Найти в Дзене
natasha.anikiewa

В гости к Фридриху. Главный немецкий романтик в Эрмитаже.

Причудливым удивительным образом складывается судьба. Года назад я завела канал на Дзене, так как отчаялась найти работу по своей новой любимой специальности - искусствоведение и ровно через месяц активного ведения этого канала, написания статей и подготовки иллюстраций (все фотографии с выставок в основном делаю я), меня приглашают на работу мечты. В итоге - канал заброшен, времени не хватает, так как новая работа поглотила меня полностью. И вот, спустя ровно год, я решила вернуться к своим статьям, и это не потому что меня уволили с работы. Появилась необходимость в осмыслении своей профессиональной деятельности, в корректировки целей и ориентиров, а также в четком понимании своей миссии. И как ни странно, в этом мне помог художник, о творчестве которого я хочу сегодня здесь поговорить. Выставка в Эрмитаже, в Николаевском зале построена как диалог между двумя творцами - романтиками Василием Жуковским и Каспаром Давидом Фридрихом. Вся центральная часть экспозиции – это работы немецк
Фотограф - Наталья Аникиева
Фотограф - Наталья Аникиева

Причудливым удивительным образом складывается судьба. Года назад я завела канал на Дзене, так как отчаялась найти работу по своей новой любимой специальности - искусствоведение и ровно через месяц активного ведения этого канала, написания статей и подготовки иллюстраций (все фотографии с выставок в основном делаю я), меня приглашают на работу мечты. В итоге - канал заброшен, времени не хватает, так как новая работа поглотила меня полностью.

И вот, спустя ровно год, я решила вернуться к своим статьям, и это не потому что меня уволили с работы. Появилась необходимость в осмыслении своей профессиональной деятельности, в корректировки целей и ориентиров, а также в четком понимании своей миссии. И как ни странно, в этом мне помог художник, о творчестве которого я хочу сегодня здесь поговорить.

Фотограф - Наталья Аникиева
Фотограф - Наталья Аникиева

Выставка в Эрмитаже, в Николаевском зале построена как диалог между двумя творцами - романтиками Василием Жуковским и Каспаром Давидом Фридрихом.

Вся центральная часть экспозиции – это работы немецкого художника, живопись и графика. Эрмитаж обладает самым большим собранием его работ, находящихся за пределами Германии (и очень этим гордиться). Этим наш музей обязан Жуковскому, который являлся другом и поклонником художника, а также пиарщиком его творчества среди членов императорской семьи. Судьба самого Фридриха и его работ похожа на захватывающий приключенческий роман. Его живопись не понимали при жизни, забыли на полвека после его смерти, вернули зрителям, благодаря стараниям искусствоведов энтузиастов. Нацисты провозгласили его “самым немецким”, “самым нордическим” художником. Его картины горели в огне, их уничтожал Гете, их путали с работами других художников, они таинственно исчезали и загадочно появлялись. Очень бурная жизнь для полотен, на которых - покой, тишина, созерцательная неподвижность.

-3
-4

Внимательное, деликатное, педантичное изображение природы, ландшафтов, пейзажей с романтическими развалинами старинных храмов, дремлющих морских портов, величественных гор и бескрайних долин - основные мотивы в живописи Каспара Давида Фридриха. Человек на его картинах - второстепенен, ничтожен по сравнению с красотой и масштабом мира и всегда изображен спиной к зрителю. Благодаря этому приему, мы смотрим на пейзаж глазами тех, кто стоит перед нами. Это настраивает нас на внимательное созерцание, а не на формальных “осмотр”, этим и ценно знакомство с творчеством Фридриха. с его взглядом на мир.

Фотограф - Наталья Аникиева
Фотограф - Наталья Аникиева

И если вернуться к тому, с чего я начала свою статью, к необходимости замедлиться и “сверить координаты”, то созерцание красоты немецкого пейзажа на работах Каспара Давида Фридриха помогло настроиться на осмысление своего творческого и профессионального пути. Ну и конечно, взглянуть свежим взглядом на родной, окружающий меня пейзаж, ведь мы с Фридрихом своего рода соседи по Балтийскому морю. Его любимый остров Рюген и мой родной южный берег Финского залива так похожи своими закатами, туманами, восходами луны.

-6
-7

Ну и немного практических советов, если позволите. Приходите в музей когда там мало людей, парадоксально для Эрмитажа и почти нереально, поверьте такое время есть - это среда и пятница, когда залы открыты до 21 часа. Картины Фридриха надо смотреть в одиночестве, а не среди толп случайных (а таких там много) посетителей. Это, в основном, туристы, которые приехали в наш город, и желают увидеть все и сразу, самое популярное. Сделать селфи на Иорданской лестнице и в Павильонном зале. Мы не можем их за это судить, но лучше избежать с ними столкновения в Николаевском зале.

Есть прекрасные ролики в сети о творчестве Каспара Давида Фридриха, например, Иван Чечот прекрасно рассказывает, книга Флориана Иллиеса, где он разбивает повествование на 4 стихии, закручивая сюжеты биографии подобно потокам воздуха или наоборот ведет нас широкой открытой дорогой.

Ну и я, как фотограф, не могла пройти мимо и не сделать фотографий с выставки в “духе Фридриха”.

С возвращением меня на пути Дзен.

-8