Найти в Дзене
Максим Полянских

Станислав Монюшко: Белорусский композитор, открывающий миру оперные шедевры

С творчеством Монюшко связано воплощение мечты польского народа о собственной национальной опере. Этому скромному музыканту из провинции польский народ обязан и появлением романтической поэзии. Монюшко, выросший на оперном творчестве западноевропейских композиторов, отличается от них, однако, одним обстоятельством, которое роднит его с русскими писателями и композиторами-современниками, - подчеркнутым интересом к теме социального протеста. Возможно, именно этой направленностью объясняется неизменная популярность лучшей оперы Монюшко «Галка». Станислав Монюшко родился 5 мая 1819 года в имении Убель под Минском. Мальчик не принадлежал к числу так называемых вундеркиндов, но с ранних лет чувствовал непреодолимую тягу к музыке... «Мать первой заметила во мне искру таланта, и как только мои пальцы немного окрепли, она сама стала обучать меня начаткам моего любимого искусства», - рассказывает Монюшко о своем детстве. Он рос в загородном поместье в Беларуси. Будущий композитор наблюдал за жиз
Оглавление

Жизнь и творчество Монюшко

С творчеством Монюшко связано воплощение мечты польского народа о собственной национальной опере. Этому скромному музыканту из провинции польский народ обязан и появлением романтической поэзии.

Монюшко, выросший на оперном творчестве западноевропейских композиторов, отличается от них, однако, одним обстоятельством, которое роднит его с русскими писателями и композиторами-современниками, - подчеркнутым интересом к теме социального протеста. Возможно, именно этой направленностью объясняется неизменная популярность лучшей оперы Монюшко «Галка».

Станислав Монюшко родился 5 мая 1819 года в имении Убель под Минском. Мальчик не принадлежал к числу так называемых вундеркиндов, но с ранних лет чувствовал непреодолимую тягу к музыке... «Мать первой заметила во мне искру таланта, и как только мои пальцы немного окрепли, она сама стала обучать меня начаткам моего любимого искусства», - рассказывает Монюшко о своем детстве. Он рос в загородном поместье в Беларуси. Будущий композитор наблюдал за жизнью крестьян и с ранних лет полюбил народные обычаи и мелодии польских и белорусских песен. Отец Монюшко, бывший офицер, был энтузиастом искусства и решил дать своему единственному сыну всестороннее образование в Варшаве. Станислав брал уроки музыки у А. Фрейера, учился играть на органе и часто посещал концерты и оперы. В Варшаве исполнялись итальянские и французские оперы, выступали пианисты-виртуозы, скрипачи и великий Паганини.

В 1830 году семья Монюшко вернулась в Минск. Они устраивали в своем доме музыкальные вечера, пели и играли в четыре руки. Именно в эти годы Станислав решил стать музыкантом. Сначала Станислав учился в Минске у Д. Стефановича, а затем в вокальной академии в Берлине у Ф. Рунгенхагена, где получил настоящую профессиональную подготовку.

Талант Монюшко проявился не сразу. Его учителя не замечали в нем ничего необычного. В скромном, близоруком юноше ничто не наводило на мысль о создателе национальной оперы.

Это был один из самых сложных периодов в истории Польши. Крах надежд на независимость Польши после наполеоновского вторжения доминировал в общественной атмосфере. Самые значительные польские художники середины века жили и работали за границей: Шопен, Мицкевич, Словацкий, Норвид. Лишь немногие остались на родине и в условиях беспощадных репрессий и жестокой цензуры продолжали бороться за национальное самоутверждение своим творчеством. Монюшко принадлежал к этой замечательной группе подвижников.

После учебы в Берлине Монюшко получил скромную должность органиста в вильнюсском костеле. В городе не было ни оперы, ни постоянного театра, и даже собрать полноценный симфонический оркестр было не по карману вильнюсским меломанам. В этой духовной «пустоши» Монюшко прожил двадцать лет.

Именно здесь он создал свои редкие и прекрасные «Heimatliederbücher», практически первые национальные песенные произведения. Через несколько лет после выхода этого сборника современники отмечали, что «песни Монюшко звучат почти на всех концертах, и нет ни одного зала или гостиной, где бы их не пели».

Первый из его двенадцати «песенников», вышедший в 1841 году, сопровождался подробным проспектом, в котором он изложил свое эстетическое кредо. Этими романсами для домашнего обихода Монюшко хотел поднять художественный уровень бытовой польской музыки и приблизить ее к высшим достижениям современной профессиональной музыки. «Лучшие художники открыли этот неиссякаемый источник гармонии и стали развивать его; поэты, изучившие самобытную поэзию народа и взявшие на вооружение ее темы, стали сочинять песни с национальным характером», - писал композитор.

Более двухсот пятидесяти песен, вошедших в «Песенник», охватывают самые разные жанры. Его любимый жанр - баллада, выдержанная в традициях польской романтической поэзии.

«Для тех, кто знает польский язык, романсы Монюшко - сокровище», - писал Серов о песнях Монюшко и сравнивал их с романсами Шуберта, Шумана, Глинки, Даргомыжского, особо отмечая высокий художественный уровень романса „Кеннст ду дас ланд“ на слова Гете в переводе Мицкевича.

