В прокат выходит драмеди «Моди: Три дня на крыльях безумия» — редкая режиссерская работа Джонни Деппа. Этот фильм рассказывает о жизни итальянского художника и скульптора Амедео Модильяни, правда, охватывает всего три дня, так что назвать его стандартным байопиком нельзя. Ключевых событий из жизни художника в ленте немного. Она скорее изображает личность Модильяни, раскрывает его внутренние метания, а также демонстрирует увлекательную атмосферу творческого хаоса, в которой он существовал.
Модильяни предстает перед нами как дерзкий, обаятельный хулиган, перебивающийся случайными заработками и живущий в нищете, но наслаждающийся жизнью. Вечерами он проводит время в ресторанах и кафе с такими же как он бедными друзьями-художниками.
Риккардо Скамарчо блестяще справляется с ролью Амедео, привнося харизму и живость в образ художника, который одновременно полон жизни и разрушен собственными демонами. Модильяни — не просто гениальный, но и трудный человек, и Скамарчо удалось в полной мере передать его внутренний конфликт.
Драмеди Деппа — это не просто линейный рассказ о карьере Модильяни. Вместо того, чтобы следовать шаблонному пути биографических фильмов, где в центре внимания стоит творческий путь (но творческий поиск здесь все же присутствует), фильм создает совершенно уникальную атмосферу. В нем есть место для дерзких шуток, забавных эпизодов и немного сюрреалистичных моментов, которые, несмотря на свою легкость, не делают картину поверхностной.
Среди таких сцен — эпопея с мухой на щеке художника Сутина, дележка таракана и даже забавный момент, когда один из друзей Амедео решает пойти на войну (да, это автор умудрился показать в комедийном ключе, впрочем, на уровне подтекста донося всю боль героя). Эти моменты создают интересное контрастное восприятие между трагической судьбой художника и легкостью его окружения.
Несмотря на то, что Джонни Депп не снимался в фильме, его почерк ощущается повсюду. В отличие от более классических байопиков, где каждый момент обвешан тяжёлыми драматическими акцентами, «Моди» смешивает элементы комедии, абсурда и трагедии. В некоторых сценах фильм напоминает атмосферу картин с участием Деппа, например, его персонажа капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря» или Рауля Дюка из ленты «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Однако, это не делает фильм повторением его старых ролей, а наоборот — придает ему неповторимую атмосферу легкости и авторской безуминки.
Депп привносит в фильм свою любовь к героям, которые живут на грани реальности и абсурда, и показывает это через характеры Модильяни и его друзей. Каждый из них по-своему дерзкий, порой нелепый, но и живой, что делает фильм одновременно ярким и многослойным.
Как бы фильм не был привлекательным своей оригинальностью и необычным подходом к изображению известного художника, стоит отметить несколько спорных моментов. Один из них — это сцена с видениями Модильяни, где режиссер явно отсылает к немому кино. Это вполне осознанный стиль, а не случайный "занос", поскольку времени ему отдано предостаточно, но он кажется неестественным и излишне громоздким для общей концепции фильма. Эта вставка вызывает больше вопросов, чем интереса, и выбивается из общего ритма, мешая восприятию.
Второстепенные персонажи фильма служат в основном для того, чтобы подчеркнуть гениальность и внутренний мир самого Модильяни.
Его отношения с Беатрис Гастингс, поэтессой и критиком, отражают не только его страсть и неуверенность в будущем, но и попытки найти свое место в мире. В общении с друзьями и окружающими Амедео демонстрирует свою истинную суть: художник, который больше живет внутри своей головы, чем в реальном мире. В то время как его друзья — такие же художники, как и он, — чаще всего фрагментарно проявляют свои творческие или эксцентричные черты, что создает юмористический контраст с серьезными размышлениями самого Моди.
Очень значимой фигурой в картине является Аль Пачино, который играет богатого коллекционера Мориса Ганната. Герой становится ключевой фигурой в судьбе Модильяни, когда его работы начинают привлекать внимание коллекционера. Аль Пачино, как всегда, яркий и запоминающийся в своей роли, правда, сцена с его участием явно отсылает к «Однажды в… Голливуде» Тарантино, тогда как объективных предпосылок к этому нет.
Словом, местами Депп понадергал решений отовсюду, что выглядит странновато, но стильно и небанально 😁
Из минусов также стоит отметить, что в фильме показаны не настоящие работы Модильяни, что, по всей видимости, связано с проблемами с авторскими правами. К сожалению, картины, представленные в фильме, лишь небрежно копируют стиль художника, что может не устроить поклонников его творчества. Однако это не мешает фильму в целом передавать атмосферу того времени и жизни Модильяни.
«Моди: Три дня на крыльях безумия» — это не типичный биографический фильм, а стильное, яркое, увлекательное и местами эксцентричное произведение, которое демонстрирует авторский стиль Джонни Деппа как режиссера. Лента не претендует на историческую точность, но её художественная свобода и вольный подход к биографическому жанру делают фильм уникальным. Несмотря на некоторые слабые моменты и не всегда органичные вставки, фильм оставляет ощущение того, что режиссер умеет работать с глубокой темой и привносить в неё изюминку, позволяющую нам увидеть известного художника в необычном свете.