Найти в Дзене
Заметки краеведа.

Театр и церковь — «Две стороны медали».

Одна сторона медали. «Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой». Святой Иоанн Кронштадтский. «Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан», Свт. Феофан Затворник. «Поистине, не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который заставляешь это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представление, всячески пособляешь демонской работ». Святитель Иоанн Златоуст. «Театр развращающим образом действует на душу». Прп. Варсонофий Оптинский. Правила Вселенских Соборов о театре, зрелищах. 8 правил (приведу только толкования): 1. Правило 18 Святых Апостол. «О жене священника». Имеется в виду манера общественного поведения женщины, а не род ее занятий. 2. Правило 54 Лаодикийского Собора. «О представлениях на браках». Правило касается лишь смехотворцев–(μίμοις ) , их представлений на праздниках, свадьбах и пирах, о той благочестивой об

Одна сторона медали.

«Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой». Святой Иоанн Кронштадтский.

«Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан», Свт. Феофан Затворник.

«Поистине, не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который заставляешь это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представление, всячески пособляешь демонской работ». Святитель Иоанн Златоуст.

«Театр развращающим образом действует на душу». Прп. Варсонофий Оптинский.

Правила Вселенских Соборов о театре, зрелищах.

8 правил (приведу только толкования):

1. Правило 18 Святых Апостол. «О жене священника». Имеется в виду манера общественного поведения женщины, а не род ее занятий.

2. Правило 54 Лаодикийского Собора. «О представлениях на браках». Правило касается лишь смехотворцев–(μίμοις ) , их представлений на праздниках, свадьбах и пирах, о той благочестивой обстановке, которая должна быть там.

3. Правило 18 Карфагенского Собора. «О детях священников». Это правило воспрещает детям духовенства посещать зрелища, участвовать в них. отвлекая их от учебы, где присутствует богохульство.

4. Правило 61 (72) Карфагенского Собора «О зрелищах в праздники». Это правило, запрещает не сами зрелища как таковые, просит Императора не устраивать их в дни наиболее важных христианских праздников и не принуждать христиан ходить на эти представления.

5. Правило 129 (144) Карфагенского Собора. «О доносе». Является желание оградить членов клира от жалоб со стороны тех лиц со стороны тех лиц, на которых лежит пятно бесчестия. Сами зрелища не запрещаются, но разделяются на почетные и бесчестные.

6. Правило 51 Шестого Вселенского Собора. «Об играх смехотворцев». Правило запрещают представления мимов, не разрешается ходить на безнравственные и азартные представления.

7. Правило 62. Шестого Вселенского Собора. «О личинах и Дионисе». Правило связано с культом Диониса или Вакха, остатками языческих праздников.

8. Правило 71. Шестого Вселенского Собора. «Об эллинских зрелищах». Правила расширяет «Правило 18 Карфагенского Собора», чтобы ученики не участвовали в языческих жребиях, не тратили время на зрелища.

Театр и зрелища никогда не предавались какому-то «проклятию». Просто рекомендовали не смотреть непотребные «зрелища».

До революции театр и его деятели сообразовывали свою жизнь с жизнью церковной - это закреплялось даже законодательно.

Указ Павла I.«Вольные спектакли запретить давать во весь Великий пост и во всю неделю Святыя Пасхи, во весь Успенский пост, за две недели до Рождества Христова и до 28 Декабря, в день Воздвижения креста Господня, в день усекновения главы Святого Иoaнна, на кануне Богоявления Господня и во все Субботы; Оратории же духовные в течении великого поста кроме первой и последней недели давать позволить».

22 декабря 1796 года. Именной Указ № 17674, данный Действительному Тайному Советнику Князю Николая Борисовичу Юсупову «О некоторых распоряжениях относительно устройства Театров, как придворных, так и городских».

