Найти в Дзене

"Другая" сторона женственности, ярость и любовь на примере фильма "Убить Билла"

Очень давно хотела написать про фильм «Убить Билла».
На первый взгляд, его психологический разбор абсолютно бессмысленный. Психопаты напали на психопатку, а потом она отомстила им и их приспешникам-психопатам.
Но ракурс изменится, если посмотреть на эту историю как на битву архетипов. Этакий эпос, Махабхарата в современном прочтении. Схватка титанов, великанов, которые что-то там свое богическое не поделили, и теперь нужно восстановить равновесие и справедливость. А потом еще асуры набежали, и пошел замес…
И, конечно, главная героиня являет собой прекрасный пример индийской Дурги - супруги Шивы, воительницы, в священном гневе восстанавливающей справедливость, покой и благополучие, призываемой женщинами при родах.
Или же она похожа на Кали, богиню праведного гнева, танцующую на площадке для кремации с ужасающей гримасой, в ожерелье из черепов, с разнообразными орудиями для убийства в многочисленных руках, разрушающую демонов… и эго.
В русских сказках это степная

Очень давно хотела написать про фильм «Убить Билла».

На первый взгляд, его психологический разбор абсолютно бессмысленный. Психопаты напали на психопатку, а потом она отомстила им и их приспешникам-психопатам.

Но ракурс изменится, если посмотреть на эту историю как на битву архетипов. Этакий эпос, Махабхарата в современном прочтении. Схватка титанов, великанов, которые что-то там свое богическое не поделили, и теперь нужно восстановить равновесие и справедливость. А потом еще асуры набежали, и пошел замес…

И, конечно, главная героиня являет собой прекрасный пример индийской Дурги - супруги Шивы, воительницы, в священном гневе восстанавливающей справедливость, покой и благополучие, призываемой женщинами при родах.

Или же она похожа на Кали, богиню праведного гнева, танцующую на площадке для кремации с ужасающей гримасой, в ожерелье из черепов, с разнообразными орудиями для убийства в многочисленных руках, разрушающую демонов… и эго.

В русских сказках это степная воительница Марья Моревна, заковавшая в цепи самого Кощея.

Главная героиня Беатрикс проходит через ужасающие испытания, которые обычному человеку были бы вряд ли под силу. Ее цель - восстановить честь и справедливость. Она защищает свое дитя и ради этого не пожалеет жизни ни своей, ни врагов. Ее сердце переполнено яростью и нежностью, а глаза не забыли, как плакать.

И здесь мне бы хотелось поговорить про образ женственности. Очень часто я слышу мнение о том, что истинная женщина должна быть нежна, мягка, даже покорна. Ярость ей не к лицу, как будто бы ярость - атрибут исключительно мужественности.

Мне такой образ кажется невероятно плоским. Женщинам доступна огромная мощь, они способны иметь дело с очень масштабными, трансформационными явлениями, сопроводить их, совмещая суровость и сострадание: смерть, горе, болезнь, роды. Эти вещи очень редко бывают эстетичными, красивыми в привычном понимании.

Современной культуре такая часть женственности пришлась не ко двору. Но она есть, без нее человечество не может быть здоровым. Без Бабы-Яги, могущей смотреть в тёмный лес, невозможно исцеление и целостность. Об этом, мне кажется, пишет Кларисса Пинкола Эстес.

Мне довелось когда-то пожить в индийском ашраме, организованном женщиной, считающейся там святой. Она знаменита тем, что исцеляет людей, обнимая их. Ее белоснежное сари к концу дня становится грязным от множества рук страждущих. Удивительно, что главный храм ашрама посвящен именно Кали. Меня поразило, с какой нежностью и умилением женщины служительницы ухаживали за ее изображением. Они словно всем своим существом ощущали: это качество очень нужно миру, и оно вовсе не противоречит жизни и любви.

Если же говорить про обычную человеческую жизнь, а не героический эпос или фильм, то, как я вижу из психотерапевтической практики, очень полезно бывает познакомиться с внутренней Кали или Дургой. Узнать ее, освоить (в традиции это называется «
усмирить Кали»). Обычному человеку от этой мощнейшей архетипической энергии достаточно совсем чуть-чуть, иногда 1 - 0,5 процента.