Лувр в Абу-Даби, столице Объединённых Арабских Эмиратов, находится на острове Саадият, являющемся культурным районом эмирата.
Он открылся в ноябре 2017 года и стал результатом работы альянса парижского Лувра и департамента культуры Абу-Даби. Строительство шло с 2009 года под руководством французского архитектора Жана Нувеля, задумавшего конструкцию из пятидесяти пяти зданий под одним куполом.
Серия галерей, будто парящих над водой, надёжна защищена от песка и пыли. Четырёхступенчатая система кондиционирования поддерживает в помещениях постоянный микроклимат: температуру +21 градус и влажность 50%. Если первая очередь кондиционеров выйдет из строя, её заменит вторая, и так далее.
Нижние этажи находятся под водой (хранилища, например, на глубине девяти метров) и тщательно загерметизированы.
Конструкцию поддерживают тридцать тонн арматурной стали, защищённые электрохимическим способом - катодной защитой - от коррозии.
Помещения музея расположены по принципу построения восточного базара, будто объединяя древние арабские традиции и ультрасовременные мировые тенденции строительства.
Купол весом в семь тонн и диаметром сто восемьдесят метров представляет собой конструкцию эксклюзивной разработки, где восемь слоёв металла, положенные друг на друга со смещением под определённым углом, прикреплены к каркасу, который является частью общего рисунка. Купол создает эффект светового дождя, образующего на воде и стенах зданий фантастические, постоянно меняющиеся рисунки, словно солнечные лучи льются сквозь перистые пальмовые листья, трепещущие на ветру.
Коллекция музея - это шестьсот экспонатов, приобретённых в собственность или взятых в долговременное пользование из парижского Лувра, Версаля и Центра Помпиду в Париже, а также предоставленных музеями других арабских стран.
Один из представителей департамента культуры Абу-Даби в интервью заметил, что все люди похожи друг на друга больше, чем они думают, поэтому экспозиции в Лувре организованы не по принципу эпох, культур или художественных школ, по принципу хронологии и единства духовной жизни человечества во всём мире. Этим единством пронизаны не только пространство, но и время.
Возможно именно об этом повествует один из экспонатов музея - гравировка по мрамору, выполненная в 2017 году американской художницей Дженни Хольцер, которая используя современные технологии, нанесла на мраморные панели, прикреплённые к стенам Лувра, цитаты из шумерского мифа о сотворении мира, оригинального манускрипта арабского философа XIV века и "Опытов" Мишеля Монтеня (Франция, XVI век).
Двенадцать разделов Лувра связаны внутренними связями, аналогиями и ассоциациями:
Вступление (The great vestibule)
Первые поселения (The first villages)
Первые великие державы (The first great powers)
Цивилизации и империи (Civilisations and empires)
Мировые религии (Universal religions)
Торговые пути Азии (Asian trade routes)
От Средиземноморья до Атлантики (From the Mediterranean to the Atlantic)
Космография (Cosmography)
Мир в перспективе (The world in perspective)
Великолепие короны (The magnificence of the court)
Новое искусство жизни (A new art of living)
Современный мир? (A modern world?)
Совершенствование современности (Challenging modernity)
Мировая арена (A global stage)
У людей всего мира больше общего, чем они думают. Все они (с эпохи неолита до наших дней) смотрят в небо и молятся богу, прося у них милосердия.
На всех четырёх сторонах света: в Европе, Азии, Африке и Америке.
И в Северной Африке, где царствует Богиня Исида, и в Южной.
И в Древней Греции, и в Древнем Риме.
И в Камбодже конца VII века, где сверкает Сурья, Божество Солнца.
И в Китае.
И в Индии.
И в Средневековой Европе.
Люди падают пред божествами ниц, чтобы те спасли их от бед, напастей, болезней и страшных чудовищ.
Люди ожидают, когда ангелы небесные осветят им жизненный путь, чтобы не затеряться в темноте.
Славят своих правителей, склоняясь перед их величием и властью, в каком бы историческом времени и на каких землях ни жили.
Возводят для богов и властителей храмы и дворцы.
Дорическими колоннами, кстати, украшена и комната караула в Пале-Рояль, резиденции кардинала Ришелье в Париже. Для её оформления в 1639 году были заказаны у французского художника Лорана де Ла Ира три картины на мифологические сюжеты. Одна из них - «Тесей находит меч своего отца», изображающая героя Тесея и его мать Эфру.
