Найти в Дзене

Ну очень нестандартный автомаршрут по Алтаю.

Как же надоело ездить столько лет одними и теми же дорогами на Алтай. Правда ведь? Также и я подумал однажды. А точнее уже немного в далеком 2017 году. Загрузил Сузуки Лиану необходимым и рванул. И не когда то, а в ноябре, когда уже и снега присыпало нормально.
Пожалуй статья будет с элементами рассказа истории, потому, что без историй не обошлось.
Новые дороги, это новые ландшафты,новые люди и новые впечатления. С этими мыслями я в голове построил себе вот такой трек: Барнаул - шерегеш - Таштагол - Турочак - Горно Алтайск - Черга - перевал Чакыр - Усть кан - Солонешное - Бащелак - Чарышское - Алейск - Барнаул. И выдвинулся в путь под вечер. Разумеется в такую авантюру я поехал не один, прихватив с собой свою девушку, которая также имела вод удостоверение, что было плюсом. К Шерегешу, а точнее к сектору Е приехали около 5 утра. До сих пор не понимаю, какого черта мы туда поперлись, потому, что кататься на трассах я там не собирался. Покемарив немного в машине и когда совсем ра

Как же надоело ездить столько лет одними и теми же дорогами на Алтай. Правда ведь? Также и я подумал однажды. А точнее уже немного в далеком 2017 году. Загрузил Сузуки Лиану необходимым и рванул. И не когда то, а в ноябре, когда уже и снега присыпало нормально.



Пожалуй статья будет с элементами рассказа истории, потому, что без историй не обошлось.

-2



Новые дороги, это новые ландшафты,новые люди и новые впечатления. С этими мыслями я в голове построил себе вот такой трек: Барнаул - шерегеш - Таштагол - Турочак - Горно Алтайск - Черга - перевал Чакыр - Усть кан - Солонешное - Бащелак - Чарышское - Алейск - Барнаул. И выдвинулся в путь под вечер. Разумеется в такую авантюру я поехал не один, прихватив с собой свою девушку, которая также имела вод удостоверение, что было плюсом.

-3

К Шерегешу, а точнее к сектору Е приехали около 5 утра. До сих пор не понимаю, какого черта мы туда поперлись, потому, что кататься на трассах я там не собирался. Покемарив немного в машине и когда совсем рассвело, поехали уже на сектор А, перекусить в кафе. Заправился я тогда безалкогольным глинтвейном в Грелке, походили взад - вперед на снежном выкате - делать тут нечего.

-4

Участок дороги Шерегеш - Таштагол - Турочак для меня был совершенно незнакомым. Но если до таштагола еще приличная трасса идет с красивыми видами, то от таштагола до Турочака летом это гравийка, на которой нет ничего, кроме перевала и деревьев.

Грелка
Грелка

Заправившись в Таштаголе, теперь уже бензином я с легкостью повернул не туда. Не на Турочак. Так как то получилось, до сих пор не понимаю. И уехали мы за несколько десятков километров не куда то, а прямо в Усть Кабырзу. По сути мы оказались в Шорском нац парке.

Паровоз в Таштаголе
Паровоз в Таштаголе

Все в этом месте сильно отличалось от других деревень. Река разрезала деревню на две части, вокруг були не высокие горы. Домов было не много, но они казались давно построенными и основательно. Интересно, что во многих оградах и даже рядом лежали лодки, которых я нигде на алтае не видел. Они були деревянными и похожи на каноэ, только из домок. Вытянутые и узкие.

Дорога на Усть Кабырзу
Дорога на Усть Кабырзу

Также заметил, как на такой лодке мужчина перевозил с соседнего берега на противоположный пару людей на такой лодке.

Усть Кабырза
Усть Кабырза

Осознав, что дорога кончилась и мы что то не туда уехали, нужно было спросить у местных - куда ехать на самом деле. А еще вспомнил - ехал я не по навигатору, а по визуализации карты в голове. Спрашивать дорогу я пошел в местный магазинчик, роль которого выступала деревянная изба с крепкой дверью и железным засовом снаружи под большой амбарный замок.

-9

Вообще, конечно стоило бы по горной Шории покататься, по деревням и увидеть больше необычного. Но обилие снега на дорогах меня сильно смутило. Пещеру, которая была по пути, также благополучно миновали, не заходя в нее, потому, что уже время близилось к вечеру. Но если вы поедете там - обязательно сходите.

