Найти в Дзене

Грань между комедией и трагедией. Антон Павлович Чехов.

Моя интерпретация биографии Чехова. Антон Павлович Чехов — фигура, неразрывно связанная с медициной и литературой. В данном анализе я постараюсь рассмотреть его личность, описать особенности поведения, некоторые нюансы и, в первую очередь, его характер. Антон Павлович Чехов Чеховские рассказ часто воспринимаются как сатирические, но это не всегда смешно. "Вишневый сад" — комедия, но его зачастую исполняют как трагедию. Давайте попробуем разобраться, почему это происходит. Чехов писал Эртелю: «Моя фамилия берет свое начало из Воронежских недр, где мой дед и отец были крепостными у Черткова». Деду удалось найти три тысячи рублей, и в 1841 году он выкупил себя и свою семью за двадцать лет до освобождения крестьян. Для простого крестьянина эта сумма была огромной, и чтобы накопить ее, нужно было обладать деловой хваткой. После изменения сословия Чеховых приписали к ростовским мещанам. Павел Егорович Чехов, отец Антона Павловича, представлял другое сословие — он был купцом третьей гильдии и

Моя интерпретация биографии Чехова.

Антон Павлович Чехов — фигура, неразрывно связанная с медициной и литературой. В данном анализе я постараюсь рассмотреть его личность, описать особенности поведения, некоторые нюансы и, в первую очередь, его характер.

Антон Павлович Чехов

Чеховские рассказ часто воспринимаются как сатирические, но это не всегда смешно. "Вишневый сад" — комедия, но его зачастую исполняют как трагедию. Давайте попробуем разобраться, почему это происходит.

Чехов писал Эртелю: «Моя фамилия берет свое начало из Воронежских недр, где мой дед и отец были крепостными у Черткова». Деду удалось найти три тысячи рублей, и в 1841 году он выкупил себя и свою семью за двадцать лет до освобождения крестьян. Для простого крестьянина эта сумма была огромной, и чтобы накопить ее, нужно было обладать деловой хваткой. После изменения сословия Чеховых приписали к ростовским мещанам. Павел Егорович Чехов, отец Антона Павловича, представлял другое сословие — он был купцом третьей гильдии и владел бакалейной лавкой. По характеру Павел Егорович был жестким и требовательным. Известно, что Антон Павлович посвятил строки отцу, в которых он вспоминал о жестоком обращении по поводу недосоленного супа; отец мог позволить себе рукоприкладство. Однако уже к тридцати годам Чехов напишет, что благодарен своему отцу за все.

Антон Павлович Чехов действительно был сложной и многогранной личностью, и его детство оказало значительное влияние на его дальнейшую жизнь и творчество. В контексте теории Альфреда Адлера о сиблингах можно рассмотреть, как позиция Чехова в семье повлияла на его характер и творчество.

Как третий ребенок в семье, Чехов мог испытывать давление со стороны старших братьев, что, по сути, могло способствовать формированию у него чувства неполноценности или стремления к самосовершенствованию. Однако, несмотря на это, он проявлял удивительную работоспособность и целеустремленность. Это может свидетельствовать о том, что он нашел свой собственный путь, отличающийся от старших братьев. Из-за большой головы у его было прозвище «Бомба». Это служило источником насмешек, но Чехов не позволил этому сломить себя. Напротив, он научился использовать юмор и иронию как защитные механизмы.

Антон Павлович Чехов, 1897 г.
Антон Павлович Чехов, 1897 г.

Чехов также был окружен музыкальной атмосферой — его отец играл на скрипке и руководил церковным хором, что могло способствовать развитию у Антона чувства прекрасного. Однако строгая религиозность отца и необходимость соблюдать жесткие правила могли вызвать у Чехова внутренний конфликт. Его позднее неверие в Бога и специфическое отношение к религии могут быть следствием этого давления.

Интересно, что в своих произведениях Чехов часто поднимает темы человеческих страданий, одиночества и поиска смысла. Возможно, его собственный опыт в детстве, когда он чувствовал себя изолированным и не понятым, нашел отражение в его литературных героях. Чехов умел передавать глубину человеческих эмоций и переживаний, что делало его произведения особенно резонирующими для читателей.

