а стоимость такого путешествия составляет примерно 32 миллионов долларов.

Второй вариант — отправиться прямо из Великобритании в Карибское море, к Панамскому каналу, чтобы выйти в Тихий океан и попасть в Сан-Франциско. Этот маршрут уже 14 тысяч километров, что на 44% короче. Судоходные компании на одном топливе экономят около 16 миллионов долларов.

Можно предположить, что именно из-за этой экономии и предпочитают использовать именно Панамский канал, но не совсем так. В настоящее время плата за проход через Панамский канал составляет около 400 тысяч долларов. Она может вырасти до от 800 тысяч до 1 миллиона долларов. И даже эти сборы все готовы платить.

Основное преимущество канала — это экономия времени. Если судно на каждый маршрут будет тратить дополнительные 15–20 дней, то вместо обычных 24 ходок будет делать всего лишь 12. А это уже на 50% меньше бронирований. В общем, время — деньги, и судоходные компании готовы платить высокие сборы, даже если выстраивается очередь на 5–10 дней или появляются какие-то дополнительные требования властей канала. Но власти всё равно ограничивают проход судов.

В чём проблема?

Панамский залив — это участок суши шириной 30 км в Центральной Америке, с обеих сторон омываемый океанами. Построить здесь канал, такой же как Суэцкий, здесь было невозможно, потому что земля находится на высоте 30 метров над уровнем моря. То есть судам нужно подниматься на 30 метров, чтобы достичь уровня озера Гатун, а затем опускаться обратно в море с другой стороны. Это грузовые суда, которые весят миллионы тонн. Чтобы поднять такой вес на 30 метров, на входе в канал установлены шлюзы.

-2

Это сооружение работает как лестница. Когда судно входит в первый шлюз, его дверь закрывается, вода начинает поступать из второго шлюза, заполняя первый. Происходит это без двигателей или насосов. Уровень воды во втором шлюзе выше, и она свободно переливается в первый шлюз. Как только уровни воды в обоих шлюзах выравниваются, средняя дверь открывается, позволяя судну пройти во второй шлюз, после чего дверь за ним закрывается.

Тем временем вода из третьего шлюза поступает во второй шлюз. Когда уровень воды в обоих шлюзах становится одинаковым, средняя дверь снова открывается, позволяя судну войти в третий шлюз. Соответственно после закрытия двери третьего шлюза вода из озера Гатун начинает заполнять шлюз до тех пор, пока ее уровень не сравняется с уровнем озера. И когда последняя дверь открывается, корабль наконец входит в озеро Гатун.

Весь процесс занимает 10–15 минут, в течение которых судно поднимается на 30 метров. После плавания по озеру Гатун корабль тратит 11 часов, чтобы достичь другой стороны Панамы, где те же шлюзы опускают его обратно до уровня моря.

-3

Важно отметить, что и при подъеме, и при спуске судна используется вода из озера Гатун. Вода из первого шлюза сбрасывается в океан, чтобы соответствовать уровню моря. При этом расходуется пресная вода из озера.

Одно судно, проходящее через Панамский канал, выбрасывает воды столько, сколько 500 тысяч человек выпивают за день. В часы пик по каналу ежедневно проходят 38 судов. То есть ежедневно в океан выбрасывается пресной воды на 19 миллионов человек. Озеро Гатун довольно большое, размером со средний город. Дождевая вода, стекающая с близлежащих гор, восполняет потери воды, но не всегда.

110 лет назад, когда строился Панамский канал, никто и не предполагал, что уменьшение количества дождевой воды в озере Гатун может стать серьезной проблемой. Каждые семь лет Панама переживает засуху, что сопровождается небольшим количеством осадков. Проблема усугубляется.

Например, в прошлом году не было дождей, и, согласно прогнозам, в этом году будет такая же ситуация. Перед Панамой стоит выбор: поддерживать работу канала или обеспечить достаточное количество питьевой воды для населения.

Панамский канал приносит 4,32 миллиарда долларов в год. Это значительная часть экономики Панамы. Если его закрыть, страна потеряет существенную часть доходов. Но если оставить канал открытым, можно столкнуться с дефицитом питьевой воды.

Чтобы сохранить воду в озере Гатун, правительство приняло решение сократить количество судов, проходящих через канал, с 38 до 18 в сутки. Это уменьшило нагрузку на озеро на 40%.

Ограничение привело к задержкам и увеличению стоимости доставки. Был введен дополнительный сбор в размере 10% за пресную воду. Помимо этого, для прохождения через Панамский канал необходимо бронировать место за три месяца вперед по более высоким ценам.

Решения

Предлагаются различные решения. Одним из них является создание био-океанических коридоров. По этому плану корабли будут привозить контейнеры на одно побережье. Эти контейнеры будут перегружаться на грузовики или поезда, которые их будут перевозить на другое побережье. Там их снова погрузят на уже другие корабли. Но есть проблема в западной части Южной Америки. Там есть горы Анды, которые протянулись на 9 тысяч километров. Из-за них трудно строить железные и автомобильные дороги.

Аналогичный коридор строится в Мексике. Его длина составляет 190 километров. Правительство Мексики прокладывает железнодорожную сеть в центре коридора и строит современные порты по обе стороны. Обещают к 2030 году забрать половину трафика Панамы.

В общем, будущее Панамского канала на сегодня остаётся неопределённым.

Вся остросоциальная тематика в телеграм-канале.