Усть Кабырза
Усть Кабырза

И вот снова в Таштаголе, только уже поворот был туда. Далее была добрая сотня километров таежной широкой дороги, припорошенной снегом и с одним небольшим перевалом. Ну в Турочаке мы уже оказались ночью. Но хотелось добраться до Телецкого, раз уж мы так рядом.

-11

С Турочака дорога была уже лучше. Ее заметно чистили, да и места уже были ни раз знакомы. Все же, когда едешь зимой, ночью по незнакомой дороге, как адреналина больше.

По пути на Турочак
По пути на Турочак

Вторая ночевка прошла также просто в машине, почти у берега телецкого и даже не в Артыбаше, а в Иогаче. Ну атро я увидел, что здесь снега еще больше, чем в шерегеше. Зима еще не началась, а уже сугробы. телецкое было ничуть не замерзшим и озеро, и река Бия были глянцево черными. На Телецком также особо не задержались, ведь сутью этого путешествия было поехать по не стандартным путям предгорий в самый непопулярный месяц у туристов.

В Кебезене, в деревне, что в примерно 30 км от Артыбаша захотелось прогуляться по пешеходному мосту над Бией, что было сделано незамедлительно. Время в этих местах, будто остановилось и о движении всего напоминала только река Бия.

Интересно, что за селом, зайдя в реку по пояс с резиновом комбинезоне рыбачил мужик. Прям стоя в реке, когда по берегам уже насыпаны сугробы. Необычно. Этот момент тоже пошел в копилку впечатлений.

Зимняя дорога до Горно Алтайска была пустой, а ямы, которые приходилось объезжать летом, были занесены снегом и раскатаны автомобилями. Поэтому путь до Горно Алтайска пролетел незаметно. В Кызыл Озеке снова заправка до полного и скорее проехать участок дороги до Черги, потому, что видел я его уже раз сто. Это я сейчас понимаю, что нужно было поехать через Аю на Алтайское и перед Алтайским свернуть налево на Чергу. Но тогда эта мысль почему то не пришла. Хотя трек довольно не популярный.

Вот проехали Чергу и вспомнил, как с Топольного ехали на велосипедах на велоперваме 2013 на шебалино. Дороги местами были только для УАЗа. Ну а вдруг сейчас, когда все замерзло дороги накатали. И спокойно поехали после Черги не на Чакыр, а в сторону села Кукуя. Добравшись до Ильинки понял, что нет, тут все же тупик и надо поворачивать. Хотя вокруг была зимняя безмятежность горного села. мужик работал у себя на хозяйстве, что то перемещая на санях с лошадью. По дороге шла женщина с ребенком, они были укутаны на мороз в 30 градусов. И было ощущение, что до нас всему окружающему нет никакого дела.

Где то за Чергой
Где то за Чергой

А еще при включении передачи появилась какая то странная вибрация, источник которой я все никак не мог найти.

За Чергой
За Чергой

Почти заехав на седловину перевала Чакыр, увидел, как впереди стоят 3 автомобиля. Впереди легковой и позади два внедорожника. Оказалась история такая: легковая не могла заехать в перевал и ее толкали. У одного из внедорожников сломался генератор и они по очереди втроем меняли аккумуляторы, ставя их во внедорожник со сломанным генератором. Подъехали и тоже начали толкать легковую в перевал. Приключения получились прям оптом. Тут же пришлось поставить наш АКБ во внедорожник, а разряженный к нам в авто.

-19

До Усть Кана этой вереницей доехали достаточно быстро. Еще бы - с горки же. Перед Усть Каном мы поменяли АКБ обратно, а на дворе уже 21 час вечера. Ну, думаю - сейчас заправимся в Усть Кане и поедем на Солонешное. А в этот вечер мороз опускался. И уже около -25 было. Заезжаю на заправку, глушу двигатель и заливаю бензин. Сажусь, завожу двигатель, включаю передачу и вижу, что лампочки на коробке не указывают о включенной передаче. Странно - думаю я. дак-ка заглушу и снова заведу. И во второй раз двигатель уже не заводится, потому, что АКБ не успел зарядиться. тут то я и вспомнил, что глушить не надо было. Час я голосовал на улице Усть Кана, пытаясь остановить машину, прикурить. Но все было четно, да и уже можно сказать ночь настала, время одиннадцатый час. Уже и машины ездить перестали.

