Найти в Дзене

Ласточки деда Ивана

Говорят, что ласточки прилетают весной. Может быть, меня подводит память, но я помню ласточек в начале лета. Каждый год в начале июня я с интересом наблюдал, как строили они гнездо под коньком нашей крыши. Гнездо располагалось повыше слухового окна на чердаке, и если очень постараться, то можно было своей тощей рукой дотянуться до гнезда, просунув её в окошко. Но бабушка говорила, что птицы выбирают для своего жилья дом добрых людей, и мне не хотелось разуверить в этом ласточек. К тому же мне казалось, да нет же – я был уверен, что каждый год прилетает одна и та же семья. Я ждал их с нетерпением и потом наблюдал за птичьими хлопотами. Или они прилетали всё же в мае, и память за давностью лет изменяет мне, гнездо уже подверглось капитальному ремонту, и ожидал я вовсе не прилёта пернатых, а появления птенцов? Но ласточки неизменно выбирали наш дом для своего гнездовья. Две хлопотливые птицы с сине-чёрным металлическим блеском на крыльях трудились неустанно, щебетанье с разливистой трелью

Говорят, что ласточки прилетают весной. Может быть, меня подводит память, но я помню ласточек в начале лета. Каждый год в начале июня я с интересом наблюдал, как строили они гнездо под коньком нашей крыши. Гнездо располагалось повыше слухового окна на чердаке, и если очень постараться, то можно было своей тощей рукой дотянуться до гнезда, просунув её в окошко. Но бабушка говорила, что птицы выбирают для своего жилья дом добрых людей, и мне не хотелось разуверить в этом ласточек. К тому же мне казалось, да нет же – я был уверен, что каждый год прилетает одна и та же семья. Я ждал их с нетерпением и потом наблюдал за птичьими хлопотами. Или они прилетали всё же в мае, и память за давностью лет изменяет мне, гнездо уже подверглось капитальному ремонту, и ожидал я вовсе не прилёта пернатых, а появления птенцов? Но ласточки неизменно выбирали наш дом для своего гнездовья. Две хлопотливые птицы с сине-чёрным металлическим блеском на крыльях трудились неустанно, щебетанье с разливистой трелью доносилось из-под крыши, перекликаясь с криком петуха.

Июнь выдался жарким, стояла уже вторая половина месяца. Мы с Мишкой сидели на лавке возле нашего дома и решали, пойти ли купаться на Елошку или махануть на великах к Насонкам, искупаться в местном пруду. Подошёл Мишин дедушка – дед Иван. Несмотря на жару, в привычных кирзовых сапогах с заправленными в них штанинами. Кряжисто присел на лавку слева, широко расставив ноги. Достал из кармана брючин самодельный кисет. Заскорузлыми пальцами оторвал кусок газеты, не спеша сделал самокрутку и набил её табаком-самосадом. Дед Иван выращивал махорку на месте сгоревшего дома рядом с колодцем, на заброшенном огороде. Говорили, что там раньше жили родственники моей бабушки. Закурил, выпустив облачко сизого пахучего дыма.

– На касаток смотрите? – спросил дед Иван, проследив за моим взглядом. И, не дожидаясь ответа, сообщил:

– Скоро уж птенцы вылетят. Я вот тоже помню, в войну как-то на касаток смотрел, правда, в окно.

Заметив наши заинтересованные взгляды, продолжил:

– В пехоте я воевал, а солдат пехоты ведь живёт от атаки до атаки. Команда «В атаку!», выпрыгнул я из окопа и побежал вместе со всеми. Артиллерия бьёт, разрывы… Сильно меня посекло тогда осколочным, и бок, и руку.

Дед Иван замолчал, сделал затяжку ядрёным табаком и закашлялся. Вслух осудил себя:

– Бросать курить-то надо, здоровье уже не то.

– Дед, что дальше было? – спросил Миша.

Дед Иван снова затянулся, выпустил облачко сизого дыма.

– Лежу я в госпитале, и так тоскливо мне стало. Дома дети малые: Сашка да мать твоя будущая – Зоя двухгодовалая, – сказал он, обращаясь к внуку Мишке. – А я на койке валяюсь, железом нашпигованный, и от боли выть хочется. Крупные-то осколки вытащили, а с мелкими кто возиться будет? Много лет они ещё потом сами выходили, постепенно, а один в боку до сих пор сидит.

Иван Михайлович затушил самокрутку о каблук сапога, а следом неожиданно расстегнул и задрал рубаху, обнажив правый, весь в рубцах и шрамах, бок.

– Вот здесь он и сидит, зараза, – ткнул дед Иван пальцем куда-то посередине.

– Дедушка, а тебе не больно?

– Нет, привык уже, – Иван Михайлович ухмыльнулся.

Не торопясь, дед Иван скрутил новую самокрутку. Мы молчали, ожидая продолжения.

– Май уже стоял, май 43-го, – продолжил Иван Михайлович. – А палата, помню, на втором этаже располагалась. И смотрю в окно-то – ласточки снуют туда – сюда. Вверх – вниз, я аккурат возле окна и лежал. Подошёл, окно открыл, а они над нашим окном под крышей гнездо мастерят. Чудно! Война кругом, смерть, а они, понимаешь, новую жизнь зачинают. Чудно, – повторил дед Иван и замолчал, задумавшись о своём. – И пошёл я вскорости на поправку, надо было выжить и бить врага.

– А потом, что было потом, дедушка? – с нетерпением заёрзал Миша.

