Работа любого учёного, особенно в ИПФ РАН - это интеллектуальный труд. Но наши физики любят отвечать на сложные вопросы не только в лабораториях. Один из них - Егор Господчиков, кандидат физико-математических наук и старший научный сотрудник отдела нелинейной электродинамики ИПФ РАН.
Егор Дмитриевич - профессиональный игрок в «Что? Где? Когда?» (игра, которая известна многим по одноименной программе на федеральном канале).
Сегодня, в День рождения ЧГК, ученый рассказал, почему выбрал такое необычное хобби и что ему больше всего нравится в интеллектуальных соревнованиях.
- Расскажите про свое увлечение
- Я играю в спортивное «Что? Где? Когда?» (ЧГК). Раньше на вопрос «Что это такое, ЧГК?» мы говорили, что это как телевизионная передача, но совсем не так. А сейчас, поскольку все играли в разного рода квизы, которые из нее выросли, у всех есть представление, что это такое. Спортивное «Что? Где? Когда?» выглядит как странное собрание людей, которые слушают вопрос, потом минуту его обсуждают, а затем письменно отвечают. Я играю в команде «Кошка или сова».
- Как давно вы этим занимаетесь?
- Наверно, одну из своих первых игр я сыграл в Летней физико-математической школе (ЛФМШ) в 1996 году, года я сам еще был пионером. Я попал в одну команду со знакомыми ребятами из лицея №40, и затем в этом составе мы долгое время играли в ЧГК. С кем-то из них мы играем до сих пор.
- Что подтолкнуло вас играть в спортивный ЧГК?
- Когда я еще учился в школе, телевизионные передачи «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг» были ужасно популярны. У меня дома смотрели каждую игру клуба знатоков ЧГК был так же известен, как и КВН, можно сказать, эти программы были как братья-близнецы. С КВН у меня как-то не сложилось, а на вопросы мне всегда было интересно отвечать, поэтому я решил попробовать свои силы в интеллектуальных играх. Моя первая игра ЧГК была очень похожа на телевизионный формат: 6 человек за столом, вращается волчок, а вопросы «знатокам» подготовили вожатые и другие участники смены. Позже мы узнали, что кроме телевизионного формата существует еще и спортивный, когда одновременно играют несколько команд.
- Какую позицию вы обычно занимаете в команде?
- Раньше считалось, в команде ЧГК должно быть четкое разделение ролей. Должны выделяться эрудит, генератор идей, кондуктор – это человек, который внимательно следит за формой вопроса. Единственная реально отделенная от остальных роль в команде – это капитан. Это человек, который после обсуждения должен принять решения, какой ответ на вопрос дает команда. Команды, в которых я играл, считали, что капитаном меня ставить нельзя, потому что я слишком нервный. Но иногда я всё же играл и в качестве капитана.
- Какие качества необходимы игрокам в ЧГК?
- Чтобы играть в ЧГК, надо играть в ЧГК. Самое главное, на мой взгляд, качество – это умение вытягивать информацию из вопроса, и быстро соотносить с теми знаниями, которые у вас есть. Огромная обычно проблема в том, что на обсуждение дается только минута. Надо иметь привычку: за это короткое время надо успеть сгенерировать хотя бы одну версию. В ЧГК нельзя обдумывать вопрос молча, надо пользоваться тем, что вокруг есть люди.
- Есть ли у вас в команде разделение по тематикам? Например, один отвечает за историю, другой – за литературу, третий – за искусство?
- Как ни странно, наша команда всегда состояла из людей физико-математического направления. Сейчас в ней играет сразу четыре сотрудника ИПФ РАН и два программиста. В этом плане кажется, что мы довольно однообразны. Но есть вещи, в которых отдельные люди очень сильны. Например, у одного игрока (Ивана Ошарина) хорошая память на даты, и он по ним может восстанавливать исторические события. Второй игрок (Николай Слюняев) знает бесконечное количество опер и их сюжеты. Есть битломан. Если вдруг автор вопроса захочет спросить про песню группы Битлз, он способен просто перечислять их по году выпуска. А мы потом докручиваем, какая больше подходит под вопрос. Это не совсем тот путь, который закладывал автор, но и так тоже можно. Знания по таким необычным категориям есть, но мы никогда не собирали их специально. Так что, в ЧГК могут быть полезны и просто личные интересы игроков.
- Как много времени вы уделяете ЧГК?
- Много. Сама игра отнимает не очень много времени. Но я участвую в организации разного рода мероприятий, и каждое из них требует большого количества времени на подготовку. Например, Молодежный кубок мира по ЧГК для школьных команд, который мы уже три года проводим на ВШОПФ. А так, мы играем примерно раз в неделю, и этого вполне достаточно. Когда мне нечего делать в поезде, я читаю вопросы.
- Как вам удается совмещать научную деятельность и ЧГК?
- Я не чувствую, что ЧГК как-то мешает научной деятельности. Да, игры отнимают время, но не то чтобы уж страшно много. Для меня ЧГК – это некий хороший отдых от научной деятельности. Игра построена на таком принципе: если я что-то не знаю, то должен нафантазировать на абсолютно бесполезную тему. Здесь единственная полезность ответа в том, чтобы получить за него плюсик в зачет команды. А научная деятельность как бы противоположна этому. Здесь тоже надо фантазировать, но уже совсем по- другому: не надо придумывать бессмысленную конструкцию, нужно четко из одного знания производить другое. В этом плане иногда хочется и бесполезного знания, и с этой точки зрения, ЧГК - хорошее хобби.
- Как к вашему увлечению относятся ваши близкие?
- Положительно. Я играю в одной команде вместе со своей женой. Мой младший брат тоже раньше играл в ЧГК. Все мои близкие всегда были весьма погружены в эту сферу. Кроме всего прочего, это большой интересный круг общения, и когда ты оказываешься внутри него, кажется, что все вокруг играют в ЧГК.
- Можете ли вы рассказать про какую-то самую запоминающуюся игру?
- Считается, что самый большой успех нашей команды за все время – это третье место на «Чемпионат мира по «Что? Где? Когда?» в 2019 году в Баку. Заняли его в драматической перестрелке, на шестом вопросе, и, если на нас посмотреть в этот момент, видно, что никак сил радоваться ни у кого из нас уже нет. Как будто бы просто вышли, получили медали, и все.
- Увлекаетесь ли вы чем-то еще кроме ЧГК? Хотели ли бы вы попробовать себя в какой-то новой области?
- Я хожу в походы. Не такие сложные и суровые, как Михаил Юрьевич Глявин, но тоже каждый год. Как и ЧГК, поход отнимает много времени. Например, мы только что вернулись из похода, и тут же начали обсуждать, куда пойдем на следующий год. И будем осуждать вплоть до начала похода. А так мне нравится думать, что моя работа – это тоже прекрасное хобби.