-2
-3

« 8) Вольные спектакли запретить давать во весь Великий пост и во всю неделю Святыя Пасхи, во весь Успенский пост, за две недели до Рождества Христова и до 28 Декабря, в день Воздвижения креста Господня, в день усекновения главы Святого Иoaнна, на кануне Богоявления Господня и во все Субботы; Оратории же духовные в течении великого поста кроме первой и последней недели давать позволить. Сими распоряжениями при добром старании и наблюдении вашем нетрудно вам будет привесть вверенную вам часть в лучшее состояние».

1889 год. Никанор архиепископ Херсонский и Одесский(Бровкович Александр Иванович) «О театральных зрелищах в великий пост поучение преосвященного Никанора архиепископа Херсонского и Одесского».

-4

Указы 70-х годов XIX века. Смягчают строгость требований, разрешая театральные представления в течение Великого поста, за исключением первой и последней недель.

1881 года. Введён новый закон, вернувший прежние рамки ограничений - русские драматические и оперные спектакли не могли даваться в течение 113 дней в году.

Свод законов Российской Империи: издание 1876-1917 гг. Устава о предупреждении и пресечении преступлений.

-5

В остальные праздники, а также воскресные дни массовые мероприятия и зрелища начинались только по окончании литургии в церквях.

9-23 марта 1897 года. Первый Всероссийский съезд сценических деятелей.

-6

В 1898 году. Департамент полиции издал циркуляр, в котором, в частности, сообщалось о решении Синода: «Священный Синод постановил воспретить на будущее время при устройстве зрелищ показывать путем живой фотографии (кинематографа) священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Угодников Божиих».

В 1900 году.

-7

В 1915 году. Священным Синодом объявлен трехдневный всероссийский пост в связи с испытаниями I-ой мировой войны, запрет на театральные и музыкальные увеселения в эти дни.

Другая сторона.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Духовный писатель.

Первым духовным спектаклем была «Рождественская драма».

В ноябре 1701 годав Москве поставлен спектакль "Ужасная измена".

В 1704 году поставлен спектакль "Венец Димитрию".

1727 году в рукописной летописи сказано: «Филофей был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, когда должно на комедии зрителем собратца, тогда он владыко в соборные колокола на сбор благовеем производил, а театры были между Соборною и Сергиевского церквами и взвозу, куда народ собирался». Святитель Филофей. Митрополит Сибирский и Тобольский, прославленный в лике святых.

3 сентября 1919 года. Постановление о еженедельном понедельничном отдыхе и праздничных днях работников зрелищных предприятий.

«В соответствии с кодексом законов о труде и общим нормальным положением о тарифе рабочих и служащих объявляется:

1) В интересах трудящихся, нуждающихся в развлечениях в дни отдыха, еженедельным днем нормального отдыха для всех работников (артистов, рабочих и служащих) театра, кинотеатра, цирка, эстрады и других зрелищных предприятий вместо воскресенья является понедельник, а посему никакие спектакли, концерты, клубные развлечения с участием лиц, получающих вознаграждение деньгами или натурой, киносеансы, а также репетиции в тот день на всей территории Р. С. Ф. С. Р. не допускаются, где бы они ни происходили, не исключая лекций и докладов культурно-просветительского характера, устраиваемых в театральных помещениях…

Виновные в нарушении сего как устроители зрелищ, так и участники таковых (артисты, рабочие и служащие) будут привлекаться к законной ответственности.

За Народного Комиссара труда Федоров».

В 1995 году. В Екатеринбурге основан Православный театр-лаборатория драматического искусства имени Михаила Чехова.

24 апреля 1989 года,по благословению Управляющего делами Московской Патриархии, Блаженнейшего митрополита Владимира, создан Русский духовный театр "Глас».

2000 год. Архиерейский Собор. "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", глава XIV.

«Светская культура способна быть носительницей благовестия. Это особенно важно в тех случаях, когда влияние христианства в обществе ослабевает или когда светские власти вступают в открытую борьбу с Церковью. Так, в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу».

В 2004 году по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, театр-лаборатория драматического искусства имени Михаила Чехова, получил право именоваться Православным театром.