Реакция на сборники песен на родине Монюшко была беспрецедентной. Появление национальной музыки, как бы «говорящей по-польски» в то время, когда родной язык был под запретом, имело, прежде всего, огромное патриотическое значение. Со временем популярность сборников песен Монюшко превзошла все, что когда-либо издавалось в этом жанре в Польше.

Но в то время, когда композитор жил в Вильно, слава приходила медленно. Жители Вильно не подозревали, что органист, которого они слушали в костеле и который давал уроки за рубль в час, был выдающимся композитором. Несмотря на все трудности и невзгоды, в эти годы Монюшко осуществил свою давнюю цель - создал первую польскую классическую оперу «Галька».

Впервые «Камешки» были исполнены в концерте в Вильно в 1848 году. В то время она состояла всего из двух актов.

Опера «Галька»

Опера «Галька» стала ответом композитора на революционное движение польского крестьянства в 1940-х годах. В первоначальном варианте опера должна была заканчиваться крестьянским восстанием. По цензурным соображениям Монюшко пришлось изменить концовку. Но опера не утратила своей обвинительной силы.

Сюжет «Гальки» взят из народной жизни. Сюжет «Гальки» предельно прост и в то же время полон потрясающего драматизма... - писал Кюи. - Композитор не искал внешних эффектов. В его опере нет ни шествий, ни экскурсий, ни охоты, ни снов, ни лошадей... Но в самой драме есть множество эффектов, которые производят несравненно более сильное впечатление, чем у Мейербера... сверкающая мишура...»

Опера лирична и мелодична. Ее музыкальный язык драматичен и глубоко народен, хотя Монюшко не ввел в «Камешки» ни одной польской народной песни. «Необыкновенная нежность, грация, теплота, при постоянной красоте звука», - писал Серов о музыкальном стиле Монюшко.

Действующие лица оперы достоверно переданы в музыке. Симпатии композитора полностью на стороне народа. Музыкальная характеристика дворянства далека от традиций народной песни. Таким образом Монюшко словно подчеркивает отсутствие искренности и теплоты у высокомерных и самовлюбленных вельмож.

Композитор по-разному сочинил две мазурки в опере: чуждую народному духу бравурную мазурку, которая звучит в доме стольника, и красочную, истинно народную мазурку, которую исполняет крестьянский хор в третьем действии.

Структура оперы «Галька» основана на распространенных в те годы закрытых номерах. Но в рамках этих округлых форм Монюшко добивается высокой степени реализма в воплощении драматических образов сюжета. Большую роль здесь играет оркестр, обогащающий нюансы вокальной партии и придающий ей такую гибкость и драматическую выразительность, что «Камешки» воспринимаются как свободная музыкальная драма в духе романтических исканий.

В течение десяти лет все попытки Монюшко представить свою оперу на столичных сценах были обречены на провал. 1 января 1858 года «Галка», расширенная до четырех актов, наконец-то была представлена в Варшавском театре. Это событие было воспринято польской публикой как долгожданное рождение национальной оперы. Ее автор был назначен национальным композитором. Стремление к национальному самоутверждению и социальной эмансипации, выраженное в этой опере и свойственное всем славянским народам, сделало ее классической польской оперой. Ни одна из более зрелых и совершенных опер Монюшко не пользовалась такой популярностью, как «Камешки».

Другие произведения белорусского композитора

Имя Монюшко стало известно не только в Польше, но и за рубежом - в Праге, Софии, Белграде, Вене, Берлине. Ему было предложено художественное руководство Варшавским оперным театром. Он занимал эту должность до своей смерти 4 июня 1872 года. Там были поставлены его новые оперы: Дровосек», „Графиня“, тонкая сатира на аристократическое общество, и знаменитая опера „Заколдованный замок или Страшный суд“.

Написанная в 1861-1864 годах, «Заколдованный замок» знаменует собой не только рождение польской музыкальной комедии, но и вершину мастерства самого композитора. Хотя это позднее произведение композитора сохранило мелодическое богатство «Галки», оно отличается гораздо большим разнообразием эмоциональных оттенков, гораздо большим владением сценой, театральностью и динамикой музыки. Атмосфера старинной аристократической резиденции и гротескное изображение фантазии ознаменовали новое явление в польской музыке. Образы польского военного лагеря и рыцарей в доспехах (которыми открывается первый акт оперы) произвели очень сильное впечатление на публику 1860-х годов.

-2

В последнее десятилетие своей жизни Монюшко создал ряд хоровых произведений на тексты Мицкевича, в том числе «Призраки» (премьера состоялась в 1865 году), «Крымские сонеты» (1867) и балладу «Пани Твардовская» (1869). Эпически грозные образы Мицкевича и его идею народного суда совести, выраженного в древних обрядах, композитор воплотил необычными средствами, отличными от приемов оперной музыки.

Оперы, созданные Монюшко, являются лучшим примером оригинального польского оперного стиля - стиля, которого не достиг ни один другой композитор в Польше. Но сам Монюшко говорил о своем творчестве с присущей ему удивительной скромностью: «Я не создаю ничего нового. Я путешествую по польской сельской местности и проникаюсь духом народных песен. Из них помимо моей воли черпается вдохновение во всех моих композициях».