«Станем исполнять наш долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу...»
Это цитата Павла Петровича Кирсанова из романа Тургенева «Отцы и дети». Но она точно могла бы принадлежать и сотруднику ИПФ РАН. Кандидат технических наук, старший научный сотрудник отдела импульсных лазеров с высокой средней мощностью Алексей Кирсанов трудится в институте уже 40 лет. За эти годы он успел поработать с гиротронами, съездить в экспедиции по морям и рекам России от отдела гидроакустики и даже выращивать кристаллы в отделе элементной базы лазерных систем.
Алексей Владимирович «за активную жизненную позицию», поэтому он занимается не только научной деятельностью, но и преподает на ВШОПФ, а также ходит в походы, занимается баскетболом и трофи-рейдами.
О важности работы в команде, реалистичности картин Рериха и потребности в адреналине читайте в нашем новом материале.
— Расскажите про свое хобби.
— Я вообще много чем занимаюсь, но давайте сегодня поговорим про походы. В студенчестве у нас сложилась большая команда – 14 парней. В какой-то степени, это заслуга Андрея Викторовича Гапонова-Грехова и его команды. Это они собрал нас в одну группу. В целом, в походы ходили много и часто, возможно, даже слишком.
— Как давно вы этим занимаетесь? Что вас к этому подтолкнуло?
— Еще до студенчества меня к походам стал приучать папа. Он работал в строительном институте, преподавал сопротивление материалов. У них на кафедре была такая практика, что преподаватели собирались и на байдарках куда-то ходили. Ну и меня папа брал с собой. Мне тогда было лет 15. Потом я стал ездить по стройотрядам, и папа стал брать уже младшего брата. А совсем недавно я уже сам водил внука в такой поход. Так что это что-то вроде семейной традиции.
Мне нравятся и пешие походы. Особенно по осени, когда все уже подмороженное – спокойно идёшь с рюкзаком, ничего тебе не мешает. Дождик, снег – какая разница, если у тебя нормальная экипировка? Мне самому это нравится, ну а семье не очень. Супругу, внука в пеший поход тащить не вариант. Они этого не понимают. Им надо сесть на лодочку и прокатиться по речке. К слову, мы только что пришли из такого семейного похода. Третий раз ходили за это лето. Правда, все они короткие. Раньше мы уходили на 3-4 недели, и это было нормально.
Однажды ходили на Алтай. По тем самым тропам, по которым Николай Рерих шёл в Монголию за своей шамбалой, шли и мы. Я потом увидел его картины. Если вы на них посмотрите, цвета покажутся вам дикими. Но в сентябре в горах действительно именно такая палитра. Представляете, абсолютно красная гора. Почему она красная? Потому что на ней растет черника, и к осени она вся выгорает на солнечной стороне, другая сторона просто зеленая. Мы две недели шли по горам, а потом сплавлялись по Катуни. Сейчас нижней водной части этого маршрута, к сожалению, уже нет. Ну и позволить себе сейчас 28 дней похода уже никто не может. Ну либо на это надо решиться.
— Расскажите про самый запоминающийся поход.
– Это был 1987-й год, и мы пошли в поход пятой категории сложности. Мы очень удачно сходили. Группа была большая, 14 человек – две девчонки, 12 парней. Под руководством Лазарева Александра Николаевича.
Маршрут был кольцевой, и чтобы не тащить с собой большой вес, припасы оставляли в поселке, который был по пути. Мы заложили продукты в Тюнгуре, а дальше две недели автономки по горам. За спиной выходной вес у мальчишек 40 кг, у девчонок – 25 кг. Я тогда был очень крепким, молодым человеком. Во всяком случае, мне так казалось.
