Два брата Соколов Мухаммад-Фатих Хусаинович и Соколов Садек Хусаинович построили в Нижнем Новгороде Соборную мечеть
1872 – 1930
Религиозный мусульманский деятель
М. Ф. Соколов (второй справа) с семьей и его брат С. Соколов (второй слева) 1913 на закладке Соборной мечети в Нижнем Новгороде
Соколов Мухаммад-Фатих Хусаинович (1872–1930) – азанчей и имам нижегородского мусульманского ярмарочного прихода, один из инициаторов строительства мечети «на горе» в Нижнем Новгороде. Родился в селе Пошатово, ( Пашат) ныне Сергачевский района Нижегородской области, в семье мусульманского священнослужителя.Родился в семье потомственных пошатовских имамов Соколовых. Начальное религиозное образование получил в семье своего отца, имама-хатыба 2-й соборной мечети Пошатово. В 1890 г. допущен к исполнению обязанностей муэдзина Нижегородской Ярмарочной мечети. С начала XX в. до 1916 г. – муэдзин, а затем имам Ярмарочной мечети Н. Новгорода (до начала 1930-х гг.).
В августе 1911 г. М.-Ф. Соколов обратился к властям с просьбой помочь в ремонте сильно обветшалого здания Ярмарочной мечети, получив с разрешения вице-губернатора право собирать деньги среди мусульман на ремонт Ярмарочной мечети в пределах от 35 до 40 тыс. руб. Он являлся также активным участником строительства Нижегородской Соборной мечети в районе компактного проживания татар нагорной части города, на правом берегу Волги, рядом с площадью Старо-Сенной. В 1915 г., благодаря усилиям мусульманской общины города и личной активности Соколова, Нижегородская Соборная мечеть начала функционировать, но сам он продолжал оставаться имамом Ярмарочной мечети. В 1920-е гг. в условиях гонений на религию, когда закрывались мечети и священнослужители подвергались преследованиям властей, М.-Ф. Соколов предоставил комнаты собственного дома на ул. Тимирязева, 12 (в Канавино, близ вокзала) под молитвенные помещения.
Соколов Садек Хусаинович
Родился в 1871 г., Горьковская обл., Кзыл-Октябрьский р-н, д. Пошатово; татарин; мулла Канавинской общины. Проживал: г. Горького.
Арестован в 1933 г.
Приговорен: тройка , обв.: 58-10, -11.
Приговор: к 5 г. ссылки в Кайский р-н Кировской обл. Находился под арестом 3 мес
Соколов Саид
Родился в 1895 г. татарин; учитель Семеновской школы К.-Октябрьского р-на. Проживал: К.-Октябрьский р-н, д. Пошатово.
Арестован 5 марта 1937 г.
Приговорен: тройка 21 сентября 1937 г., обв.: 58-11.
Приговор: ВМН Расстрелян 4 октября 1937 г.
Нижегородская Ярмарочная мечеть
Копнув глубже я наткнулся на статью О. Н. Сенюткина профессора кафедры культурологии и истории Нижегородского лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова доктора исторических наук. Он пишет
Понятно, что история складывается в итоге из судеб отдельных людей. Цель статьи – показать на некоторых эпизодах истории татар-мусульман Нижнего Новгорода, как наиболее активные представители исламской общины создавали тот стиль религиозной духовной жизни, который помогал нижегородским мусульманам находить свою социальную нишу в городской среде, создавать механизмы взаимодействий с нижегородцами-не мусульманами, широко выходить за пределы нижегородского Поволжья и утверждаться в иных регионах.
Примеров такого рода история Нижнего Новгорода содержит в себе достаточно; попробуем показать обозначенные сюжеты на примере одной из семей татар-мусульман Нижегородчины – фамилии Соколовых. Выбор этой семьи не случаен. Нам известно, что 11 человек из этой семьи исполняли обязанности имамов (предстоятелей на молитве) в разных приходах России: 7 человек служили в родном Пошатове, один – в Петрограде, трое связали свою жизнь с Нижним Новгородом. Но и те трое, кто жил и работал в Нижнем, не теряли связи со своими односельчанами из селения Пошатово. Логично предположить, учитывая знание истории потомственных семейств имамов, что среди Соколовых могло быть имамов и больше, нежели упомянутые 11 человек.
