Совершенно потрясающий и изумительный храм находится в селе Березовка Данковского района Тульской области. Случайно оказавшись в этих местах, мы удивительным образом наткнулись на это чудо. И, хотя белокаменный храм в заброшенном состоянии и время его не пощадило, великолепие его просто поражает!
Он похож на кукольный домик, или замысловатую ажурную шкатулку. Удивительна и история создания храма.
Село Березовое впервые упоминается в 1678 году. Здесь было создано поселение монастырских крестьян. Эти земли выменял Тульский Предтечев монастырь у помещика С. С. Скорнякова-Писарева. Деревню назвали романтично, в русском духе - Берёзовка. Видимо, в округе росло много берез, как, впрочем, и на большей части России. В 1891 году в этих местах случился неурожай и сильный голод. Местные жители обратились за спасением к живущему по соседству меценату и помещику Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову. В чем он им и не отказал, кормил сельчан весь год хлебом. Много жизней спас. В благодарность жители в его честь построили часовенку. Узнав об этом, благодетель принял решение о строительстве храма на месте часовни. Он посвятил храм памяти героев Куликовской битвы, продолжив дело своего отца, инициатора памятника-мемориала на Куликовом поле и создателя первого музея Куликовской битвы. Освящение храма в честь святого Димитрия Солунского тоже не случайно. К великомученику Димитрию Солунскому миряне обращались за помощью в борьбе с Мамаем. Святой Димитрий Солунский помогает войнам и защитникам от нападений, а также больным и слабым верой и духом. Юрий Степанович Нечаев – Мальцев вложил в строительство огромные денежные средства и привлек к его возведению лучших специалистов. Архитекторы – Л.Н. Бенуа, профессор архитектуры А.Н. Померанцев (его визитная карточка- верхние торговые ряды в Москве, ныне известные как ГУМ). Конструкция кровли, лестницы и хоры были разработаны В.Г Шуховым (автор гиперболической телебашни на Шаболовке). Храм был расписан по рисункам В.М. Васнецова, знаменитый мастер В. А. Фролов делал мозаику; иконостас был выполнен по проекту профессора Н.А. Бруни.
Закладка храма состоялась в августе 1893 года. Церковь с колоннами в мавританском стиле, двухэтажная, с расположением в верхнем этаже -летней церкви, а в нижнем – зимней.
Сложена на цементе; наружная поверхность стен обложена тесаным, резным белым камнем, первоначально была покрыта оцинкованным железом, имела снаружи 5 мозаичных икон. Внутренняя поверхность летней и зимней частей церкви была оштукатурена цементом и окрашена клеевой краской. Храм имеет базиличную форму, но в русском стиле. Престолов в нем два: в верхней летней части - во имя святого великомученика Димитрия Солунского, а в нижней зимней – во имя святого Николая Мирликийского Чудотворца. Строительством руководил сам Ю.С. Нечаев-Мальцев, все работы велись под его тщательным наблюдением. Во внутреннем убранстве храма, внешне напоминающим византийскую базилику, сиял беломраморный иконостас с бронзовыми царскими вратами. Над входами в церковь и на алтарной стене внутри храма располагались мозаичные панно работы В.М. Васнецова. К сожалению, живопись и мозаика безвозвратно утрачены. Не сохранилась и уникальная, великолепная трехшатровая звонница храма с десятью колоколами. Фасады церкви выполнены из известняка, добытого в Венёвском карьере, а ступени паперти – из гранита.
Богатое украшение каменными и кованными архитектурными деталями, витражными рамами окон, и мозаиками делает храм похожим на резной драгоценный ларец. Особенность известняковых фасадов в том, что в зависимости от освещения стены переливаются самыми разными нежными оттенками. Благодаря оптическим свойствам рифленого известняка храм выглядит то нежно золотым, то розовым - на закате, а в пасмурную погоду приобретает серо- голубоватый оттенок. Как выглядел храм до революции, можно представить по сохранившемуся акту технического осмотра постройки 1897 года. «Церковь имеет вид базилики, из белого камня, покрыта цинковым железом с одною главою, обитой медью и железным, обитым медью, позолоченным крестом. Неотделенная от церкви колокольня с тремя такими же главами и крестами. Длина сей церкви 60 аршин, ширина 30 аршин, высота ея с куполом и крестом 65 аршин. Имеет три входа с папертями и ступенями из гранита. Двенадцать окон, из них шесть на северной стороне и шесть на южной, кроме сего десять меньшего размера: шесть в алтаре, остальные четыре в ризнице и библиотеке» Окружала храм капитальная каменная ограда со столбами и тремя воротами.
Храм был построен всего за 3 года, его освещение состоялось в 1897 году, в день рождения Ю.С.Нечаева-Мальцева. С той поры прошло немало лет и бед... В начале 1930-х годов церковь, как и многие другие храмы, закрыли. Во время Великой Отечественной войны здесь был госпиталь, в 1962 году - Дом культуры, проработавший до 1970 года. За это время храм не только обветшал, но и был сильно испорчен, разграблен. Одно время храм даже использовался под овощехранилище, под металлобазу.
Церковь потеряла колокольню и большую часть былого блеска. Время и люди не пощадили великолепное сооружение. Однако, храм остатками своей красоты все же привлек к себе внимание и реставрация потихоньку происходит. Постановлением главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. № 106 Димитриевский храм с. Березовка включен в число памятников истории и культуры, стоящих на государственной охране. В 2008 году начато восстановление храма. Была перекрыта крыша, установлены окна и двери. В настоящее время церковь считается действующей. В 2002 году храм передали верующим, а в 2005 в нем начались богослужения. Да, церковь пока не довели до исходного состояния, но очарование храма, его душа – присутствуют! И любой человек, увидевший это сооружение, будет просто поражен, он не останется равнодушным. Очень бы хотелось увидеть храм полностью восстановленным, во всей своей красе!
В селе Берёзовка меценат Нечаев не ограничился храмом. Им была возведена церковно-приходская двухклассная школа, занимавшая три каменных здания. Удивительно, насколько патриотичны, образованы и умны были в царское время дворяне. Они строили храмы, школы, больницы, приюты, памятники, радели за страну, за свой народ. Просвещали, воевали, вкладывали свои собственные средства в страну, оставив после себя наследие для потомков. Масштаб личностей просто грандиозен. Изучая историю своего края, я не устаю удивляться и восхищаться этими людьми. Это были люди, меняющие мир вокруг себя. А сегодняшние толстосумы удивляют своей пошлостью, алчностью, продажностью и пресмыканием перед всем западным. Что останется после этих людей, обладающих на сегодняшний день огромными возможностями?...