Люди работают в поте лица, чтобы прокормить себя.
Трапезничают, чем бог послал.
Танцуют в минуты радости.
Прославляют красоту человека и красоту мира, любуясь совершенством форм.
Вот античные статуи, передающие вневременные идеалы красоты.
Вот фигуры древнегреческих красавцев Кревга и Дамоксена, вступившие в бой друг с другом, в исполнении итальянского скульптора XVIII века Антонио Кановы, выполненные из штукатурки. Мраморные оригиналы находятся во дворе музея Пия-Клемента в Ватикане в Риме.
А эта будто бы античная фигура - скульптура «Идущий человек на колонне» Огюста Родена, произведение последнего года XIX века.
Люди творят красоту, черпая вдохновение из окружающей их природы.
Вот пиксис, вырезанный из кости в 968 году на испанских землях, находившихся под контролем мусульман, – традиционная круглая емкость для хранения, выполненная в подарок сыну эмира Кордовы.
А вот картины японского художника-графика XIX века Утагавы Хиросигэ из серии "Тридцать шесть видов на гору Фудзи", созданной в 1852 году.
А вот переливы кристалла в переливах красок на картине Франтишка Купки.
Веками люди ищут вдохновение, а вдохновение рождает новые образы.
В описании, сопровождающем произведение Махи Малуха отмечено: «Эти настоящие кастрюли долгие годы использовались для приготовления традиционного рагу из мяса коз. Почерневшие от использования над открытым огнем, они сохраняют следы своего прошлого, но и отпечаток историй, рассказанных во время традиционной трапезы кочевников. Художник превратил кастрюли в визуальную поэму в дань классической арабской поэзии». "Аl Muallaqat" (в переводе с арабского "висячие стихи") - семь поэм на арабском языке, написанных в доисламскую эпоху.
Люди готовы верить в сказки, даже если на дворе вторая половина XIX века.
Картина «Принц входит в терновый лес» написана британским художником-прерафаэлитом Эдвардом Берн-Джонсом в 1869 году. Это одна из работ из серии «Шиповник», посвящённой сказке братьев Гримм "Спящая красавица". В глубинах сознания человека XIX века, резко стартовавшего по дороге технологического прогресса, проснулась память о древних мифах и легендах.
На протяжении веков люди постоянно за что-то борются: то за веру, то против иноверцев, то за свои территории, то за чужие.
А вот "Призыв к оружию" Родена, где крылатая фигура одновременно походит и на античную скульптуру Ники Самофракийской, и скульптуру Франсуа Рюда «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже. Отливная форма скульптуры, задуманной в 1870-1871 годах, была создана в 1920 году для отливки памятника в Вердене, а в 1925 году из нее была отлита скульптура, выставленная в Лувре в Абу-Даби.
Пройдя свой жизненный путь, все люди, в своей ли постели или на поле боя, но умирают. И не о каждом из них остаётся память.
А в это время религиозные книги разных конфессий, написанные на разных языках, содержат одни и те же истины.
Лувр в Абу-Даби полон вольных и невольных аналогий и ассоциаций, которые могут внезапно родиться в сознании каждого отдельного посетителя арабского Лувра. Вот серия картин Якоба Де Баккера "Аллегории добродетелей и свободных искусств", находящаяся в 13 галерее.
А в галерее 23 представлена серия картин американского художника Сая Твомбли "Untitled I-IX", выполненная в 2008 году.
На сайте Лувра эти работы прокомментированы так: "Untitled I-IX - это набор из девяти монументальных полотен, которые можно читать как единое целое, так и отдельно. Представленные по отдельности во всем своем сходстве и необычности, выполненные белым по синему, картины этой серии воссоздают вселенную, в которой художник любил работать. Полотна сочетают в себе влияние американского авангарда, абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока и его личные отношения с живописью как с рисунком, так и с письмом.
Полотна “псевдописьма”, как называл их сам художник, являются поэтическим выражением эмоциональной каллиграфии, чистого целостного ощущения художественного переживания, связанного с безбрежностью моря. Эти работы являются совершенным художественным воплощением яркой каллиграфии и морской архитектуры Лувра Абу-Даби.
Сам музей задуман как каллиграфия памяти, место, где можно услышать музыку цивилизаций, и эта серия картин передает эти визуальные ритмы, колебания и интонации".
Продолжение читайте https://dzen.ru/a/Z6ELhu2D4QCDK8fm?share_to=link