Чехов поступает в подготовительный класс Таганрогской гимназии, и с этого начинается его профессиональное становление. В тринадцать лет Антон Павлович впервые посещает театр, что становится началом его увлечения театром и поверхностного интереса к женщинам. «Театр мне давал много хорошего. У меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре», — говорил он. Первые герои его юморесок часто были актрисами или актерами.

Тем временем дела у отца ухудшаются, и когда Чехову исполняется шестнадцать лет, лавка отца окончательно разоряется. Чтобы избежать долгов, семья уезжает в Москву, а Антон Павлович остается один. Отец периодически присылает письма с распоряжениями продать мебель и вещи. У братьев также дела идут плохо: они страдают от алкоголизма. Николай, художник, рано уходит из жизни, а Александр — хороший литератор, но тоже с проблемами.

Чехов присматривает за имуществом и остается один в доме. Он начинает подрабатывать репетитором, что позволяет ему заработать карманные деньги. Напротив его дома находится публичный дом, и именно там у него начинается первое общение с женщинами. Будучи гимназистом, Чехов начинает издавать юмористические журналы и очень любит придумывать подписи к рисункам. Для него было важно дать яркий и необычный ярлык на человека, объясняющий его внутреннюю суть. Первая драма, написанная им в восемнадцать лет, называется «Безотцовщина».

В 1879 году Чехов завершает гимназию. Учился он посредственно, так как подрабатывал, и поэтому учителя относились к нему как к лоботрясу. Когда он сдает все экзамены всего лишь с двумя тройками, это вызывает удивление у преподавателей. Успешно сдав гимназию, он получает возможность поступить в университет. Отец рекомендует ему медицинский факультет, поскольку эта профессия может обеспечить стабильный доход в будущем. В итоге Чехов поступает на медицинский факультет Московского императорского университета, где преподавали такие известные врачи, как Склифосовский, Захарин, Клейн и Снигирев.

В 1879 году брат Иван получает работу учителя в городе Воскресенске, и ему выделяется квартира. Для всей семьи Чеховых это большая радость, и они на лето к нему приезжают. Там Антон Павлович знакомится с заведующим Воскресенской лечебницы, доктором Архангельским, и периодически ему помогает. В этом же году, 24 декабря, у студента первого курса медицинского факультета Чехова выходит дебютный печатный рассказ «Письмо ученому соседу». Описывая этот период, он говорит: «Университет развивает все способности, в том числе глупость», и добавляет: «Дело не в пессимизме и не оптимизме, а в том, что у девяти из ста нет ума».

На момент 1879 года Чехов соглашается на работу «литературным негром», чтобы подработать. У него было около пятидесяти различных псевдонимов, таких как «Гайка номер шесть», «Брат моего брата», «Шампанский», «Академик Тато» и другие. Важно отметить, что на тот момент он не считал себя писателем; для него это был лишь способ заработать.

В 1882 году выходит его сборник рассказов «Шалость». Параллельно с писательской активностью он заканчивает университет. У него была возможность закрепиться педиатром в детской клинике, но это не состоялось, хотя к детям он всегда относился серьезно и внимательно. Получив диплом врача, он вывесил табличку «Доктор А. П. Чехов» и в этот период писал: «Медицина у меня шагает понемногу. Лечу и лечу, каждый день приходится тратить на извозчика более рубля. Знакомых у меня очень много, а значит, немало больных. Половину приходится лечить даром, другая половина же платит мне пяти- и трехрублевками».

Как врача, Чехова описывают как человека, который всегда не торопился, был очень обстоятельным и с большим вниманием относился к пациентам. Многие студенты медицинского факультета могли бы спросить, как при таком отношении к пациентам не выгореть? Во многом этому способствовали его пенсне как психологическая защита и специфическое чувство юмора. Часто ирония помогает избежать профессионального выгорания.

С десяти лет у Чехова болела грудина. Его сестра впоследствии умерла от туберкулеза. В 1884 году у него появляется первое кровохаркание из правого легкого, которое он всячески пытается скрывать. Однажды Антон Павлович прогуливался со своим другом и вдруг громко рассмеялся, закашлявшись от смеха. Только потом друг заметил, что Чехов кровохаркает. Возникает вопрос: почему как врач он не обращал на это внимание? Доктор Йозеф Швёрер, который лечил Антона Павловича Чехова в Баденвейлере, не мог не удивляться тому, что врач из России не смог вылечить себя от туберкулеза.

«Если болезнь серьезная, ее бесполезно лечить. Если несерьезная — она сама пройдет». Это высказывание отражает характерный для Чехова подход к жизни и медицине, подчеркивая его ироничное отношение к человеческим страданиям и недугам.

В 1886 году Чехов развивается как беллетрист. Его миниатюры появились благодаря одному его работодателю, редактору журнала Николаю Лейкину, который требовал от своих писателей чтобы те писали очень кратко, четко и с прописанными диалогами и характерами. По сути Лейкин стал формировать Чехова, как писателя миниатюр. Постепенно доктор Чехов становится известным. За ним начинают бегать женщины. Пытаются с ним заговорить, познакомится. Местные журналисты дали этим дамам прозвище «Антоновки».

Алексей Суворин, издатель, с которым впоследствии познакомится Антон Павлович, объяснил ему, что будет платить нормальные деньги за качественные произведения, а не за миниатюры. Именно благодаря влиянию Суворина у Чехова появляются такие значимые работы, как «Степь» и «Палата номер шесть». Чехов всегда садился за рабочий стол в костюме и галстуке-бабочке, что подчеркивало его уважительное отношение к творчеству. У Чехова всегда была с собой записная книжка, в которую он фиксировал фразы, высказывания и идеи. Как-то раз он написал о своей двойственности как врача и писателя: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Фактически писательская деятельность, которая изначально казалась второстепенной, начинает приносить доход.

7 октября 1888 года Чехов получает Пушкинскую премию Академии наук за сборник «В сумерках». В какой-то момент Антон Павлович понимает, что ему нужно больше увидеть мир и типажей людей для дальнейшего творчества. Он собирается ехать на Сахалин после того, как умирает от чахотки его брат Николай. Чехов впадает в депрессию и ощущает пустоту. Дорога занимает восемьдесят один день: тогда часть пути приходилось преодолевать на телеге, в холоде и грязи, что, естественно, сказалось на его здоровье.

В 1860 году Чехов добирается до Сахалина. Начальник острова принимает известного писателя с распростертыми объятиями и предоставляет ему разрешение на посещение каторги, что для обычного гражданского лица было недопустимо. Чехов посещает тюрьмы, проводит первую перепись населения на острове, за что позже получает медаль как участник этой переписи. Он проводит три месяца на Сахалине, лечит людей и общается с ними; самое главное — встречает множество интересных типажей для будущих рассказов. Среди преступников он знакомится с Софией Бинштейн, которую впоследствии сделает героиней своего рассказа «Сонька золотая ручка». Единственный запрет, который Чехов получает от администрации каторги, касается общения с политическими заключенными, но как врач ему все равно приходится взаимодействовать с ними.

Так происходит встреча Чехова с необычным человеком — Иваном Павловичем Ювачёвым, который ведет образ жизни верующего и святого на Сахалине. Это интересное пересечение связано с тем, что Ювачёв станет отцом Даниила Хармса. Биографию и анализ его профиля также можно прочитать у меня.

Обратно Чехов возвращался пароходом «Петербург». Из Владивостока он отправился в Гонконг, Сингапур, Цейлон и Одессу. 7 декабря 1890 года Антона Павловича встретили в Туле. После возвращения он в течение пяти лет пишет книгу «Остров Сахалин». Поселился он в Москве на Малой Дмитровке, где также создаёт такие произведения, как «Дуэль» и «Палата №6». У Чехова была одна интересная черта: описывая того или иного персонажа, как врач он стремился понять его суть.

В 1892 году Чехов покупает усадьбу Мелехова по объявлению в газете «Курьер». Усадьба находилась в Серпуховском уезде Московской губернии и становится домом писателя. Этот период считается одним из самых плодотворных в его жизни и творчестве. Нужно отметить, что общения у Чехова было немного: отец и мать были заняты домашними делами, и поговорить было не с кем. В результате Антон Павлович начинает устраивать бурные встречи с гостями, которые сопровождались шумом и весельем. Кроме того, в усадьбе он как врач принимал больных, которые занимали очередь с четырех утра. Чехов совмещал работу врача с писательством; именно в усадьбе Мелехова он создал сорок два произведения.

