Найти в Дзене
Катерина о Петербурге

Петроградская сторона. Это место обладает особой аурой и магнетизмом

Этот исторический район Петербурга вряд ли кого-то оставит равнодушным. Есть в нём какая-то загадочность, своё неповторимое очарование, которое манит. Кто хотя бы раз побывал здесь, обязательно захочет вернуться. А тот, кто вырос в этом месте и по каким-то причинам покинул его, будет возвращаться сюда снова и снова, чтобы просто пройтись по родной улице, постоять возле своих окон, которые не отпускают. О Петроградской стороне и её удивительной притягательной силе рассказывают читатели моего канала. Жили одной большой семьёй «Я родилась и жила на Полозовой улице, в доме 14, затем на Ждановской, 23, – делится своей историей Татьяна Коробулина. – Если коротко, моя мама служила в железнодорожных войсках красноармейцем. До войны она с семьёй жила в Старой Деревне, на Торфяной улице. Во время авианалётов осенью 1941 года их дом разбомбило, свёкор, свекровь и дочка погибли. Возвращаться было практически некуда и не к кому, но по ранению маме был положен отпуск, и по приезде в Ленинград ей пр

Этот исторический район Петербурга вряд ли кого-то оставит равнодушным. Есть в нём какая-то загадочность, своё неповторимое очарование, которое манит. Кто хотя бы раз побывал здесь, обязательно захочет вернуться. А тот, кто вырос в этом месте и по каким-то причинам покинул его, будет возвращаться сюда снова и снова, чтобы просто пройтись по родной улице, постоять возле своих окон, которые не отпускают. О Петроградской стороне и её удивительной притягательной силе рассказывают читатели моего канала.

Жили одной большой семьёй

«Я родилась и жила на Полозовой улице, в доме 14, затем на Ждановской, 23, – делится своей историей Татьяна Коробулина. – Если коротко, моя мама служила в железнодорожных войсках красноармейцем. До войны она с семьёй жила в Старой Деревне, на Торфяной улице. Во время авианалётов осенью 1941 года их дом разбомбило, свёкор, свекровь и дочка погибли. Возвращаться было практически некуда и не к кому, но по ранению маме был положен отпуск, и по приезде в Ленинград ей предоставили комнату на Полозовой улице.

Полозова улица. Вид в сторону Большого проспекта
Полозова улица. Вид в сторону Большого проспекта

Мама практически ничего не рассказывала о войне, только часто повторяла, что на фронте было проще, чем в осаждённом городе. Не отбыв полностью отпуск, она уехала в свою воинскую часть. Вернулась 26 апреля 1945 года как «демобилизованная на восстановление промышленности Ленинграда», а в августе родилась я. Отца не знаю, он умер в ноябре 1946 года.

Парадная дома 14 по Полозовой улице
Парадная дома 14 по Полозовой улице

Хорошо помню нашу коммуналку. Это была четырёхкомнатная квартира – трое детей, семеро взрослых – жили дружно как одна большая семья. Соседи заселялись таким же образом, как и мама: прежнее место жительства было разрушено, занимали свободные комнаты. Ордера им выдали примерно в 1948 году, когда многие возвращались из эвакуации.

Полозова улица, дом 14
Полозова улица, дом 14

Сейчас из всех жильцов квартиры в живых осталась я одна. Больше никого уже нет. Мамы не стало, когда мне не было ещё семи лет. Поэтому в школу № 54 на Новоладожской улице я пошла уже из детского дома № 75, который находился на Ждановской, 23. Это был дворовой корпус когда-то собственного доходного дома архитектора Владимира Курзанова.

В 1963 году окончила 11 класс школы № 58 на Пионерской улице (угол Малого проспекта Петроградской стороны). Учебное заведение, которое располагалось в средней части жилого дома, вскоре закрыли и открыли «новое» под тем же номером – школу № 58 на Комендантском проспекте, но это уже не моя история.

Я окончила Северо-Западный заочный политехнический институт (СЗПИ), и до октября 2023 года моя работа была связана с вычислительной техникой. Давно живу на Гражданке (Гражданский проспект, Калининский район), куда переехала, получив квартиру. Но Петроградская сторона всегда остаётся со мной. Это место, где мы жили с мамой, где прошли мои детские годы».

Приезжаю и смотрю на наши окна

«Полозова улица – моя малая родина, – рассказывает Ольга Петрова. – В начале XX века предки по папиной линии жили в конце этой улицы, на нечётной стороне. До войны бабушка с моим папой поселились в доме 21, после войны переехали в дом 9, там жила и я до девяти лет.

До войны бабушка с папой жили на Полозовой улице, в доме 21
До войны бабушка с папой жили на Полозовой улице, в доме 21
Полозова улица
Полозова улица

У нас была трёхкомнатная коммунальная квартира. Наша семья из пяти человек занимала комнату площадью 25 квадратных метров, в двух других комнатах жила семья из трёх человек. Потом папе дали от работы квартиру, и я с родителями переехала в Весёлый посёлок, что в Невском районе, а в комнате на Полозовой (в советское время – ул. Анны Ульяновой) остались жить дедушка с бабушкой.

