Найти в Дзене

Бес вселился – как в старину распознавали одержимых и боролись с нечистью

В дальней части избы на скамье лежал худой, словно бы иссушенный человек. Глаза его были закрыты, но он периодически вскрикивал что-то невнятное, негромко бормотал и снова издавал истошный вопль. В такие моменты тело его начинало мелко дрожать, а потом содрогалось в конвульсиях. Находившиеся в комнате люди испуганно косились на несчастного и крестились. «Бес вселился», – говорили о таких людях. Сегодня наверняка странному поведению подобных бедолаг нашли бы медицинское объяснение, но в старину многие необычные проявления приписывали чертовщине. Так кем же был этот пресловутый бес? Как распознавали одержимость? И с помощью чего наши предки побеждали бесов? Неверно считать, что представления о бесах у славян появились лишь со времён распространения христианства. Рассказывать о подобных злых духах люди начали ещё в пору расцвета языческих верований. После крещения Руси в новых, теперь уже христианских источниках, стали появляться истории о демонических созданиях. К ним причисляли не толь
Оглавление

В дальней части избы на скамье лежал худой, словно бы иссушенный человек. Глаза его были закрыты, но он периодически вскрикивал что-то невнятное, негромко бормотал и снова издавал истошный вопль. В такие моменты тело его начинало мелко дрожать, а потом содрогалось в конвульсиях. Находившиеся в комнате люди испуганно косились на несчастного и крестились.

«Бес вселился», – говорили о таких людях. Сегодня наверняка странному поведению подобных бедолаг нашли бы медицинское объяснение, но в старину многие необычные проявления приписывали чертовщине. Так кем же был этот пресловутый бес? Как распознавали одержимость? И с помощью чего наши предки побеждали бесов?

Бес, чёрт, дьявол

Неверно считать, что представления о бесах у славян появились лишь со времён распространения христианства. Рассказывать о подобных злых духах люди начали ещё в пору расцвета языческих верований.

После крещения Руси в новых, теперь уже христианских источниках, стали появляться истории о демонических созданиях. К ним причисляли не только существ иного мира, которые в мифах играли отрицательную роль, но и прежних богов – Перуна, Велеса и прочих.

Согласно христианским представлениям, к бесам принадлежали ангелы, которые восстали против бога. Как несложно догадаться, нередко бес отождествлялся с дьяволом и чёртом. Обиженные на Создателя за то, что были низвергнуты на землю, они стали главными противниками светлых сил. В качестве мести Богу бесы стали всячески вредить людям.

-2

Интересно, что бесы описывались как исключительно отрицательные персонажи, в то время как чёрт в сказках или быличках порой мог даже сослужить добрую службу людям. Однако в преданиях эти персонажи нередко служили заменой друг для друга. Владимир Даль в своих трудах о фольклоре писал:

«Черт смущает, бес подстрекает, дьявол нудит, сатана творит лживые чудеса для соблазна».

Пороки и болезни

Бесы были способны не только искушать праведников, но и насылать различные болезни. С их воздействием на человека связано такое понятие как одержимость. В христианском учении говорилось, что бесы имеют способность «вселяться» в человека, превращая его в неадекватную неуправляемую личность.

Распознать одержимого бесами было несложно. Он мог вести себя странным образом, позволять себе вредные излишества и вообще не придерживаться никаких моральных норм и принципов поведения. Одержимыми бесами считали алкоголиков и наркоманов.

-3

Кроме того, одержимостью могли называть болезни, при которых человек вёл себя нетипичным образом. Это могли быть и лунатизм, и эпилепсия, и нервный паралич. Словом, всё, что выходило за рамки привычного, обыденного и нормального, приписывали бесам.

В психиатрии даже существовало понятие «какодемономания», обозначавшее болезнь, при которой человек был уверен, что в него вселились бесы. Также дьявольским козням приписывали не придуманное, а совершенно реальное заболевание бешенство, при котором, как верили, бесы вселялись в человека и доводили его до гибели.

Как победить беса?

В большинстве поверий и преданий бес описывается как небольшое лохматое существо, покрытое чёрной или синей шерстью. В отличие от чёрта, крайне редко говорится о наличии копыт или крыльев у этих созданий. Жить бес мог где угодно – от лесных болот до обыкновенной деревенской избы.

Кстати, часто бесы водили дружбу с русалками и водяными. Именно поэтому перед купанием люди крестились, словно бы защищая себя от нечистой силы, которая может обитать в воде.

-4

Несмотря на то, что народ верил, будто бесы живут повсеместно, далеко не каждый человек был им «по зубам». Жертвами этой нечисти, как правило, становились люди грешные и нечестивые, те, которые и без помощи бесов тянулись ко всему скверному и «грязному». Как отмечал богослов А.И.Осипов, ссылаясь на Антония Великого:

«Если человек старается жить по заповедям Божиим и покаяниям, то он соединяется с Духом Божьим. Если же он начинает жить противно заповедям Божиим, то он соединяется с духами злобы».

По сути, эти слова сами по себе уже являются «инструкцией», как правильно жить. Помимо того, защититься от бесов можно было с помощью крестного знамения, святой воды, икон и прочих священных ритуальных предметов.

Людей, которых считали одержимыми бесом, оставляли на колокольне – считалось, что нечисть страшно боится колокольного звона, а потому непременно оставит свою жертву.

-5

Конечно, истории о бесах, поверья, связанные с ними – это только народное творчество, часть фольклора, которую называют суевериями. Но в этих историях скрыт глубокий смысл. Сами бесы – не просто мифические существа, но олицетворение зла и пороков, которые непременно «нападают» на людей, живущих неправедной жизнью.

А чтобы спасти свою душу, достаточно сохранять свет и добро в сердце, оставаясь честным человеком, которому близки самые светлые идеалы. Не стоит забывать, что борьба добра со злом происходит не снаружи, но внутри каждого из нас. И только от нас зависит, кто в ней победит.