Наличие только в одной семье Соколовых троих ахунов – это показатель высокого уровня авторитета семейства потомственных имамов Нижегородчины, их высокого потенциала в сфере богословского знания, серьезных возможностей в деле налаживания и поддержания жизни махалля по нормам шариата.
Вспоминая, как накапливались знания о семье Соколовых и какое отражение эти знания получали в научных статьях и монографиях, отметим следующее. Сначала внимание нижегородских историков остановилось на фигуре именно Мухаммада-Фатиха Соколова в связи с тем, что прежде всего учеными разрабатывался по инициативе ДУМНО вопрос о строительстве Нижегородской соборной мечети. Это, в свою очередь, связано с процессом развертывания «мусульманского Ренессанса» с начала 1990-х гг. Именно М.-Ф. Соколов являлся в начале XX столетия одним из инициаторов строительства Нижегородской соборной2, о чем напоминает памятная плита на входе в здание мечети «на горе».
Мечеть в Пошатове впервые упоминается в источниках в 1790 году как пятивременная7. Первым имамом стал Габделхамид (Габделхамид б. Сейфулла б. Сеид б. Тулбай) Соколов. Он же был и первым указным муллой, то есть муллой, действующим по указанию ОМДС. Его деятельность зарегистрирована как деятельность указного имама первой соборной мечети селения Пошатово (Пашат) Краснооктябрьского района Нижегородской области с 1803 года. В течение боле 30 лет Габделхамид служил в приходе8, и община платила ему довольно высокий годовой оклад в 50 рублей; кроме того, он владел земельными угодьями в соседней деревне Семеновской (14 десятин пашни)9. Там же располагали землями мулла Хасян и Ряхим, братья Хамита10. Брат Габделхамита – Хасян также был муллой той же первой соборной мечети и постоянным помощником Габделхамида в исполнении треб.
При Габделхамиде в 30-е годы XIX века мечеть в связи с количественным увеличением прихода (около 600 человек) получила статус соборной11. К 60-м годам было возведено новое деревянное одноэтажное здание, ставшее еще одним центром духовной жизни мусульман Пошатова12. Во вторую вновь построенную соборную мечеть приход избрал имамом одного из Соколовых – сына Хасяна, Хусаина. В 1874 году достопочтенный имам получил высокое звание ахуна13. Тем самым Духовное собрание признало и утвердило официально его особые заслуги как духовного лидера. Неоднократно его как авторитетного, честного и знающего служителя культа приглашали в соседние деревни для решения спорных дел и вопросов внутренней жизни мусульманских общин14.
В 1876 году15 в первую соборную мечеть на место второго имама пришел брат ахуна Хусаина – Нежеметдин (1839–1919), достойный и порядочный человек. Исполнял обязанности имама в течение 40 лет. Преподавал не только основы исламского вероучения, но и арабский и татарский языки.
Азанчеем во втором приходе с 1870 года работал сын Н. Соколова Ималетдин16. Тогда же действовало два мектебе, в которых изучали Коран, арабский и татарский языки17.
В период конца XIX – начала XX века Соколовы в основном посвящали себя служению Аллаху. Они занимали места имамов в обоих приходах. В первой соборной мечети работал Нежеметдин-мулла. Вторую мечеть возглавлял Садек Соколов (1871–1937), сын ахуна Хусаина Соколова.
Сын первого пошатовского указного имама Габделхамида – Зямил Самирхан (1822–1899). О нем следует сказать особо. Зямил Самирхан Соколов прожил долгую жизнь (77 лет, из них более 40 отдал служению исламу) и оказал серьезное влияние на мусульман нашего города, являясь сначала муэдзином (азанчеем), созывающим на молитву, а впоследствии имамом (муллой) Нижегородской ярмарочной мечети. Известный татарский просветитель Ш. Марджани именует его следующим образом: уроженец д. Башад Сергачского уезда Нижегородской губернии «мелла Сәмирхан бине Габделхәмит бине Сәйфулла бине Сәед бине Тулбай».
Информацию о карьерном росте З. Соколова мы можем получить из его «Формулярного списка»19. Чтобы понять значимость фигуры, отметим, что центром мусульманской жизни Нижнего Новгорода на протяжении всего XIX века была Ярмарочная мечеть. Она начала функционировать с открытием Нижегородской ярмарки в начале XIX столетия и просуществовала до начала XX века, перестав функционировать с установлением советской власти20. Только в конце Первой мировой войны на берегу Волги была построена и ныне существующая соборная мечеть (последнее сооружение такого рода в царской России).
