Доброго времени суток дорогие подписчики, читатели и гости моего канала. Сегодня затрону такой философский вопрос. Причем без лишней агрессии в адрес верующих людей, которая часто выказывается со стороны воинствующих атеистов.
Если говорить конкретно по поставленному вопросу - то ничего. В древние времена люди не имели нашей реальной теоретической науки с её доказательной базой и эмпиризмом, что мы имеем сейчас. И вряд ли они даже подозревали о концепции эволюции живого мира или об эволюционном учении вообще, чтобы как-то её даже упомянуть.
Причем это беда не только монотеистов, но и политеизма (язычества). Если бы сегодня, пофантазируем, официальной религией оставался бы политеизм вместо христианства, иудаизма или ислама, то едва ли язычники допустили бы учение Дарвина вообще.
Всё, о чем Библия говорит в контексте нашего природного мира, если исключить внешние образы, которые были характерны для культуры и космогоний Древнего Востока, так это то, что наш материальный мир сам по себе благ, или, как пишется в первых строчках книги Бытия, "хорош весьма" или "добра зело". Но ещё более главная мысль - что прежде всего Бог создатель нашего мира, причём напрямую не говорится, каким конкретно образом Он этот мир создавал. Хотя, если забегать вперед, то современная теологическая концепция теистического эволюционизма уже отстаивает тот взгляд, что наш материальный мир творился через те законы природы, которые изучает наука, и которые, как опять же утверждает эта концепция, Бог Своим промыслом дал этому миру.
Действительно, с другой стороны, уже с высоты наших знаний можно интерпретировать первые дни творения, описанные в Книге Бытия, как своего рода предтечу протоэволюционных взглядов. Например, в первых строчках Книги Бытия можно выделить, что процесс в целом последователен, либо же поэтапен, выделен в "дни" или "эпохи"; что в целом сначала была развернута сама Вселенная, и только затем - появилась жизнь. Более того, мы можем видеть, как прямо утверждается, что Бог повелел воде и земле сотворить душу живую (Быт. 1:20, 1:24), что как бы намекает. И что ещё любопытнее всего - опять же сохраняется порядок творения, что жизнь сначала образовалась в воде, потом была на земле, и только после уже появился первый разумный вид - мы сами. И ещё одна намекающая строчка, из Второго послания апостола Петра: "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3:8).
И действительно, трудно не заметить некоторого предвосхищения будущих научных открытий, словно интуиция древних авторов уже шла верным путем за тысячелетия до выведения научного метода и рождения новоевропейского естествознания.
В христианстве мы верим, что Писание является богодухновенной книгой. Причём в том плане, что Библия не буквально свалилась с неба, но писалась древними авторами под ведомом Святого Духа, в синергии. А если Бог действительно содействовал древним авторам, то можно предположить, что Он каким-то образом заложил в их умах определенные "маячки", своего рода отсылки или "предвечные пасхалки", которые в будущем следующими поколениями уже будут осознаваться куда более явно. И, тем не менее, если даже определенные вневременные прозрения в тексте и можно усмотреть, то сам по себе, буквально, он все же в своих образах и понятиях является отражением своей эпохи, как раз мировоззрения тех самых древних авторов, которые всё же совсем за рамки своей современности не выходили. Так например, всё у тех же язычников небыло противоречия с христианством в том, что Мир и Вселенная сотворены Высшей разумной сущностью. Дьявол их конфликта крылся в дальнейших деталях.
Поэтому говорить, что из Библии напрямую вытекает эволюционизм - нет, так говорить нельзя, такое понимание может образовываться уже чисто под влиянием нашего современного восприятия, давно живущего в пост-дарвиновскую эпоху. Да и к тому же вы наверняка наслышаны о младоземельном креационизме или схожих по антиэволюционстской риторике, которые резко отрицают вообще всякую правдивость современных научных открытий.
Например, стоит упомянуть и про шестоднев (буквально 144 часа творения) и расчеты таких христиан по годам жизни первых патриархов и пророков от Адама и Евы. И вот тут уже действительно - вопрос веры. Так например в протестантских конфессиях, в коих побывал и я, при общении сразу задается вопрос: "На сколько Библия, вместе с Ветхим и Новым Заветами, для вас авторитетны?" Для большинства христианских конфессий это принципиально важный вопрос. Особенно для церкви фундаментального толка. Так как от этого сложатся дальнейшие отношения между церковью и вами. Проще говоря: "Будем с вами дружить или нет?" А от сюда уже нередко и конфликт между церковью и, так скажем, некоторой частью образованной среды, особенно в области натуральной философии. Потому как не может для грамотного и честного геолога или биолога буквальный шестоднев или возраст Мира в 6000 лет быть истиной, а значит и авторитет Библии в некотором смысле подорван. Поэтому, чаще всего, от таких, особенно в протестантских конфессиях, хладнокровно избавляются!
