Найти в Дзене
Гаражные заморочки.

Почему свистит ремень генератора? Бывает даже новый. Возможные причины и как устранить свист.

Неприятный свист из-под капота, многие из вас встречались с такой проблемой когда начинает свистеть ремень генератора. При этом, чаще всего достаточно нажать на газ, свист сначала усиливается, а затем резко исчезает. Чаще всего это сигнал неисправности ремня генератора. Но переживать в большинстве случаев не стоит: свистящую запчасть легко заменить. Рассказываем о том, почему свистит ремень генератора, а также разберём ещё несколько примеров, из-за которых слышен этот резкий звук. Со временем почти у всех приводных ремней проявляется характерная болезнь — тот самый свист, знакомый многим автомобилистам. Он присущ как клиновым, так и ручейковым (поликлиновым) ремням, хотя последним в меньшей степени. Однако неприятный звук может быть вызван разными причинами, которые требуют разных решений. Если ремень свистит в основном при запуске автомобиля утром, налицо проскальзывание ремня. Как правило, это вызвано его плохим натяжением. Но почему визг появляется только по утрам? Резкая нагрузк
Оглавление
Приводной ремень на автомобиле.
Приводной ремень на автомобиле.

Неприятный свист из-под капота, многие из вас встречались с такой проблемой когда начинает свистеть ремень генератора. При этом, чаще всего достаточно нажать на газ, свист сначала усиливается, а затем резко исчезает. Чаще всего это сигнал неисправности ремня генератора. Но переживать в большинстве случаев не стоит: свистящую запчасть легко заменить. Рассказываем о том, почему свистит ремень генератора, а также разберём ещё несколько примеров, из-за которых слышен этот резкий звук.

-2

В автомобилях встречается три вида ремней:

  • Клиновидные. Это простые и дешёвые ремни, которые используются для передачи мощности от шкива коленвала к генератору. Но их использование ограничено одним или двумя узлами (соединяют только генератор и коленвал), потому что они не могут работать с сильными изгибами и быстро изнашиваются в условиях повышенной нагрузки.
  • Поликлиновые или ручейковые. Своё название ремни получили из-за внутренних борозд, которые обеспечивают более равномерную передачу мощности. Поликлиновые ремни очень гибкие, а также могут работать своей оборотной (гладкой) стороной. Поэтому их используют в сложных приводах на несколько узлов, например, генератора, насоса гидроусилителя руля  и кондиционера.
  • Зубчатые ремни имеют выступы трапециевидной или полукруглой формы на внутренней стороне, что обеспечивает точное и надёжное соединение шкивов — из-за этого свист ремня на холодную практически невозможен. В приводе генератора используются редко.

Причины свиста ремня и способы борьбы
с ним.

Со временем почти у всех приводных ремней проявляется характерная болезнь — тот самый свист, знакомый многим автомобилистам. Он присущ как клиновым, так и ручейковым (поликлиновым) ремням, хотя последним в меньшей степени. Однако неприятный звук может быть вызван разными причинами, которые требуют разных решений.

Если ремень свистит в основном при запуске автомобиля утром, налицо проскальзывание ремня. Как правило, это вызвано его плохим натяжением. Но почему визг появляется только по утрам? Резкая нагрузка на генератор при старте двигателя затрудняет вращение шкива, свою лепту вносит и загустевшая за ночь смазка в подшипниках. В результате слабо натянутому ремню проще проскользнуть на шкиве, а не провернуть его, что он и делает с громким скрипом. В таком случае нужно подтянуть ремень генератора самостоятельно или обратиться в автосервис.

Если же свист доносится постоянно и не исчезает после прогрева автомобиля, возможных причин неисправности становится больше.

Естественный износ ремня — самая простая и легко устранимая причина скрипа, которую легко обнаружить: достаточно заглянуть под капот и визуально оценить состояние ремня. Если налицо потёртости рабочей поверхности, разрывы и трещины клиньев, порезы и заметный износ, решение очевидно — замена ремня на новый. Ни в коем случае нельзя эксплуатировать изношенный ремень: со временем произойдет его обрыв, что повлечёт отказ всех приводимых ремнём узлов двигателя.

Износ поликлинового ремня.
Износ поликлинового ремня.

Грязь и жидкости на поверхности ремня. При визуальном осмотре ремня стоит обращать внимание не только на его целостность, но и на чистоту. Нередко свист может быть вызван каплями технических жидкостей (моторного масла, жидкости ГУР, антифриза), пролитыми во время замены или просочившимися из-за утечек сальников и прокладок. К тому же эффекту приводят частицы песка от езды по пляжу и капли воды после форсирования глубоких луж. Чтобы устранить свист, вызванный загрязнением, достаточно очистить и высушить приводной ремень. Хотя сделать это не так просто из-за нехватки свободного места под капотом.

Износ подшипника ролика. Помимо самого ремня, виновником посторонних звуков могут быть подшипники роликов, которые огибает ремень. Внутри любого ролика (а также шкива кондиционера) находится подшипник, который и позволяет ему вращаться. Со временем подшипник изнашивается, вызывая сперва шелест, а затем гул и свист. Косвенный признак проблем с подшипником — усиление шума при снижении температуры воздуха, но окончательный вердикт можно вынести, лишь сняв ремень и прокрутив все ролики вхолостую.

Износ и несоосность шкивов. Свист ремня может быть вызван и механическим износом шкива, в том числе выработкой бороздок (и неплотным прилеганием клиньев ремня), или нарушением соосности шкивов относительно друг друга, что приводит к перекосу ремня. В этом случае нужно заменить повреждённый шкив на новый.

Пример изношенного шкива генератора по сравнению с новым.
Пример изношенного шкива генератора по сравнению с новым.

Самонатяжение ремня

В большинстве современных машин с поликлиновым ремнём нет его ручной регулировки: эту функцию выполняет специальный автоматический натяжитель. По принципу действия они делятся на три группы: демпферные, на основе пружины сжатия и на основе пружины кручения. Последние получили наибольшее распространение благодаря простоте, надёжности конструкции и компактным размерам. За счет усилия пружины поддерживается постоянное натяжение приводного ремня, а при ослаблении усилия необходимо просто заменить натяжитель на новый.

Ролик натяжитель приводного ремня.
Ролик натяжитель приводного ремня.

Как часто нужно менять сам приводной ремень? У каждого автопроизводителя свои рекомендации, обычно интервал замены составляет 45–60 тысяч километров. Однако проверку состояния ремней и шкивов (хотя бы визуальную) нужно проводить регулярно: например, при каждой смене моторного масла. Это позволит предотвратить неожиданный обрыв ремня или внезапное появление скрипа.

Учитывая невысокую стоимость и малый вес, разумно всегда иметь с собой запасной приводной ремень, особенно в дальней поездке. Его наличие в багажнике выручит в случае внезапного обрыва или обнаружения критичного износа — не придётся прибегать к дедовским способам полевого ремонта (наматыванию на шкивы капроновых колготок вместо ремня), чтобы дотянуть до сервиса. А для продления срока службы ремня стоит следить за его чистотой и пользоваться специальной смазкой, которая повышает его гибкость и долговечность.

Чтобы заменить и натянуть ремень генератора, не требуется сложного оборудования, однако работа в тесном подкапотном пространстве может отнять много времени и сил.

Вывод из всего этого:

Периодически и своевременно проверять натяжение ремня генератора (приводного ремня). Желательно при каждом техническом обслуживании, как вариант можно пользоваться рекомендациями из карты ТО для вашего автомобиля. В ней описано какие работы и проверки необходимо выполнять и на каком пробеге.

При появлении свиста ремня, обратить внимание на целлостность роликов ремня генератора как паразитных так и натяжных. Визуальный контроль рабочей поверхности ролика и состояние установленного в него подшипника.

Проверить геометрию рабочей поверхности шкивов по которым работает ремень и при необходимости их отремонтировать (например проточка рабочих поверхностей) или заменить на новые или исправные (с минимальным износом).

Не пренебрегать рекомендациям интервала замены приводного ремня (ремня генератора) на новый, это примерно 45-60 тыс. км. при учете рабочего состояния остальных частей данного узла (ролики, шкивы), при их износе ресурс ремня может сократиться кратно.

Надеюсь данная статья для кого то окажется полезной. Ровных всем дорог и хорошего настроения.

Подписывайтесь на канал. Здесь будет много интересного и полезного.