31 января 2005 года.Телеканал «Союз» — первый православный телеканал России. Идея сделать православное телевидение принадлежала отцу Димитрию (Байбакову).

30.06. 2006 г. ПОЗДРАВЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II В СВЯЗИ С 250-ЛЕТИЕМ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА.

«…Весьма отрадно, что Александрийский театр на протяжении двух с половиной веков с помощью высокого сценического искусства стремится внести свой посильный вклад в созидание духовно сильного и нравственно здорового общества».

В 2011 году. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла "Союзом православных женщин" была учреждена международная премия Святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Первой обладательницей этой награды стала Т. Белевич. Руководители и актёры театра "Глас» удостоены наград Русской Православной Церкви: орденов Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, Святителя Макария, митрополита Московского, III степени, Святой равноапостольной княгини Ольги III степени, трёх орденов прп. Сергия Радонежского III степени; Латвийской Православной Церкви - медали Священномученика Иоанна Рижского I степени. Н.С. Астахов получил также медаль ордена "Торжество Православия", орден Святого Николая III и II степени, святого страстотерпца царя Николая. По благословению Первоиерарха РПЦ Заграницей Его Высокопреосвященства митрополита Иллариона коллектив театра "Глас" награждён благодарственной грамотой "За многолетние усердные труды во славу Русской Православной Церкви, верность историческим традициям Российской имперской государственности, активную жизненную позицию, а также за участие в миссионерской деятельности".

14 сентября 2014 года на частоте 100,9 FM в Москве начинает вещание православное радио «ВЕРА». Это проект инициативной группы православных мирян, заручившихся благословением Русской Православной Церкви, поддержанный Синодальным информационным отделом.

31 мая 2017 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Государственный академический Малый театр России в Москве. Святейший Владыка побывал на спектакле по пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники».

26 октября 2024 года.Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 200-летия Малого театра России.

«..Малый театр последовательно отстаивает непреходящие нравственные принципы, в основе которых лежат евангельские заповеди, вносит значимый вклад в воспитание человеческой личности, прививает любовь к искусству, стремится пробуждать в людях добрые чувства».

27 декабря 2024 года.О светской трудовой деятельности священнослужителей.

О сценической деятельности.

«Порицательные суждения ряда канонов о «тех, кто на сцене» (τῶν ἐπὶ σκηνῆς — см. 18 правило святых Апостолов; срав. 24, 51 и 62 правила Трулльского Собора; 54 правило Лаодикийского Собора; 55 правило Карфагенского Собора) не всегда могут быть в полной мере применены к современным реалиям, в связи с эволюцией сценических профессий. Тем не менее, в соответствии с упомянутыми правилами безусловно исключаются из занятий клириков актерская профессия и занятие сценическими танцами (балетом).

Кроме того, исключается занятие сценическим пением или иными сценическими профессиями, если содержание и форма такой деятельности противоречат учению и нравственным идеалам Православия. Границы допустимости сценических занятий для клирика определяются в каждом конкретном случае епархиальным архиереем.

Недопустима также работа клириков в сфере шоу-бизнеса, поскольку она основана на эксплуатации человеческих страстей и влечет за собой усиленные соблазны».

Игумен Лука (Степанов).

«Отец Артемий Владимирский, отец Андрей Ткачев – это не только батюшки, но еще филологи, писатели. Не скажу, что артисты, это будет несколько дискредитационная формулировка. Но во всяком случае термин артистичность не запрещали даже для священника. С какой интонацией, по воспоминаниям о великих, говорил святитель Иннокентии: «Останься со Иисусом! Ах, расстанься с миром! Ах, останься!» А Иоанн Златоуст как проповедовал! И его не заподозришь в лицедействе, но эта обогретость чувствами, эта способность передать другому свои чувства относится к области творческого окрыления. Она есть в слове, которое пишут упомянутые мной батюшки».

В Санкт-Петербурге два православных театра.

2007 год.Православный драматический театр "Странник".

Начало 1990-х годов.Театр народной драмы (Русский Православный театр).

Театры
6771 интересуется