З. Соколов был первым нижегородским муллой, постоянно выполнявшим обязанности имама Нижегородской ярмарочной мечети21. Эта фраза требует некоторого пояснения. До З. Соколова духовные лица назначались на работу в ярмарочную мечеть сначала временно, а затем постоянно с разрешения министра внутренних дел. Но первым постоянно исполнявшим обязанности ярмарочного имама был не Соколов, а Нугаман Негамятов Кушаев, который не являлся уроженцем Нижегородчины, он происходил из Казанской губернии. Кушаев, прослышав о семействе Соколовых, пригласил Зямила Самирхана на должность азанчея, согласно которой он и исполнял обязанности с 1856 по 1865 год22, сначала без утверждения, а с 1862 года – будучи утвержденным23.
До прибытия в Нижний Новгород З. Соколов работал мударрисом (учителем) в родной деревне Пошатово. В этом звании он был утвержден в 28 лет Нижегородским губернским правлением 9 августа 1850 года.
Из материалов ЦГИА узнаем, что З. Соколов исполнял духовные обязанности, требовавшие большого напряжения сил, с 1853 года по 1899 год (до самой смерти 19 июля). Дело в том, что его делом было исполнение духовных треб для всех лиц магометанского исповедания, торговавших на ярмарке. Первый раз он был командирован на ярмарку как азанчей в 1853 году по указу ОМДС. Причем по итогам работы ярмарочного сезона получил свидетельство от нижегородского военного губернатора майора князя Урусова о том, что работал должным образом. В следующий ярмарочный сезон 1854 года он вновь отправился на исполнение обязанностей ярмарочного азанчея в Нижний Новгород. Между торгами в Нижнем Новгороде З. Соколов был мударрисом и имамом при мечети в Пошатове (свидетельство выдано 23 июля 1858 года).
Кроме того, он был утвержден на основе «приговора» нижних чинов и отношения командующего 4-м округом Отдельного корпуса, постановлением губернского правления от 8 от 8 марта 1863 года «военным имамом при военнослужащих в Нижнем Новгороде» с жалованьем 85 руб. 71 коп.
Вскоре, 29 апреля 1863 года, был допущен к исполнению треб в звании имама-зямига при Нижегородской ярмарочной мечети.
В 1864 году З. Соколов попытался получить разрешение у военного министра, а в следующем, 1865 году – у министра внутренних дел на аренду дома или квартиры для молитвенных собраний за счет сумм земского сбора, как это практиковалось у евреев-иудеев. В этот период в городе дислоцировались 62 солдата-мусульманина, приходивших на общественное богослужение в квартиру имама24. Местные власти и департамент духовных дел иностранных исповеданий, передавший материалы в хозяйственный департамент, поддержали ходатайство З. Соколова25. Скудость источников не позволяет установить, чем закончилась эта подача ходатайств.
В августе 1866 года прихожане ярмарочной мечети просили начальство об утверждении постоянным муллой в Нижнем Новгороде З. Соколова. Среди подписавших документ были известные богатые купцы из Казани, Пензы, Симбирска, Нижнего Новгорода, нижегородских татарских деревень, турецкие подданные. Все они просили за Соколова26.
С ноября 1867 по июнь 1868 года Соколову было поручено обучение магометанскому закону воспитанника нижегородской графа Аракчеева военной гимназии Мали Кадель Эбелова. С этим поручением он справился вполне и получил свидетельство о том от ректора гимназии генерал-майора Носовича.
Нижегородский вице-губернатор, зная о способностях Соколова, предложил ему переводить паспорта приезжавших на ярмарку персов на русский язык. Ахун (с середины июня 1867 г.27) ярмарочной мечети и одновременно «военный мулла» З. Соколов получал жалованье в размере 100 руб. от губернского правления за исполнение обязанностей переводчика с персидского языка28. К тому же он освобождался от платежа подушных податей и государственных земских обязанностей. Он приобрел маленький дом на территории Макарьевской части Канавинской слободы напротив вокзала, расположенный за рекой Окой29, где могли размещаться до 20 молящихся30.
Являлся членом губернского статистического комитета (с 1873 года).
В 1874–1875 годах ярмарочный и военный имам совершил паломничество в Мекку, стал хаджи31.
