В сети есть масса статей с подобным названием, но...
Ни одна из них не дает четкого ответа на сей вопрос. Вернее, ответы есть, но они весьма... "своеобразные". И эта статья сходу не даст ответа, ответ будет в следующей статье, которая выйдет сегодня, но чуть позже) Нужна предыстория. Итак, что можно прочесть в статьях? Цитирую:
Пушки были переданы для того, чтобы укрепить могущество России. В тот период на русских заводах ещё не могли производить пушки нового типа с нужным качеством. Благодаря помощи инженеров «Круппа» удалось преодолеть все трудности и к 1881 году русская армия была перевооружена самой лучшей на тот момент артиллерией.
Как сейчас выражается молодежь: "Ш-ш-та?!". Но мы не будем выражаться столь эмоционально, ибо... Ладно, давайте посмотрим еще ответы, которые выбрал для нас ИИ в сети (вдруг в результатах поиска сыщется что-то еще интересное).
Альфред Крупп подарил Российской империи 100 пушек в 1863 году с целью испытать свои орудия в деле. Военные поначалу не доверяли стали — стальные пушки первого поколения взрывались после нескольких выстрелов. Крупп отправил свои пушки в качестве подарка нескольким странам, в том числе России, с просьбой испытать их. После четырёх тысяч выстрелов, скрупулёзно осмотрев ствол, не обнаружили даже царапины. В знак признания достоинств пушку поместили в артиллерийский музей Петропавловской крепости, а Крупп получил заказ на дополнительные орудия.
Гм.. Наивный вопрос: а у себя испытать пушки... не? Не судьба? Ну, на самом деле, особых подарков А.Крупп никому не дарил. Кому дарить? На какие деньги? Великобритании? Франции? Да вот еще...
Крупп тогда еще не был ни богат, ни могуч, ибо...
Лирическое отступление про семью Круппов:
Первым Круппом, известным истории, был Арндт Крупп, вступивший в гильдию купцов города Эссен в 1587 году. Но занимался он совсем другим бизнесом. Он торговал скотом, вином и шнапсом. Во время эпидемии чумы 1607 года скупал за бесценок леса и пастбища, прилегающие к городским стенам.
Первым Круппом, торговавшим оружием, был сын Арндта Антон. Он был женат на дочери оружейника и освоил профессию. Во время Тридцатилетней войны (1618–1648) Антон Крупп продавал по тысяче мушкетов в год. После войны семейный бизнес пошел на подъем. Прибыль вкладывалась в недвижимость.
Потом добавилось новое направление — торговля тканями. На новый уровень бизнес вышел в XVIII веке. Хелена Амалия Крупп, урожденная Ашерфельд, встала во главе семейного дела после смерти мужа, Фридриха Йодокуса Круппа, праправнука Арндта.
Вдова Крупп, как ее называл весь Эссен, диверсифицировала бизнес семьи, добавив к нему мясницкую лавку, магазин красок, торговлю одеждой, торговлю нюхательным табаком. Состояние Хелены Амалии оценивалось в 150 тыс. талеров, поверьте, это до...(статочно много).
Но самое главное (вот как это ни странно, вдова начала заниматься металлургией, купив доменную печь и паи в четырех угольных шахтах. Помог случай (и стремление купить что-то по дешевке).
В 1800 году Хелена Амалия приобрела с по дешевке торгов убыточный кузнечный цех, владелец которого сбежал от кредиторов. Покупка обошлась ей ВСЕГО в 12 тыс. талеров (женщина, занимающаяся таким бизнесом, явление редкое). Но занималась "железная вдова не пушками. Тогда в ходу у солдат были железные миски и ложки. "Общепит" того времени тоже использовал стальную посуду (для верности, иногда цепляя посуду на цепочку.
Наладив выпуск кухонной посуды, печек, торговых гирь и весов, вдова сделала цех прибыльным. Однажды ей достался военный заказ — на ядра для прусской армии.
Хелена Амалия Крупп скончалась в 1810 году. Поскольку ее сын умер еще раньше, семейный бизнес перешел к внуку Фридриху, отцу Альфреда. Полученное им наследство оценивалось как минимум в 120 тыс. талеров. Но...