Антон Чехов в Мелихово. 1897 год.
Антон Чехов в Мелихово. 1897 год.

Гостей было много, и они спали где попало — людей было гораздо больше, чем мест, куда их можно было уложить. Писали, что у Чехова не дом, а гостиница. Антон Павлович также жертвовал значительные суммы на строительство санаториев для малоимущих крестьян и сельских школ, а также бесплатно принимал пациентов. В 1888 году Чехов писал издателю Суворину: «Кто не умеет мыслить по-медицински, а судит по частностям, тот отрицает медицину». Он подчеркивал, что не нужно опираться на симптоматику, а важно смотреть в суть. Однажды Чехов встретил Сергея Рахманинова, внимательно посмотрел на него и сказал: «Из вас выйдет большой человек».

Антон Павлович Чехов с семьей и друзьями, 1890 год.
Антон Павлович Чехов с семьей и друзьями, 1890 год.

В воспоминаниях Константина Сергеевича Станиславского есть история о том, как они однажды были на собрании, и к ним подошёл очень шумный, шутливый человек, которого все считали душой компании. Чехов стал внимательно за ним наблюдать и периодически задавал Станиславскому вопросы о нём. Когда Станиславский спросил: «Антон Павлович, почему вас так заинтересовал этот человек?», Чехов ответил: «Так это же самоубийца». Через три с половиной года этот шумный, шутливый человек принял яд. В это время у Чехова проявлялся интерес к психиатрии, что нашло отражение в его произведениях «Палата №6», «Припадок» и «Монах».

В 1899 году умирает отец Чехова. Поскольку усадьба в Мелехово сильно напоминает ему о родителе, он принимает решение её продать. На вырученные деньги Чехов покупает небольшой участок земли в Ялте, разбивает сад и строит дом. В это время у него начинает обостряться туберкулёз. В том же 1899 году император Николай II подписывает указ о даровании Чехову потомственного дворянства. Чехов получил документ, но не ответил на него и фактически вежливо отказался от этого титула.

В 1900 году Чехов избирается в число почётных академиков отделения русского языка и словесности Академии наук. Однако через два года, когда Николай II аннулирует избрание Максима Горького в почётные академики, Чехов сам отказывается от этой должности.

Великий русский писатель Антон Чехов, 1891 год.
Великий русский писатель Антон Чехов, 1891 год.

Что касается личной жизни и отношения Чехова к женщинам, то он говорил: «Если боитесь одиночества, то не женитесь». Он также отмечал: «Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют», и делился своими мыслями о незнакомых женщинах: «Незнакомая девица похожа на закупоренную склянку с неизвестной жидкостью: попробовал — да страшно, вдруг там яд». Чехов также подчеркивал: «Если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству».

Чехова обычно описывают как доброго врача, который лечил и писал, но на самом деле он не был чужд женского общества, и известны случаи, когда он пользовался услугами дам полусвета. У него не было сильных привязанностей; как только они возникали, Антон Павлович стремился от них уйти. Также известно, что он избегал очень красивых женщин. В двадцать шесть лет Чехов принял решение жениться на Евдокии Эфрос, но свадьба не состоялась — он расторгнул помолвку и сбежал. Он говорил: «Мне нужна такая жена, которая, как луна, появлялась бы на моём небосклоне не каждый день». Позже он нашёл такую жену — Ольгу Книппер, актрису театра. В это время Антон Павлович уже серьёзно болел, однако решил жениться. Его привлекал в Ольге характер. Венчание состоялось тайно. После свадьбы она жила в Москве, а он — в Ялте. Кстати, друг Чехова, Пётр Ильич Чайковский, тоже сбежал в Европу после женитьбы и больше не виделся с супругой.

-6

Антон Павлович Чехов про секс (из письма Суворину, 18 мая 1891 года):

...Диван очень неудобная мебель. Его обвиняют в блуде чаще, чем он того заслуживает.