Во время ярмарочного сезона 1876 года под руководством З. Соколова было собрано 230 рублей 97 копеек в адрес «Общества попечения о раненых и больных воинах» в пользу «славян, страдающих на Балканском полуострове». Не только сбор денег был предметом похвалы со стороны властей, но и «в особенности то, что своим влиянием он внушил в верноподданных Государя Императора мусульманах отвращение к варварству их единоверцев». Вот такая формулировка. Именно за эти заслуги он получил свою первую серебряную медаль с надписью «За усердие» в апреле 1877 года для ношения на шее на станиславской ленте.
В дальнейшем за добросовестную работу по исполнению духовных треб мусульман и обязанностей переводчика он был награжден еще и двумя золотыми (19 апреля 1884 г. на станиславской ленте и 1 января 1993 года – на аннинской ленте) медалями для ношения на шее.
Ранее, в 1879 году, шах Персии пожаловал Соколова золотой медалью Льва и Солнца32. А император России Александр II «всемилостивейше соизволил разрешить Соколову принять и носить на шее» эту иностранную медаль.
При С. Соколове религиозное управление возобновило практику командировок на ярмарку имамов Уфимской, Казанской и других губерний в качестве помощников34. Многочисленность приезжих (на рубеже XIX–XX вв., по некоторым сведениям, численность участвовавших на Нижегородской ярмарке мусульман достигало 30 тыс.35), особенно наблюдавшиеся в отдельные годы многочисленные смерти торговцев, в том числе из-за эпидемий, выявили потребность в нескольких духовных лицах. В результате противостояние между ярмарочным имамом и религиозным учреждением само собой отрегулировалось. Правда, теперь, прежде чем отправлять своих уполномоченных, Духовное собрание предварительно просило разрешение у местного начальника губернии и, как правило, ограничивалось командировкой двух лиц: одного – в качестве имама, другого – муэдзина36.
Архивные материалы говорят о том, что ахуну Нижнего Новгорода З. Соколову приходилось разбирать по поручению ОМДС дела, связанные с соблюдением норм шариата мусульманами города, в частности вопросы о разводах и пр.37 Сам он был женат на дочери имама Биби-Халифе Юнисовой, но детей у них не было.
Смерть в 1899 году такого авторитетного человека, каким был ахун Нижнего Новгорода З. Соколов, встревожила всю мусульманскую общину региона, и не только. Телеграммы по поводу смерти Соколова отложились в ЦГИА РБ. Сначала в ОМДС поступила информация о смерти Зямила Самирхана, затем в Нижний Новгород пришел запрос полицмейстеру из ОМДС: «Магометанское духовное собрание просит телеграфировать, жив ли ахун Самарканд (так в источнике. – Авт.) Соколов». Полицмейстер Яковлев сообщил телеграммой в Уфу муфтию Мухаммадиару Султанову «Ахун Соколов умер девятнадцатого июля»38.
К тому же азанчей ярмарочной мечети М.-Ф. Соколов, племянник умершего, сообщил в ОМДС следующее: «Нижегородский военный имам, а при ярмарочной мечети ахун Самерхан-Хамитов Соколов 19 сего июля умер от болезни “рак пищевода” и 20 сего июля мною предан земле. О вышеизложенном честь донести Духовному собранию и доложить, что согласно предписанию Нижегородского губернского правления от 20 сего июля за № 1262 за смертью ахуна Соколова исправление духовных треб магометан, проживающих в городе Нижнем Новгороде и на ярмарке, возложено на меня»39.
24 июля 1899 года проживавшие в Нижнем Новгороде в числе 108 человек составили «приговор», в котором ходатайствовали «об определении при ярмарочной мечети на место умершего Ахуна Самерхана Соколова, маязина той мечети Мухамет-Фатеха Соколова».
27 августа документ был отправлен в ОМДС губернским правлением с просьбой «произвести испытание Соколову в знании правил магометанского закона, дающих право на занятие должности ахуна при ярмарочной мечети» и 4 сентября получен адресатом40.
Третий сын Хусеина Соколова – Мухамет Фатих Хусеинов Соколов добился очень высокого положения как религиозный лидер мусульман Нижнего Новгорода. Исключительные качества духовного пастыря позволили ему занять место имама Ярмарочной мечети в Канавине.