Работу по поиску технологии изготовления литой стали Фридрих Крупп начал в 1811 году. В стальное производство Фридрих вкладывал десятки тысяч талеров. Он залез в долги, но в 1816 году первая высококачественная сталь была выплавлена. Она еще уступала английской, но была лучшей на континенте. На заводе Круппа из нее изготавливали инструменты, штампы для чеканки монет, штыки для прусской армии. В 1819 году был построен новый железоделательный завод. Занимаясь постоянным развитием производства, строительством новых заводских сооружений, Крупп не получал достаточных доходов от производства. Он вынужден был начать распродажу недвижимости, которую веками покупали его предки. Он пытался договориться о постройке литейных заводов в России и в Пруссии с использованием государственных субсидий. Ему отказали и там, и там. В 1824 году ему пришлось расстаться с домом, которым семья Крупп владела почти два с половиной столетия. Фридрих был должен 18 125 талеров своему тестю, не смог вернуть деньги, и тесть, обратившись в суд, забрал дом. Сталелитейный завод был убыточным. Нераспроданная недвижимость была заложена. Бизнесу Круппов помогло политическое событие — образование в 1834 году Прусско-Германского таможенного союза. В его состав первоначально входило 18 немецких государств из 39, впоследствии большая часть оставшихся государств также к нему присоединилась. Появилась новая денежная единица: союзный таллер (19 грамм чистого серебра). Но...
Сталелитейное производство было убыточным. Семью от краха спас брат Альфреда. Доходы начало приносить изобретение, сделанное Германом Круппом, машина, с помощью которой из серебра или любого другого ковкого металла можно было изготавливать ложки и вилки любой формы. Одним из первых клиентов стал Карл-Иоганн Тегельстен (Тегельштейн, Тигельштейн — в России его называли по-разному), владелец фабрики серебряных и бронзовых изделий в Санкт-Петербурге. Потом такую же машину купил берлинский ювелир Франц Густав Давид Фольгольд. Но со сталью все было... трудно
Альфред Крупп попытался привлечь внимание широкой публики. Маркетинг дело нужное. На Великой выставке промышленных работ всех народов 1851 года в Лондоне (The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations) он представил стальную шестифунтовую пушку (то есть стреляющую ядрами весом примерно шесть фунтов — 2,27 кг) и шесть стальных грудных кирас.
Покупателя на пушку не нашлось. Крупп отправил ее в подарок королю Пруссии.
Еще одна такая же пушка досталась российскому императору Николаю I (в разных источниках приводятся разные данные относительно того, купил ли русский царь пушку или Крупп ее ему подарил как потенциальному крупному заказчику; второй вариант выглядит более вероятным).
В 1847 году Крупп преподнёс один образец 4-фунтовой пушки в качестве подарка королю Пруссии. Довольный король установил сверкающее орудие в мраморном холле своего Потсдамского замка, где демонстрировал его гостям. Это просто "Пиар-акция" фирмы, не более того.
Следующий этап "маркетингоговой компании".
На Парижской Всемирной выставке трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств 1855 года Крупп представил новую пушку из литой стали, уже не шести-, а двенадцатифунтовую. (Ну, да... весьма "изящное искусство"). Шла Крымская война и у Круппа был свой рассчет, но... Война заканчивалась, а потому, Наполеон III приказал провести испытания орудия, после чего наградил Круппа орденом Почетного легиона. Но заказывать пушки у Круппа не стал, ибо у него свои оружейники были. А, вот присуствовавший на испытаниях паша Египта (в ту пору им был Мухаммед Саид-паша) заказал Круппу 26 пушек. Окрыленный успехом Крупп вновь отправил опытные образцы в Швейцарию, Австрию и Россию (по одному 12 фунтовому орудию). Россия, которая вела Крымскую войну, заказала две пушки двенадцатифунтовую облегченную и шестидесятифунтовую, скрепленную чугунным кожухом. 60-фунтовая пушка Круппа была отлита в 1856 году на заводе в Эссене и в том же году доставлена в Россию. На испытаниях в 1857–1858 годах она показала отличный результат: 60-фунтовая пушка выдержала 1000 выстрелов. Но, увы, это произошло уже после окончания войны.
Но, если объективно, деньги на разработку пушек Круппу обеспечили "мирные" заказы и семья начала выбираться из долгов. На фабрике Круппа были разработаны первые бандажи железнодорожных колес (стальной обод из качественной стали, которое напрессовывается на "основание колеса"). Спрос на бандажи был громадным (продажи быстро вышли на уровень 15 тыс. штук в год).
Только в 1859 году Крупп получил первый крупный военный заказ — за 312 шестифунтовых пушек военное ведомство Пруссии готово было заплатить 200 тыс. союзных талеров.
Более никаких "подарков" Крупп не делал, заказы у него уже были в кармане, и не настолько он был богат, чтобы разбрасываться деньгами (он только-только рассчитался с долгами), но...
Проходит 4 года и он снова делает подарок иностранному государству. Но (!) слово "подарок" должно быть в кавычках, ибо это был не совсем подарок. а. точнее, подарок, но его делал не Крупп. Он был царским: это как раз те самые 100 пушек, 50 штук с затвором Круппа, 50 с затвором Крейнера для Российской империи.
Так, все-таки, с какого... (перепуга) был сделан такой королевский подарок? Так вот в том-то и дело, что это королевский подарок: (и королевский без кавычек). Круппу проплатили этот подарок. Кто? Зачем? (об этом в следующей статье)