Я раз в жизни только пользовался диваном и проклял его. Распутных женщин я видывал, и сам грешил многократно, но Золя и той даме, которая говорила вам «хлоп – и готово», я не верю. Распутные люди и писатели любят выдавать себя гастрономами и тонкими знатоками блуда; они смелы, решительны, находчивы, употребляют по 33 способам, чуть ли не на лезвии ножа, но все это только на словах, на деле же употребляют кухарок и ходят в рублевые дома терпимости.

Все писатели врут. Употребить даму в городе не так легко, как они пишут. Я не видел ни одной такой квартиры (порядочной, конечно), где бы позволяли обстоятельства повалить одетую в корсет, юбки и турнюр женщину на сундук, или на диван, или на пол и употребить ее так, чтобы не заметили домашние. Bce эти термины вроде в стоячку, в сидячку и проч. - вздор. Самый легкий способ, это постель, а остальные 33 трудны и удобоисполнимы только в отдельном номере или в сарае.

Роман c дамой из порядочного круга – процедура длинная.

Во-первых, нужна ночь, во-вторых, вы едете в Эрмитаж, в-третьих, в Эрмитаже вам говорят, что свободных номеров нет, и вы едете искать другое пристанище, в-четвертых, в номере ваша дама падает духом, жантильничает, дрожит и восклицает: «Ах, боже мой, что я делаю?! Нет! Нет!», добрый час идет на раздевание и на слова, в-пятых, дама ваша на обратном пути имеет такое выражение, как будто вы ее изнасиловали, и все время бормочет: «Нет, никогда себе этого не прощу!» Bce это не похоже на «хлоп – и готово!».

В советское время писали, что Чехов и Книппер очень любили друг друга: «Их брак — это череда редких встреч и тягостных расставаний, и только ежедневная любовная переписка поддерживала их отношения». Сам же Антон Павлович в переписке называл свою жену «Кашалот мой милый», «Крокодил души моей», «Змея», «Собака». Она же называла себя «Раба театра». Здесь вспоминается фраза Чехова: «По капле выдавливать из себя раба, чтобы стать свободным и чистым человеком». Официально известно, что с женой он прожил всего шесть месяцев, после чего начались постоянные переезды.

Состояние Антона Павловича ухудшалось, и жена настаивала на том, чтобы он летом 1904 года выехал в Германию на лечение от туберкулёза. Писатель отправился на курорт в город Баденвейлер. Своему другу перед поездкой он сказал: «Еду подыхать».

«Чехов переносил свою тяжёлую болезнь как герой, — напишет доктор Шверер,— со стоическим спокойствием ожидал смерти и всё успокаивал меня, просил не волноваться, не бегать к нему часто; был мил, деликатен и приветлив».

2 июля 1904 года во сне Чехов бредил: он резко беседовал с каким-то китайским матросом и часто повторял слово «устрица». Затем он проснулся и впервые в жизни сам попросил вызвать доктора. После этого велел принести шампанского. Антон Павлович сел и как-то значимо громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал немецкий): «Ich sterbe» — «Я умираю». Максим Горький, который хорошо знал Чехова и его шутки, позже скажет, что Антон Павлович имел в виду свою жену: «Эх, стерва».

После этого он велел дать шампанского, пригубил из бокала, улыбнулся и сказал: «Давно я не пил шампанского», затем повернулся на левый бок и уснул. Это были его последние слова.

По воспоминаниям жены, через несколько минут после того, как Чехов уснул, пробка из бутылки шампанского выстрелила, и задергалась бабочка у шторы. Чехов умер, и по немецким законам его тело необходимо было кремировать. Однако Ольга Книппер договорилась с чиновниками о выделении вагона для перевозки тела на родину. Чиновники нашли вагон, на котором было написано «Устрицы». Позже скажут, что Чехов предвидел в бреду, что будет происходить дальше. Антона Павловича похоронили рядом с могилой отца на Новодевичьем кладбище.

Последние слова, которые Чехов написал родным, были: «Помогайте бедным, берегите мать, живите мирно».

#нарратив #медиапедагогика #учимсявестисоциальныесети #этожизнь #философияжизни #популяризациянауки #Красноярск #Сибирь