Вопрос об основании нового города и порта в Екатерининской гавани царскими чиновниками рассматривался совершенно независимо от существования колонии. Если в 1894 году в документах министра финансов С.Ю. Витте вопрос о разделении колонии и будущего нового поселения не ставился, то в 1896 году комиссия, созданная архангельским губернатором А.П. Энгельгардтом, нашла место для нового города совершенно в стороне и независимо от месторасположения колонии - в 150 саженях от гавани в небольшой пустынной болотистой долине (сегодня здесь проходит улица Советская).
Мнение собрания Государственного Совета об устройстве управления в городском поселении при Екатерининской гавани император Николай II «высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить» 7 июня (19 июня по нов. ст.) 1899 года. Оно, в частности, гласило: «Мнение Государственного Совета. Государственный Совет в соединённых департаментах законов, государственной экономии и гражданских и духовных дел и в общем собрании, рассмотрев представление Министра Внутренних Дел и Финансов об устройстве управления в городском поселении при Екатерининской гавани, мнением положил:
I. Городскому поселению и порту при Екатерининской гавани присвоить наименование «Александровск», а Кольский уезд в нынешних границах переименовать в Александровский.
II. Временные правила об управлении городом и портом Александровск, Архангельской губернии, поднести к Высочайшему ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА утверждению и, по воспоследовании онаго, ввести в действие на срок по 1-е января 1904 года. […]»
Тому, что 24 июня 1899 года действительно было датой рождения нового города, есть многочисленные свидетельства. Газета «Архангельские губернские ведомости» писала: «24 сего июня 1899 года, в присутствии его высочества, великого князя Владимира Александровича, совершилось уже освещение и открытие новогопорта и города. Возникновение нового города и порта, не замерзающего круглый год, будет иметь огромное влияние на развитие торговли и промыслов на севере: мы - северяне - переживаем крупный исторический момент… Юный город послужит оплотом величия России на далёкой окраине и, как ожидают многие, своим возникновением положит начало новой эры в истории экономической жизни русского Севера».
Газета «Московские ведомости» дополняла: «24 июня назначено было торжественное открытие нового города. В ожидании съезда его высочества на пристани собрались местные власти во главе с А.П. Энгельгардтом, духовенство с крестами и хоругвями, представители иностранной и русской печати. В 10 часов на пристань прибыл великий князь Владимир Александрович в сопровождении начальника штаба и многих старших морских чинов. Встреченный духовенством, и приняв благословение от игумена Ионафана, его высочество проследовал в храм, где выслушал молебствие.
Во время произнесения многолетия с судов был произведён установленный салют, после чего состоялся парад рот 5-го флотского экипажа, высланный со Светланы. Перед парадом его высочество, выйдя на церковное крыльцо, поручил губернатору прочесть высочайшее повеление об открытии нового города, названного Александровском, и о даровании этому городу управления по особо выработанному и объявленному штату; вместе с тем объявлено было о перенесении администрации Кольского уезда из Колы в Александровск и о переименовании Кольского уезда в Александровский».
В том же духе были написаны и многочисленные другие газетные статьи.
Губернская типография выпустила книжку «Открытие города и порта «Александровск» при Екатерининской гавани на Мурмане 24 июня 1899 года и путешествие по Архангельской губернии его императорского высочества великого князя Владимира Александровича с 23 июня по 2 июля 1899 года».
Московская фототипия «Шерер, Набгольц и Ко» в начале XX века выпустила почтовую карточку «Александровск на Мурмане», на которой изображён момент военного парада, прошедшего после оглашения документа об открытии города.
С рождением нового города губернатора Архангельской губернии телеграммами поздравляли высокопоставленные и известные лица:
- министр финансов, статс-секретарь С.Ю. Витте: «От души приветствую открытие города и порта, соединённых светлою мыслью в бозе почившего государя и монаршими заботами благополучно царствующего императора. Глубоко убеждён, что Александровск послужит залогом развития нашего Севера. Сердечно благодарю ваше превосходительство за телеграмму и поздравляю с благополучным завершением неутомимых трудов ваших по устройству нового торгового центра на Мурмане»;
- вице-адмирал Назимов: «Как живой участник освещения Мурманского берега маяками приношу сердечные поздравления с успешным окончанием важного для открытия и освящения города Александровска и Екатерининской гавани, в которое вы вложили вашу душу, энергию и знание»;
- епископ Архангельский и Холмогорский, преосвященный Иоанникий: «Поздравляю с прибытием высокого гостя и с открытием города Александровска»;
- инспектор почт и телеграфов Н.Н. Кормилев: «Вместе со своими сотрудниками по сооружению мурманского телеграфа прошу ваше превосходительство принять наш искренний привет с радостным событием в жизни Мурмана - открытием города Александровска, возникшего благодаря вашим неусыпным заботам о нуждах и благе этой далёкой окраины нашей дорогой Родины»;
- Д.И. Менделеев: «Поздравляю с открытием нового порта, находясь около Благодати» (Пермской губернии);
- инженер Казаков: «Позвольте принести глубокое приветствие и искренние поздравления с днём открытия новорождённых города Александровска и Екатерининской гавани, созданных исключительно благодаря несокрушимой энергии вашего превосходительства. Примите глубокие пожелания быстрого достижения того широкого значения, какое несомненно представит это важное сооружение в деле развития русской предприимчивости и промышленной жизни на Севере и в охране отдалённых границ нашего дорогого Отечества».
Пусть не смущает разделение понятий города и порта. Они действительно рассматривались немного по-разному ввиду особенностей административного управления. Позже даже поднимался вопрос о создании отдельных для порта и города правил управления (но этого не произошло). Надо чётко осознавать, что именно город возник ради порта, а не наоборот. Поэтому и медаль была выпущена в честь открытия порта Екатерининская гавань. Хотя все в целом - порт и городское поселение - носили наименование «Александровск».
Несмотря на то, что жители Екатерининской колонии относились к Александровскому приходу Никольской церкви, часть колонистов проживала в городе, а дети там же получали образование, колония сохраняла свой особый административный статус. Для того, чтобы перестать быть колонистом и стать городским обывателем в Александровске, жителям необходимо было пройти ряд бюрократических процедур (подать заявление и получить разрешения от губернских и уездных властей). Более того, колония Екатерининская в 1900 году стала центром Екатерининского сельского общества, в которое входили колонии в Кольском заливе от острова Торос до мыса Белокаменный и в которое, разумеется, не входила территория города Александровска. В 1905 году Екатерининское сельское общество объединяло 17 колоний и выселков, в которых числилось 67 дворов и 363 жителя. Фактически население Екатерининского сельского общества в тот период было больше населения города Александровска (в 1903 году в городе насчитывалось 314 жителей).
Документа о ликвидации колонии Екатерининская (если он был написан) пока обнаружить не удалось. Жители с Переймы и Екатерининского острова были окончательно переселены в город только в конце 1950-х годов.
Таким образом, даже при существовании города самое старое поселение на берегах Екатерининской гавани вело отдельную административную от Александровска жизнь (по крайней мере, до 1917 года), и дата его рождения не может служить датой рождения Александровска.
Интересно, что так же считали жители Кольского края и 75 лет назад, празднуя юбилей города Полярного в 1949 году, о чём свидетельствует почётная грамота на имя Ф. Канева, хранящаяся в фондах музея города Полярного.
Дату 24 июня - по новому стилю 6 июля - 1899 года следует считать официальной датой рождения города.
Учёный секретарь Городского историко-краеведческого музея города Полярного О.Г. ВЕРБИН (газета "Полярный вестник" от 3 мая 2024 года № 9 (1179))