Яконур
Яконур

Попробовал дозвониться до таксиста из Яконура, но он только через час мог быть в Усть Кане. В итоге к половине одиннадцатого после танцев с бубнами я сел в авто, было уже довольно холодно. Дай-ка, думаю попробую завести. И получилось. АКБ за этот час моих танцев подвосстановился и смог запустить двигатель. Радости не было предела!

-21

Дал я по газам, внутри было огромное облегчение, чувствовал себя снова на коне. Время ночь и остановились снова на ночевку в машине за селом Яконур. Ох в то время я совсем был неприхотлив. Какая ночевка в авто, если даже бывало ради развлечения уходил в Барнаульский лес, делал себе нодью из трех сухих бревен, настил и так ночевал. А тут в машине - люкс.

-22

Дальнейшая дорога была весьма легкой. Хоть и через Солонешное и бащелак я не ездил зимой, но дорога оказалась чищеной, вокруг были прекрасные пейзажи, тем более, что облачность ушла и светило яркое ноябрьское солнце. Встречных машин было крайне мало и было ощущение, что я еду не по Алтаю, а по северам, на каком-нибудь зимнике. Ух, не представляю, как на одной легковой на север по зимнику ехать.

-23

Обожаю дорогу на Чарышское вдоль Чарыша. Она извилистая, много скалистых гор, рядом течет река и места будто совсем дикие. В Чарышском, точнее в Красном партизане с кафом расставили кемпинговые стулья на берегу Чарыша и, попивая горячий чай смотрели, как заходит солнце, какой великолепный закат, слушая, как течет река. Это было бесценно.

Мост через Чарыш
Мост через Чарыш

Четвертую ночь также планировали переночевать в авто, но по пути заехали к великому человеку - Сергею Половинкину и он настойчиво предложил переночевать в его пустующем доме. Это добавило антуража в это путешествие. Потому, что в жоме затопили печь, на печи грелся чай и на кухне, в доме среди гор лились душевные разговоры. Ну какой отель на Алтае подарит еще такую душевность?

Каждый день этого путешествия стал, как отдельная глава в этой маленькой книге путешествия. Обратно в Барнаул из Чарышского выдвинулись под вечер. разумеется, прокатившись по окрестным селам. Съездили до перевала перед Сентлеком. Там увидел, как с гор приближалась пурка, а горы были в бахроме из деревьев и снега , лежащего на них. Прокатились в деревню Тулата, где немного побуксовал, но выехал своим ходом. Хоть и Сузуки не внедорожник, но полноприводная машина. Аутентичность здешних сел внушала какое то спокойствие, неторопливость. Интересно было рассматривать стоящие там дома, людей, кто ходил по дорогам.

С перевала перед селом Сентелек
С перевала перед селом Сентелек

Обратная дорога была уже в пургу. Дорога была немного запорошена и без следов авто. За окном уже была ночь. По такой дороге более 40 невозможно было ехать. В какой то момент меня обогнал Патриот, который довольно уверенно ехал и я пристроился к нему. скорость подросла до 70. К Алейску пурга була уже не важна, ведь выехали на Змеиногорский тракт и тут дорога была более оживленной и не заметенной. В Барнаул получилось приехать уже поздно ночью.

Косули убегают
Косули убегают

После этого путешествия, прихожу к мысли, если бы не столько снега в ноябре, да вообще, если бы лето, то путь мог бу знатно увеличить. До Змеиногорска, мимо Колывани и Савушек, а далее через Рубцовск на солены озера и потом только домой. Кстати на соленых озерах в 24 году получилось побывать. На Бурлинском и Яровом. 4 года все собирался, и вот получилось. Будто и не в Алтайском крае находишься - ощущения были. Но это уже другая история.

А по каким необычным дорогам, путям ездили вы на авто по Алтаю?

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ПОЧИТАТЬ ПРО АЛТАЙ?

1. О турбазах и глэмпингах Алтая

2. Какие вещи стоит брать в путешествие по Алтаю

3. Главный секрет алтайских шаманов

4. Здесь наш телега канал. Заходите

5. Здесь наш ВК канал - залетайте.