Обычно, подчёркивая отличие православия от католичества, указывают на то, что «у нас не было инквизиции!», забывая добавить, что и образования тоже не было. Если уже в Средневековье католический священник в детстве учился в школе, где проходил три уровня: элементарный (чтение, письмо, счёт, пение), средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика) и повышенный (курс квадривиума: арифметика, астрономия, геометрия, музыка), то есть даже после начального обучения был грамотен выше общего среднего уровня остального населения, то образование православного священника было весьма поверхностным.
Первые школы в Киевской Руси появляются со времени ее крещения заботой святого князя Владимира, который указывал «поимати у нарочитое чади дети и даяти на учение книжное». Ярослав Мудрый был известен как любитель книжности и образованности и поддерживал созданные отцом училища. Отдельные князья тоже заботились о создании школ: смоленский князь Роман Ростиславович, "будучи сам весьма ученым, понуждал к учению многих, и, особенно не желая иметь необразованных священников, устроял училища, содержал учителей».
Но система отсутствовала: отец-священник обучал сына основным молитвам, обрядам, чтобы тот потом занял его место в приходе.
Нашествие Орды погубило и эти ростки образования, поэтому митрополит Макарий (Булгаков) в «Истории Русской церкви» (1857-1883 гг.) сделал вывод: после свержения татарского ига, в конце XV века, образование «находилось у нас в жалком состоянии».
А инквизиция... Да, в нашем государстве такого размаха, как в Европе, борьба с инакомыслием не приняла, но говорить, что «инквизиции не было», неверно.
Процессы против язычников, «ведовские процессы», начались вскоре после утверждения христианства. Расследованием этих дел занимались церковные власти.
Ведовские процессы возникли уже в XI* в., вскоре В древнейшем юридическом памятнике, «Уставе князя Владимира о церковных судах», ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. В памятнике XII в. «Слово о злых дусех», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом, а уж сколько этих «колдунов и ведьм» попало в руки церкви, сейчас сказать трудно.
Первый достоверно известный случай казни через сожжение на Руси: в 1227 году в Новгороде были сожжены четыре волхва.
«Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь», требует – Кормчая книга (это сборники церковных и светских законов, основывавшиеся на византийском Номоканоне VI в., переведённом для болгарской церкви и позже принятом на Руси).
В 1411 году в Пскове во время эпидемии сожгли двенадцать ведьм, которых заподозрили в наведении порчи и отравлении колодцев.
Зимой 1504/05 г. произошло первое в истории России групповое сожжение людей за ересь. По обвинению в «жидовской ереси» были сожжены несколько дьяков. Инициатор – архиепископ Геннадий. Поддержавший жестокую кару Иосиф Волоцкий прямо ссылался на пример испанской инквизиции.
С середины XVI века сожжение в России практикуется всё чаще: хула на Иисуса Христа, отступление от православия, хранение и чтение «отреченных» (запрещённых) еретических книг, преднамеренное отравление, ведовство, чародейство и даже поедание телятины…
В 1584 г. на престол вступил крайне благочестивый государь Фёдор Иоаннович. В 1586 г. русскую церковь возглавил патриарх Иов (причислен к лику святых), в одном из своих сочинений одобривший казни языческих жрецов. Насколько можно судить по дошедшим источникам, во времена Иова сожжения стали обычной казнью. Английский посланник Флетчер, живший в Москве в 1588- 1589 г., описывает одно из сожжений еретиков, как очевидец: «…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики». Это и была «огненная казнь» в порубе.
Патриарх Иов пишет похвалу царю Федору Ивановичу: «Ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя», – это даёт основание полагать, что во времена Фёдора Иоанновича казни за духовные преступления не были исключениями.
Инициаторами сожжений обычно выступали церковные круги, тогда как цари сомневались в богоугодности таких казней и иногда отказывались их утверждать. Так, например, в 1623 году царь Михаил Романов отказал в этом своему отцу, патриарху Филарету.
Впервые сожжение живьём на костре было законодательно утверждено в России как вид казни в Соборном уложении царя Алексея Михайловича 1649 года. «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, … и того богохульника, обличив, казнити, зжечь», – гласила самая первая статья Уложения.
24-ая статья 22-ой главы «Уложения»: «А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнём безо всякого милосердия».
В 1738 году в Санкт-Петербурге сожгли живьем капитана Возницына и еврея Боруха, за то, что Возницын принял иудаизм, а Борух его к тому привел. Донесла на Возницына его собственная православная жена.
Последний известный случай сожжения на Руси относится в 1739 году, когда сожгли живьем насильно крещеную татарку, которая вернулась обратно в мусульманскую веру.
Да, православная церковь в своём стремлении искоренить еретиков не достигала таких размахов насилия, как католическая инквизиция, но в вину церкви можно поставить и костры старообрядцев, которые не всегда были самосожжением.
1649 — смертная казнь за ересь (по Соборному уложению).
1656 — провозглашение староверов еретиками и предание их анафеме.
1681 — раскольники приравниваются к богохульникам.
1682 — царь Федор Алексеевич разрешает использовать армию для воздействия на староверов.
1682 — в Пустозерске в срубе сожжены протопоп Аввакум и его соратники.
1684 — в Москве демонстративно начали сжигать староверов в срубах (более 100 казней). За подготовку к самосожжению введена смертная казнь.
Ряд историков, например, А.В. Пыжиков, С.А. Зенковский, считают, что старообрядцев сжигали священники и посланные войска, так что счёт жертв «несуществующей русской инквизиции» идёт на десятки тысяч.