Найти в Дзене
Преданья старины

Домыслы и факты в истории

Сижу над своей книгой, вношу правки и выверяю все ссылки и в очередной раз сама себе не верю: что вообще происходит с исторической наукой в Екатеринбурге? Искала для своей книги уточняющую информацию про купца и первого городского главу Екатеринбурга - Ивана Даниловича Харчевникова. Наткнулась на статью в Дзене, где сперва поются дифирамбы известному екатеринбургскому исследователю Н. С. Корепанову, мол, вот какой молодец, чуть ли не только благодаря его трудам мы тут изучаем историю раннего Екатеринбурга. А потом автор раскатывает этого "молодца" просто по косточкам. Зацените: Итак, в тексты Н.С. Корепанова вкралась досадная ошибка: деньги были даны не в 1723 г., а в 1722 г., да и не лично Татищевым. Ну а драка? Да, она была 24 апреля 1723 г. Правда, не с караульным драгуном, а с гренадером Тобольского полка Максимом Кузнецовым. И, что важно подчеркнуть, она была не в строящемся Екатеринбурге, а в уктусском кабаке. Собственно, показания Харчевникова, подписанные им самим, начинаются

Сижу над своей книгой, вношу правки и выверяю все ссылки и в очередной раз сама себе не верю: что вообще происходит с исторической наукой в Екатеринбурге?

Искала для своей книги уточняющую информацию про купца и первого городского главу Екатеринбурга - Ивана Даниловича Харчевникова. Наткнулась на статью в Дзене, где сперва поются дифирамбы известному екатеринбургскому исследователю Н. С. Корепанову, мол, вот какой молодец, чуть ли не только благодаря его трудам мы тут изучаем историю раннего Екатеринбурга. А потом автор раскатывает этого "молодца" просто по косточкам.

Зацените:

Итак, в тексты Н.С. Корепанова вкралась досадная ошибка: деньги были даны не в 1723 г., а в 1722 г., да и не лично Татищевым.
Ну а драка? Да, она была 24 апреля 1723 г. Правда, не с караульным драгуном, а с гренадером Тобольского полка Максимом Кузнецовым. И, что важно подчеркнуть, она была не в строящемся Екатеринбурге, а в уктусском кабаке. Собственно, показания Харчевникова, подписанные им самим, начинаются словами: «Шел я мимо уктуского кабака и зашел на кабак».

Как? Нормально? Вспомнился старый анекдот про Карузо и Рабиновича.

-2

И у Николая Семёновича всё вот так. Вроде бы излагает все хорошим живым языком без нудятины, но уже не единожды столкнувшись с крайне пренебрежительным отношением к фактическому историческому материалу, всё чаще задаешься вопросом: а вообще, где в его рассказах реальные факты, а что он домыслил и додумал? Ссылок на документы в его рассказах и книгах очень мало и часть из них не соответствуют действительности.

Причём уже разбирала один такой эпизод у себя на канале в Дзене. До последнего думала, что это какая-то разовая история и просто досадное недоразумение, но выясняется, что у него везде так.

Собственно, тут же возникает следующий вопрос: ладно я, я простой исследователь, а где историческая общественность Екатеринбурга, та, которая с генеральскими лампасами и большими звездами званий? Где все эти кандидаты исторических наук, университетские профессора и академики? Чем они заняты? Где их статьи и исследования по Уралу и заводам? Как почитать? Зато с высоты университетского олимпа доносится в адрес Корепанова презрительное фи: мол, так не принято цитировать исторические документы. Надо по-другому. Если надо, так сделайте! Но никого не видать. А ГАСО, тем временем, хранит такие сокровища, что ни на одного профессора хватит на века и то всё не исследовать.

Поэтому все остальные и будут продолжать цитировать именно Николая Корепанова, больше некого, а то, с какой производительностью труда он публикуется - пример вообще для многих, как бы этих многих от зависти не корёжило.

________

© Евгения Дубровина, 2025. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.

Материалы для профессионального архивного хранения частных домашних архивов и коллекций: https://1abutik.ru

Мой аккаунт в ВК: https://vk.com/genealove_ed

В ТГ: https://t.me/genealove_ed