Маршрут длинный, идти долго, и где-то на 5 пеший день, мы сообразили, что продуктов мы с собой взяли мало. Автономки там 12 дней, пешка с двумя перевалами (перевалы Немыцкого 1-й и 2-й) – они снежные, но не высокие, там примерно 3000 метров. А потом сваливаемся на речку, строимся и сплавляемся. Где-то на четвёртый день воды нам показалась первая цивилизация. Встали на острове. Помню, дежурные готовят еду, а народ в столовую. Дежурные говорят: «Может нам не надо готовить?». Но мы так проголодались, что решили – пусть готовят. Я серьёзно похудел после того похода, и с тех пор пересмотрел концепцию питания. Я понял, что человеку надо есть в три раза меньше, чем он обычно употребляет. С тех пор после 6 вечера не ем. Так что в принципе походы дают какие-то новые мысли.
Вода там была интересная, но прошли мы ее даже чуть проще, чем мы ожидали. Она вполне соответствовала своей пятой категории сложности, но при этом все было хорошо. Там, где нас должно было приложить, нас и приложило. Потом мы все благополучно долетели до дома. Так что вот такой был поход.
— Как вы готовитесь к походам? Помимо сборов, есть ли у вас какие-то особые ритуалы перед началом?
– Как готовиться? Выпуск в категорийные походы только через маршрутно-квалификационную комиссию. Раньше нужно было прийти в турклуб, изучать отчеты по маршрутам, копировать карты и лоции. Если отчетов по маршруту нет, на месте требуется более серьезное отношение. Обязательно требуется маршрутная книжка, нитка маршрута. Сейчас немного попроще - больше информации, потому что можно найти все это в интернете. И с отчетностью гораздо легче. Сейчас можно отчет представлять в виде видеоматериалов.
В последнее время мы отказываемся от рюкзаков, когда плаваем, потому что в байдарке им делать нечего. Сейчас же все в гермоупаковке. Правда, нужно сказать, что мы сейчас ходим короткие походы. В целом, ничего особенного с собой не берем: палатка, коврик, спальник, топор, котлы, и, как говорил наш руководитель, личное - КЛМН – кружка, ложка, миска, нож.
— Как много времени вы уделяете своему увлечению?
– Раньше был максимум – походы занимали шестую часть года и чаще всего были привязаны к выходным или праздникам. Сейчас, конечно, ходим реже.
Но этот год у меня был насыщеннее, чем обычно. В феврале съездили на Красную Поляну на шесть дней, чтобы покататься на лыжах. Летом, в начале июля, сходили в поход на Зеленчук. Сплав был достаточно серьезный, река ведь непростая, но короткий. Сплавились, а потом сходили на экскурсию в Зеленчукскую обсерваторию. На ней работает сотрудник, который также работает и в ИПФ – Андрей Марухно. Он и провел нам экскурсию. После Зеленчука было несколько коротких походов по области в выходные дни. Я бы с удовольствием еще сходил в пеший поход, но пока не получается.
— Как вы считаете, влияет ли ваше хобби на научную деятельность и наоборот. Т.е. видите ли вы какую-то связь между работой и хобби?
— Обязательно нужно заниматься чем-то сторонним, чтобы была какая-то отдушина. Я считаю, что меня здорово баскетбол держит. Хотя все сокомандники уже отвалились. Последний ушел Миша Глявин, лет тридцать назад Ефим Хазанов. Раньше мы все бегали в одной группе. Сейчас немножко разбежались по жизни.
— Хотел бы попробовать себя в какой-нибудь новой области? В какой?
— Какое-то время назад я увлекался автоспортом. Ну, я сейчас немного отхожу от этого, пожалуй, из-за возраста. Вообще, когда сразу что-то получается и получается хорошо, то ты зависаешь на этом. Поэтому у меня целый мешок кубков по трофи-рейдам. В 2014 и 2015 годах мы с мастером спорта по спортивному ориентированию Кротковым А.В. брали кубок Нижегородской области и Поволжья в классе ТР1 (серийные автомобили). Правда никакого спортивного разряда у меня по автоспорту нет, потому что, когда мы этим активно занимались, разрядов еще не давали. Сейчас дают, но мы уже не те. Но в целом, мне до сих пор нравится этим заниматься. Даже на своей городской машине я получаю огромное удовольствие, когда появляется возможность пролететь по бездорожью. Для меня важны эти эмоции, драйв. Администрация иногда просит помочь «джиперов». Так на пожарах 2010 года мы работами волонтёрами на своих подготовленных машинах, регулярно помогаем в поисках потерявшихся людей.