И все же, как говорили очень многие классики науки, которые при этом были верующими людьми, Библия никогда не писалась и не создавалась с интенцией быть естественнонаучным учебником, а прежде всего - быть как диалог между Богом и с Им же созданными людьми, который, можно сказать, отражен в веках. И нигде в Библии Бог не запрещал людям искать ответы на свои вопросы вне текста священного писания. Тем же протестантским конфессиям сегодня стоит напомнить, что великие Ньютон, Кеплер, Декарт или Линней были протестантами по вере. И их суждения о Мироздании были возможны только потому, что в протестантской среде не пользовались так яростно архаичными представлениями, например тех же католиков или православных. Однако сегодня протестантские конфессии, со своим закостенелым буквализмом и ослиным фундаментализмом, уподобились законам раннего католицизма и православия. Проще говоря, осталось одно название "протестант".
Но и теистический эволюционизм только начал зарождаться. Он относительно молод. Даже относительно деизма. У него не мало слабых мест и брешей, граничащих с явным антинаучным мракобесием. Конечно у него много противников. В большинстве случаев это простые люди, наши родственники, друзья или коллеги, которые причисляют себя к фундаментальным основам веры. Но по шапке можно получить не только от верующих, но и от атеистов. Так как эволюционный теизм не опровергает суть Бога, только лишь "добавляя" современное видение Мироздания. Но ни тем, ни другим, появление третьего конкурента не выгодно. Даже если эта конкуренция проходит за обеденным столом. Чаще всего из-за собственной глупости или гордыни. Но многим религиозным движениям и философиям в истории человечества приходилось пробиваться через высокую ограду недопонимания и алчности. Тут тоже думаю прорвемся.
Лично я считаю, как и многие из неявно упомянутых классиков, что Библия и наука говорят об одном и том же мире, но разными, специфичными языками. "Смотрите, чтобы никто не увлёк вас философией и пустыми уловками, следуя человеческой традиции, которая согласуется с природными началами вселенной, но не согласуется с Мессией" - послание к Колоссянам. Эта фраза сегодня есть большая уловка для религиозных деятелей и верующей массы населения. В прочем и ее можно по разному интерпретировать. Так богослов Августин Блаженный конкретно вел свою политику против научного мира. Но в его времена еще было сильно языческое мировозрение. Которые так-же природные явления и Мир во круг описывали исходя из своих религиозных соображений. А значит весь научный мир строился так же на вере, только языческой.
Конечно для Августина это была "враждебная среда". Но ведь есть и современное понятие научного миропонимания. Уже без политеизма. И оно далеко не пустое. И данную фразу уже можно применить к самим альтернативщикам, плоскоземельщикам, младоземельщикам и прочим мракобесам. Ведь у них тоже, в их головах все прекрасно согласуется с природными началами. Креационисты к своим волшебным сказкам прекрасно приплетают границу Роша, открытия в области генетики, современные знания в астрофизике и прочий эмпиризм. А на деле - всё это лишь пустые уловки, что бы сбить с толку мало знающего человека или задавить своими "аргументами" разумного собеседника, который конечно за 60 секунд физически не сможет опровергнуть 1000 контраргументов. И таких уловок миллион! Глазом не успеете моргнуть, как вы уже целуете ручку попу или открываете кошелек перед пастором.
Истина же не в древних книгах, какими бы "священными" они не были. Сами верующие неоднократно подтверждали тот факт, что любые книги обладают одним прекрасным свойством - способностью хорошо гореть! И Библия, и Коран, и Талмуд - не исключение. Я не жёг. Честно. Для меня нет в этом смысла. Но мы все видели, года полтора назад, на общем примере по ТВ, когда Коран сжигали в Германии, а Библию в Пакистане. Хорошо горели.
А посему вера в Бога, если без нее уж так сложно прожить, должна строится не на том, что там какой-то полоумный бомж или спятивший царь эпохи бронзового века накарябал на куске пергамента, назвавшись после пророком. А на том, на сколько это законно сегодня, на общих человеческих принципах, на милосердии и настоящей любви, не только к ближнему, но и к дальнему, и на сколько велик Господь в своих делах, глядя на реальную картину Мира! Хотя надо признать, в Библии все-же есть и определенные отсылки, которые там и там мы можем находить. Как, например, упомянутые выше строчки "да произведёт вода/земля" в Писании или очень "странную" эффективность антропного принципа в современной теоретической физике.
Оставляйте свои комментарии, ставьте лайк, если понравилась статья. Пишите кто, что думает. Вольнодумие тут еще пока что приветствуется. Только без грязи, хамства и спама. Всегда с вами "Страницы Земли"!