Если говорить об особенностях вхождения верхушки нижегородских татар-мусульман в общественную жизнь политизировавшейся в начале XX века России, то следует отметить, что это вхождение было довольно вялым, значительно отличавшимся по интенсивности и динамике от того, что демонстрировалось представителями интеллектуальной элиты мусульман – казанцев, азербайджанцев, крымцев. На этом фоне фигура М.-Ф. Соколова резко выделяется. Не случайно М.-Ф. Соколов, нижегородский имам, входил в предвыборный кандидатский список кадетской партии по выборам в Государственную думу в 1906 году.
Если говорить о делах духовных, то он являлся вдохновителем идеи строительства мечети в городе на Старой Сенной площади. На его место имама Канавинской мечети в 1916 году пришел брат – Садек Соколов (1871–1937). Однако в 1917 году, когда Ярмарочная мечеть перестала существовать, Садек вернулся на место имама во второй приход деревни Пошатово.
Мечети в 20-е годы продолжали функционировать. Братья Соколовы – Каюм и Садек возглавляли второй приход Пошатова41.
В 1927–1928 гг. во время своего визита в Горький муфтий Риза Фахретдин и казый Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Кашшаф Тарджемани останавливались в доме канавинского имама М.-Ф. Соколова. Во встрече участвовал и имам мечети «на горе» Ш. Ильясов. В те времена над мусульманами СССР сгущались тучи. Власти изменили курс по отношению к ним. С конца 1920-х гг. начались гонения, которые становились все сильнее и сильнее.
Если говорить об особенностях вхождения верхушки нижегородских татар-мусульман в общественную жизнь политизировавшейся в начале XX века России, то следует отметить, что это вхождение было довольно вялым, значительно отличавшимся по интенсивности и динамике от того, что демонстрировалось представителями интеллектуальной элиты мусульман – казанцев, азербайджанцев, крымцев. На этом фоне фигура М.-Ф. Соколова резко выделяется. Не случайно М.-Ф. Соколов, нижегородский имам, входил в предвыборный кандидатский список кадетской партии по выборам в Государственную думу в 1906 году.
Если говорить о делах духовных, то он являлся вдохновителем идеи строительства мечети в городе на Старой Сенной площади. На его место имама Канавинской мечети в 1916 году пришел брат – Садек Соколов (1871–1937). Однако в 1917 году, когда Ярмарочная мечеть перестала существовать, Садек вернулся на место имама во второй приход деревни Пошатово.
Мечети в 20-е годы продолжали функционировать. Братья Соколовы – Каюм и Садек возглавляли второй приход Пошатова41.
В 1927–1928 гг. во время своего визита в Горький муфтий Риза Фахретдин и казый Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Кашшаф Тарджемани останавливались в доме канавинского имама М.-Ф. Соколова. Во встрече участвовал и имам мечети «на горе» Ш. Ильясов. В те времена над мусульманами СССР сгущались тучи. Власти изменили курс по отношению к ним. С конца 1920-х гг. начались гонения, которые становились все сильнее и сильнее.
Мусульманские храмы стали закрываться в начале 30-х годов. И тогда же судьба мулл была предрешена. В 1933 году был осужден Каюм Соколов на пять лет ИТЛ (но приговор неоднократно меняли – 16 июня 1934 года его осудили к трем годам ссылки), а 20 ноября 1937 года он был расстрелян42. Садек Соколов в 1933 году получил три года ИТЛ условно43.
В заключение следует подчеркнуть, что пошатовский клан потомственных имамов Соколовых оказался весьма заметным и авторитетным в общем процессе развития исламских общин не только Нижегородчины, но и за ее пределами. Из его рядов вышла целая группа служителей культа, прославившихся в родном и многих других татарских селах края.
В «Списке домов города Нижняго Новгорода, всех четырех частей, с указанием части, участков, улицы и номеров» (Нижний Новгород: тип. губ. правл., 1900. 48 с.) отмечен дом № 8 по улице Напольно-Вокзальной, принадлежавший С. Соколову. В то время Напольно-Вокзальная улица представляла собой линию из 34 домов, проходившую от Вокзального бульвара до границы Макарьевской части. К западу от этой линии домов не было. Вплотную к домам подходило поле (поэтому улица именовалась Напольной), простиравшееся до железной дороги. Рядом с домом Соколова располагался в двух домах под номерами 9 и 10 склад владельцев цинковального завода Износкова и Зукау – Список домов... С. 143.