В Трофи-рейдах среди многих направлений есть два основных -это путешествия и спорт. Машина в путешествиях позволяет заехать в очень интересные места, например на Онежском озере есть места с петроглифами - древними наскальными картинками. Представляете, Вы стоите рядом с камнем, на котором несколько тысяч лет назад неизвестный художник высек рисунки животных. Или интересно проехать вокруг Байкала и заехать на мыс Ольхон по мартовскому льду. Красивейшие места. Машина должна быть готова по-экспедиционному.
Трофи-рейды как спорт – это, что-то вроде спортивного ориентирования, но на машинах. Устроено это примерно так. Сначала организаторы договариваются с администрацией, определяют район соревнований желательно без населённых пунктов, готовят карту, выставляют Контрольные Пункты (КП) на местности. КП разной сложности, за каждый из которых дают определённое число баллов. На время проведения соревнований район стараются закрывать для посторонних, кроме зрительских точек. В населенку заезд чаще всего запрещён. Задача спортсменов – ездить по обозначенному району в поисках, отмеченных точек. Побеждает тот, кто соберёт большее число баллов (КП) за меньшее время. Отмечаются обычно с помощью фотофиксации. На трассе в каждый момент времени необходимо оптимизировать соотношение скорости и возможностей машины. Всегда необходимо думать, находить решение. Ошибся - застрял - потерял драгоценные минуты, секунды.
В этих соревнованиях всегда есть интересная дилемма. Все участники ограничены по времени, и очень часто возникают ситуации, когда нужно выбрать: рискнуть и попробовать взять точку на последних минутах или приехать с тем, что есть, но точно быть вовремя. Если опоздал, по регламенту соревнований, участника дисквалифицируют. Но если ты успел и взял еще один контрольный пункт, у тебя больше шансов на победу. Это и дает какой-то особый азарт, адреналин. Спорт технический, я как технарь считаю машину Джип Чероки первого поколения (кирпич) гениальной машиной - конструкторы умудрились загнать табун из 180 бензиновых лошадей и внедорожный потенциал в вес полторы тонны. Это была машина - ракета. Но у него плохая развесовка, в прыжке не получится приземлиться на джипе на четыре лапы, как кошка - двигатель с автоматом тяжеленные. (На фото в полете с джип спринтов). У субару с легким оппозитным двигателем развесовка лучше, в ралли они побеждают. Или у Тойоты 70-й серии с дизелем KZ на механической КПП. Эта машина правильная для бездорожья, но рама добавляет 300кг. Дизель в трофи-рейдах даёт серьёзные преимущества. Для спорта стараются облегчить авто до требований технического регламента. Лёгкая машина дальше застрянет, чем тяжёлая.
Так получилось, что мы начали заниматься, когда у нас толком ничего не было, но занимали призовые места, потому что много готовились и очень активно этим занимались. Со временем я закупил всё необходимое –прицеп, правильная машина, тягач и т.д. Но сейчас нет такой тяги как раньше, того запала больше нет. Хотя я по-прежнему считаю, что это очень интересно. Бездорожье, скорость, сложная трасса, на которой возможно будет поломка. Без этого никак. Все это вызывает массу самых ярких эмоций. Возможно, я даже к этому вернусь.
Поэтому нет, я бы не хотел пробовать ничего нового. Я хочу сказать, что мне одного часа физической активности хватает, чтобы скинуть неделю негатива. А если уйти в поход, то можно и весь негатив полностью скинуть. Ну и природа всё-таки мне нравится. А уж если с щукой поборолся и вытащил, так вообще драйв. Сейчас я как раз хорошо перезагрузился, понял, что у меня хорошо получается, и к чему я мог бы принести пользу.