– На передовую меня уже не отправили по ранению, – ответил дед Иван, сделав очередную затяжку. – Определили в авиационную роту, дали гусеничный трактор-развалюху. Вот этими руками, – с этими словами Иван Михайлович повернул мозолистые руки с навечно въевшейся в заскорузлые пальцы грязью от машинного масла ладонями вверх, – я этот трактор два месяца по винтику перебирал. Ну, это-то дело мне привычное, я ж до войны первые тракторы в нашем колхозе и освоил. Сделал трактор и до конца войны на нём, почитай, воевал. Красная Армия наступала, а мы следом. Аэродромы строили для фронтовой авиации. В пургу и в мороз, в жару, в зной и дождь, зимой снег толкаешь, летом грунт. Спал по три-четыре часа в сутки. Днём работаешь, ночью ремонтируешь. Но трактор у меня всегда был исправен. Гнал я его своим ходом за войсками, да с прицепами, а ведь разгонишься-то не сильно, у него и скорость-то всего пять километров в час была, у моего трактора, – закончил дед Иван.

Трактор НАТИ-3
Трактор НАТИ-3

Самокрутка деда Ивана давно потухла. Полуденный зной припекал.

– Пойду, ульи посмотрю, – произнёс Иван Михайлович и направился к огороду, чуть ссутулившись и плотно ступая по траве кирзовыми сапогами.

На следующее утро Миша вышел на улицу с гордым и таинственным видом. Но хватило его таинственности ненадолго.

– А у деда орден есть, – заявил он мне спустя пару часов. – В бархатной коробочке в комоде лежит, он мне вчера показывал. «Красная звезда» называется.

***

Прошли годы, а точнее, даже десятилетия. Как-то раз мне позвонил Михаил Анатольевич.

– Помнишь моего деда Ивана? – задал он риторический вопрос. – Двоюродный брат нашёл какие-то материалы о его боевом пути, хочешь посмотреть? Пришлю фото.

Качество фото было настолько ужасным, что не удалось прочитать ничего. «Наверняка это документы с сайта «Память народа», созданного для общего доступа в 2015 году», – подумалось мне. Документы и на сайте оказались практически не читаемыми, но вооружившись лупой, с превеликими усилиями удалось разобрать текст.

НАГРАДНОЙ ЛИСТ

Фамилия, имя, отчество – РЫБАКОВ Иван Михайлович

Военное звание – красноармеец

Должность, часть – тракторист 21 АТР при 241 батальоне аэродромного обслуживания

Представляется к ордену «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»

1. Год рождения – 1907

2. Национальность – русский

3. С какого времени состоит в КА – с марта 42г.

4. Партийность – б/партийный

5. Участие в боях – Отечественная война с марта 1942 года

6. Имеет ли ранения – 1 тяжелое и 2 легких ранения

7. Чем ранее награжден – наград не имеет

Находясь в рядах Красной Армии в начале Отечественной войны в 564 стрелковом полку, во время пребывания в полку получил в боях 2 легких ранения в 1942 году и одно тяжелое осколочное ранение в боях под Орлом в 1943 году. В 21 АТР с июня 1943 года. Работая в указанной части, красноармеец РЫБАКОВ так же, как и на фронте, не жалея сил, трудился, чтобы ускорить разгром ненавистного врага. Как специалист-тракторист красноармеец РЫБАКОВ поставлен на трактор НАТИ-3 и первый в роте всегда готов к любой работе.

Осенью 1943 года РЫБАКОВ сам произвел средний ремонт трактора и обеспечил его бесперебойную работу на зиму 1943-44 г.г. Его трактором было вывезено мощными скребками за зиму до 26 тыс. куб. метров снега с аэродрома Пуоровка (так в документе, видимо, Покровка) и сэкономлено до 200 кг. горючего. С мая 1944 г. трактор РЫБАКОВА без малейшего простоя работал по 14-16 часов в сутки на подготовке оперативных аэродромов Андреево, Шалыганово, Смолино, Соболево и др. аэродромов. Произведено перебазирование на эти точки своим ходом. С начала летнего наступления 1944 г. кр-ц РЫБАКОВ со своим трактором, имея два прицепа, прошел до 600 км. по маршруту: Витебск, Борисово, Вильно, Понивеж, по пути производя 2-3 дневные операции по укатке и глажению подготовляемых ротой оперативных аэродромов. Всего было укатано до 180 га в один след и подвезено 500 куб. метров грунта. Несмотря на тяжелые условия работы в сухую и пыльную дорогу, трактор не имел ни одного вынужденного простоя и первым прибыл на новую точку Скайсгирис, готовый к работе и полностью исправный.

После двухлетней эксплуатации трактористом РЫБАКОВЫМ трактор полностью исправный и готов к самой тяжелой работе.

ВЫВОД: За свою работу по выполнению боевых задач по подготовке аэродромов и сбережению матчасти и горючего достоин правительственной награды – ордена «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

Командир 241 БАО подполковник БЛОК

ПРИКАЗ 15 ВОЗДУШНОЙ АРМИИ

«4» июня 1945 г. № 131/н

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом доблесть и мужество

НАГРАЖДАЮ

Орденом «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»

29. Рядового РЫБАКОВА Ивана Михайловича – тракториста 21 Аэродромно-технической роты 241 Батальона Аэродромного Обслуживания.

КОМАНДУЮЩИЙ 15 ВОЗДУШНОЙ АРМИЕЙ

ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК АВИАЦИИ /НАУМЕНКО/

Открылась ещё одна страничка той войны. Самоотверженный труд людей в подразделениях, о которых большинство из нас, современников, даже не слышало, сыграл огромную роль в общем деле достижения Победы.