Полозова улица, дом 9
Полозова улица, дом 9
Окна дома, где осталось детство
Окна дома, где осталось детство

Всегда с теплотой вспоминаю то время, редко, но бываю на любимой улице, стою как заворожённая, смотрю на наши окна, но никто из родных там давно не живёт».

Здесь витает дух Ксении Петербургской

«Обожаю Лахтинскую и Гатчинскую улицы. Готова гулять по ним бесконечно. Кто знает, может, там витает дух святой Ксении Петербургской. Сама живу в Москве, у нас нет таких улиц, – рассказывает Людмила Капитанова.

Известно, что дом Ксении Петербургской, где она проживала вместе со своим мужем, находился на углу Большого проспекта Петроградской стороны и Лахтинской улицы. Во время блокады в это угловое здание попала авиационная бомба...

Долгое время на месте разрушенного дома был сквер. Там, где жила Ксения Петербургская, хотели построить церковь в честь святой. Но неожиданно это место занял Торговый центр. Увы, современное стеклянное здание никак не вписывается в архитектурный облик Петроградской стороны. Что касается храма, его всё-таки построили, но в середине Лахтинской улицы, ближе к Чкаловскому проспекту.

Лахтинская улица. Вид на церковь Святой Блаженной Ксении Петербургской
Лахтинская улица. Вид на церковь Святой Блаженной Ксении Петербургской
Церковь Святой Блаженной Ксении Петербургской была освящена в 2019 году
Церковь Святой Блаженной Ксении Петербургской была освящена в 2019 году

Церковь Святой Блаженной Ксении Петербургской действительно стала украшением Лахтинской улицы. Освящение храма произошло в 2019 году. Это известная история, её многие знают, потому я и сказала о духе Ксении Петербургской как о причине магнетизма двух соседних улиц – Лахтинской и Гатчинской, где жила и ходила всеми почитаемая святая».

Продлись, продлись, очарование

«Мне кажется, что в домах и скверах Петроградской стороны есть особое очарование, – считает Анна Карпова. – Я выросла в Купчино, но всегда с радостью приезжала к бабушке, она жила на набережной реки Карповки.

Помню лёгкое покачивание бабушкиного дома от проезжающего трамвая, совершенно другой запах воздуха и ещё запомнилось много зелени. Когда удалось переехать в Петроградский район, увидела, что многое изменилось. Стало меньше скверов и деревьев, пропали размеренность и спокойствие, которыми отличались улицы Петроградской стороны.

Лахтинская улица. Вид в сторону Большого проспекта
Лахтинская улица. Вид в сторону Большого проспекта

Сейчас, к примеру, Лахтинская улица, где жили Александр Блок и Михаил Зощенко, забита машинами и нелепыми кафе, где модные барышни, кутаясь в тёплые куртки от петербургской сырости, пьют коктейль «Апероль Шприц», думая, что они в Италии…

На Лахтинской улице стало много машин и кафе
На Лахтинской улице стало много машин и кафе

Очарование блёкнет в суете и безвкусии. А нужно, непременно нужно сохранить магнетизм Петроградской стороны. Такого удивительного места больше нет».

Этот город меня пленил

«Петроградская сторона – очень душевное место. В 90-е годы работала в Научно-производственной фирме по внедрению научных и инженерно-технических инноваций (ВНИТИ). Часто в обед гуляла по Малому проспекту, знала все проходные дворы, как можно быстрее добраться до Большого проспекта, – рассказывает Наталья Соколова.

Родилась я под Костромой, но, когда стал выбор поступать в институт либо в Москве, либо Ленинграде – выбрала Ленинград. Пленил меня этот торжественный город. Дети здесь родились.

Старые ворота ещё хранят свою былую красоту
Старые ворота ещё хранят свою былую красоту

Для меня Петербург тоже стал родным. Но конечно, особая моя любовь – Петроградская сторона. Помню, как убирали трамвайные пути по Чкаловскому проспекту, как в декабре 2000 года открывали памятник Тарасу Шевченко в сквере, названном в честь этого украинского поэта. Сквер находился как раз напротив нашей фирмы. Мы стояли возле окон в своих рабочих кабинетах и смотрели, как устанавливают монумент. Все перемены Петроградской стороны, большие и маленькие, по сути, всё происходило на наших глазах, оттого и дорого мне это место».

Петроградская сторона, Полозова улица
Петроградская сторона, Полозова улица
Дорогие друзья, расскажите, пожалуйста, в комментариях о своих любимых местах в Петербурге. Что вас связывает с тем или иным районом, улицей, домом?

Подписывайтесь на мой канал. Всего вам доброго и до новых встреч!

Все фото автора

Предлагаю также прочитать другие статьи: