Как же надоело ездить столько лет одними и теми же дорогами на Алтай. Правда ведь? Также и я подумал однажды. А точнее уже немного в далеком 2017 году. Загрузил Сузуки Лиану необходимым и рванул. И не когда то, а в ноябре, когда уже и снега присыпало нормально.
Пожалуй статья будет с элементами рассказа истории, потому, что без историй не обошлось.
Новые дороги, это новые ландшафты,новые люди и новые впечатления. С этими мыслями я в голове построил себе вот такой трек: Барнаул - шерегеш - Таштагол - Турочак - Горно Алтайск - Черга - перевал Чакыр - Усть кан - Солонешное - Бащелак - Чарышское - Алейск - Барнаул. И выдвинулся в путь под вечер. Разумеется в такую авантюру я поехал не один, прихватив с собой свою девушку, которая также имела вод удостоверение, что было плюсом.
К Шерегешу, а точнее к сектору Е приехали около 5 утра. До сих пор не понимаю, какого черта мы туда поперлись, потому, что кататься на трассах я там не собирался. Покемарив немного в машине и когда совсем рассвело, поехали уже на сектор А, перекусить в кафе. Заправился я тогда безалкогольным глинтвейном в Грелке, походили взад - вперед на снежном выкате - делать тут нечего.
Участок дороги Шерегеш - Таштагол - Турочак для меня был совершенно незнакомым. Но если до таштагола еще приличная трасса идет с красивыми видами, то от таштагола до Турочака летом это гравийка, на которой нет ничего, кроме перевала и деревьев.
Заправившись в Таштаголе, теперь уже бензином я с легкостью повернул не туда. Не на Турочак. Так как то получилось, до сих пор не понимаю. И уехали мы за несколько десятков километров не куда то, а прямо в Усть Кабырзу. По сути мы оказались в Шорском нац парке.
Все в этом месте сильно отличалось от других деревень. Река разрезала деревню на две части, вокруг були не высокие горы. Домов было не много, но они казались давно построенными и основательно. Интересно, что во многих оградах и даже рядом лежали лодки, которых я нигде на алтае не видел. Они були деревянными и похожи на каноэ, только из домок. Вытянутые и узкие.
Также заметил, как на такой лодке мужчина перевозил с соседнего берега на противоположный пару людей на такой лодке.
Осознав, что дорога кончилась и мы что то не туда уехали, нужно было спросить у местных - куда ехать на самом деле. А еще вспомнил - ехал я не по навигатору, а по визуализации карты в голове. Спрашивать дорогу я пошел в местный магазинчик, роль которого выступала деревянная изба с крепкой дверью и железным засовом снаружи под большой амбарный замок.
Вообще, конечно стоило бы по горной Шории покататься, по деревням и увидеть больше необычного. Но обилие снега на дорогах меня сильно смутило. Пещеру, которая была по пути, также благополучно миновали, не заходя в нее, потому, что уже время близилось к вечеру. Но если вы поедете там - обязательно сходите.
И вот снова в Таштаголе, только уже поворот был туда. Далее была добрая сотня километров таежной широкой дороги, припорошенной снегом и с одним небольшим перевалом. Ну в Турочаке мы уже оказались ночью. Но хотелось добраться до Телецкого, раз уж мы так рядом.
С Турочака дорога была уже лучше. Ее заметно чистили, да и места уже были ни раз знакомы. Все же, когда едешь зимой, ночью по незнакомой дороге, как адреналина больше.
Вторая ночевка прошла также просто в машине, почти у берега телецкого и даже не в Артыбаше, а в Иогаче. Ну атро я увидел, что здесь снега еще больше, чем в шерегеше. Зима еще не началась, а уже сугробы. телецкое было ничуть не замерзшим и озеро, и река Бия были глянцево черными. На Телецком также особо не задержались, ведь сутью этого путешествия было поехать по не стандартным путям предгорий в самый непопулярный месяц у туристов.
В Кебезене, в деревне, что в примерно 30 км от Артыбаша захотелось прогуляться по пешеходному мосту над Бией, что было сделано незамедлительно. Время в этих местах, будто остановилось и о движении всего напоминала только река Бия.
Интересно, что за селом, зайдя в реку по пояс с резиновом комбинезоне рыбачил мужик. Прям стоя в реке, когда по берегам уже насыпаны сугробы. Необычно. Этот момент тоже пошел в копилку впечатлений.
Зимняя дорога до Горно Алтайска была пустой, а ямы, которые приходилось объезжать летом, были занесены снегом и раскатаны автомобилями. Поэтому путь до Горно Алтайска пролетел незаметно. В Кызыл Озеке снова заправка до полного и скорее проехать участок дороги до Черги, потому, что видел я его уже раз сто. Это я сейчас понимаю, что нужно было поехать через Аю на Алтайское и перед Алтайским свернуть налево на Чергу. Но тогда эта мысль почему то не пришла. Хотя трек довольно не популярный.
Вот проехали Чергу и вспомнил, как с Топольного ехали на велосипедах на велоперваме 2013 на шебалино. Дороги местами были только для УАЗа. Ну а вдруг сейчас, когда все замерзло дороги накатали. И спокойно поехали после Черги не на Чакыр, а в сторону села Кукуя. Добравшись до Ильинки понял, что нет, тут все же тупик и надо поворачивать. Хотя вокруг была зимняя безмятежность горного села. мужик работал у себя на хозяйстве, что то перемещая на санях с лошадью. По дороге шла женщина с ребенком, они были укутаны на мороз в 30 градусов. И было ощущение, что до нас всему окружающему нет никакого дела.
А еще при включении передачи появилась какая то странная вибрация, источник которой я все никак не мог найти.
Почти заехав на седловину перевала Чакыр, увидел, как впереди стоят 3 автомобиля. Впереди легковой и позади два внедорожника. Оказалась история такая: легковая не могла заехать в перевал и ее толкали. У одного из внедорожников сломался генератор и они по очереди втроем меняли аккумуляторы, ставя их во внедорожник со сломанным генератором. Подъехали и тоже начали толкать легковую в перевал. Приключения получились прям оптом. Тут же пришлось поставить наш АКБ во внедорожник, а разряженный к нам в авто.
До Усть Кана этой вереницей доехали достаточно быстро. Еще бы - с горки же. Перед Усть Каном мы поменяли АКБ обратно, а на дворе уже 21 час вечера. Ну, думаю - сейчас заправимся в Усть Кане и поедем на Солонешное. А в этот вечер мороз опускался. И уже около -25 было. Заезжаю на заправку, глушу двигатель и заливаю бензин. Сажусь, завожу двигатель, включаю передачу и вижу, что лампочки на коробке не указывают о включенной передаче. Странно - думаю я. дак-ка заглушу и снова заведу. И во второй раз двигатель уже не заводится, потому, что АКБ не успел зарядиться. тут то я и вспомнил, что глушить не надо было. Час я голосовал на улице Усть Кана, пытаясь остановить машину, прикурить. Но все было четно, да и уже можно сказать ночь настала, время одиннадцатый час. Уже и машины ездить перестали.
Попробовал дозвониться до таксиста из Яконура, но он только через час мог быть в Усть Кане. В итоге к половине одиннадцатого после танцев с бубнами я сел в авто, было уже довольно холодно. Дай-ка, думаю попробую завести. И получилось. АКБ за этот час моих танцев подвосстановился и смог запустить двигатель. Радости не было предела!
Дал я по газам, внутри было огромное облегчение, чувствовал себя снова на коне. Время ночь и остановились снова на ночевку в машине за селом Яконур. Ох в то время я совсем был неприхотлив. Какая ночевка в авто, если даже бывало ради развлечения уходил в Барнаульский лес, делал себе нодью из трех сухих бревен, настил и так ночевал. А тут в машине - люкс.
Дальнейшая дорога была весьма легкой. Хоть и через Солонешное и бащелак я не ездил зимой, но дорога оказалась чищеной, вокруг были прекрасные пейзажи, тем более, что облачность ушла и светило яркое ноябрьское солнце. Встречных машин было крайне мало и было ощущение, что я еду не по Алтаю, а по северам, на каком-нибудь зимнике. Ух, не представляю, как на одной легковой на север по зимнику ехать.
Обожаю дорогу на Чарышское вдоль Чарыша. Она извилистая, много скалистых гор, рядом течет река и места будто совсем дикие. В Чарышском, точнее в Красном партизане с кафом расставили кемпинговые стулья на берегу Чарыша и, попивая горячий чай смотрели, как заходит солнце, какой великолепный закат, слушая, как течет река. Это было бесценно.
Четвертую ночь также планировали переночевать в авто, но по пути заехали к великому человеку - Сергею Половинкину и он настойчиво предложил переночевать в его пустующем доме. Это добавило антуража в это путешествие. Потому, что в жоме затопили печь, на печи грелся чай и на кухне, в доме среди гор лились душевные разговоры. Ну какой отель на Алтае подарит еще такую душевность?
Каждый день этого путешествия стал, как отдельная глава в этой маленькой книге путешествия. Обратно в Барнаул из Чарышского выдвинулись под вечер. разумеется, прокатившись по окрестным селам. Съездили до перевала перед Сентлеком. Там увидел, как с гор приближалась пурка, а горы были в бахроме из деревьев и снега , лежащего на них. Прокатились в деревню Тулата, где немного побуксовал, но выехал своим ходом. Хоть и Сузуки не внедорожник, но полноприводная машина. Аутентичность здешних сел внушала какое то спокойствие, неторопливость. Интересно было рассматривать стоящие там дома, людей, кто ходил по дорогам.
Обратная дорога была уже в пургу. Дорога была немного запорошена и без следов авто. За окном уже была ночь. По такой дороге более 40 невозможно было ехать. В какой то момент меня обогнал Патриот, который довольно уверенно ехал и я пристроился к нему. скорость подросла до 70. К Алейску пурга була уже не важна, ведь выехали на Змеиногорский тракт и тут дорога была более оживленной и не заметенной. В Барнаул получилось приехать уже поздно ночью.
После этого путешествия, прихожу к мысли, если бы не столько снега в ноябре, да вообще, если бы лето, то путь мог бу знатно увеличить. До Змеиногорска, мимо Колывани и Савушек, а далее через Рубцовск на солены озера и потом только домой. Кстати на соленых озерах в 24 году получилось побывать. На Бурлинском и Яровом. 4 года все собирался, и вот получилось. Будто и не в Алтайском крае находишься - ощущения были. Но это уже другая история.
А по каким необычным дорогам, путям ездили вы на авто по Алтаю?
ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ПОЧИТАТЬ ПРО АЛТАЙ?
1. О турбазах и глэмпингах Алтая
2. Какие вещи стоит брать в путешествие по Алтаю
3. Главный секрет алтайских шаманов