В далеком 1987 году, когда многие из нас были еще молоды, а кто-то только начинал свой жизненный путь, в стенах Волжского автозавода был создан первый образец авто из линейки "300".
Именно этот прототип стал фундаментом для экстерьера и технических решений знаменитой "десятки", которая лишь спустя почти 10 лет, в середине 90-х, пойдёт в серию.
Давайте вспомним самые любопытные факты о "десятом семействе" ВАЗа.
1. Начнем с того, что официальным годом начала производства ВАЗ-2110 считается 1996 г. А вот окончание выпуска прошло почти незамеченным - в конце 2014 г. последние "десятки" были собраны на украинском заводе "Богдан".
Примечательно, что среди всех массовых моделей "Лады" семейство 2110 установило своеобразный антирекорд по длительности производства, не преодолев 20-летний рубеж.
2. За без малого два десятилетия производства в России было изготовлено около 1,882 млн. машин семейства ВАЗ-2110. Увы, но эта цифра оказалась наименьшей среди всех вазовских моделей, запущенных еще в XX веке.
Для сравнения, "классика" разошлась тиражом свыше 17 млн, "Самара" - более 5 млн, а "Нива" к концу 2010-х преодолела планку в 2,5 миллиона внедорожников.
3. Не очень удачно сложилась судьба "десяток" и на экспортных направлениях. За пределы России, включая страны ближнего зарубежья, было отправлено менее 15% от общего количества выпущенных авто.
Это в 2-3 раза меньше экспортной доли предыдущих семейств. Хотя справедливости ради стоит отметить, что у более поздних моделей - Калины, Гранты или Весты - ситуация с поставками на внешние рынки еще хуже.
4. Любопытно, что за 18 лет производства в России ВАЗ-2110 ни разу не выпускался за пределами Тольятти. Хотя сборка "десяток" велась в Украине на заводе "Богдан" и даже в далеком Египте. А вот "классику" и "Самары" в разные годы производили и в Сызрани, Ижевске, Серпухове.
5. Тем не менее, несмотря на все сложности, именно ВАЗ-2110 стал самым массовым отечественным легковым автомобилем, чье производство было развернуто уже в 90-е годы прошлого века.
Его ближайшие конкуренты - "Волги" ГАЗ-3110 и ГАЗ-31029 - выпускались в количестве 586 и 530 тыс. машин соответственно.
То есть вдвое меньше, чем даже не самое успешное "десятое" семейство Волжского автозавода.
6. Кстати, если рассматривать отдельные модели, то седан ВАЗ-2110 с результатом более 1 млн. 35 тысяч единиц является последним представителем постсоветского автопрома, кому удалось преодолеть эту знаковую отметку.
Например, Приоре для этого пришлось объединить продажи всех типов кузовов, а Калине и вовсе не хватило около 100 тысяч экземпляров.
7. Зато по количеству модификаций и типов кузова "десятки" до сих пор остаются непревзойденными среди всех отечественных легковушек.
Судите сами, помимо базовых седана, пяти- и трехдверного хэтчбеков, а также универсала, на базе ВАЗ-2110 выпускались удлиненные седаны "Премьер", коммерческие фургоны "Богдан-2310" и даже катафалки.
8. При этом "десятое" семейство так и осталось единственным из всех массовых линеек Волжского автозавода, которое за свою жизнь ни разу не переживало рестайлинга.
Не считать же таковым неудачную попытку наладить производство слегка обновленной модели ВАЗ-2110М в начале 2000-х, которая должна была заменить исходную "десятку", но этого так и не произошло.
9. Еще один необычный факт: на протяжении всех лет выпуска на ВАЗ-2110 так и не появилось серийных версий с моторами объемом менее 1,5 литра.
И это при том, что спрос на маломощные и экономичные машины в 90-е был огромным. Даже неприхотливая "Нива" в те годы получала 1,3-литровые двигатели для некоторых экспортных модификаций.
10. Зато чего у "десяток" не было никогда - так это версий с дизельными моторами. Ни тебе экспортных вариантов, ни мелкосерийных партий для внутреннего рынка.
Видимо, установка тяжелых и тесных дизелей в моторный отсек ВАЗ-2110 была признана нецелесообразной.
11. Но были у "десятого" семейства и значимые технические прорывы. Например, именно ВАЗ-2110 стал первым массовым переднеприводником из Тольятти, который полностью отказался от карбюраторных силовых агрегатов еще в 2000 г. Раньше, чем "Самары" или "Нивы".
12. А в 1998 г. дебютировала модель ВАЗ-21103 - первый отечественный крупносерийный автомобиль с современным 16-клапанным движком мощностью 93 лошадки. И пусть поначалу такие машины были большой редкостью, но важен сам факт.
13. Продолжая тему технических новшеств нельзя не упомянуть хэтчбек ВАЗ-2112. Это первая модель АвтоВАЗа, на которую 16-клапанник ставился в качестве базового.
Плюс более крупные 14-дюймовые колеса и некоторые другие решения позволяют считать "двенадцатую" пионером по части придания массовым Ладам легкого налета спортивности.
14. Впрочем, была в истории "десятого" семейства и по-настоящему "горячая" версия. Речь о седане ВАЗ-21106, который комплектовался лицензионными моторами Opel объемом 2,0 литра и мощностью от 136 до 150 л.с.
Помимо более мощных двигателей такие машины имели основательно модернизированные подвеску и кузов. Увы, из-за высокой цены и ряда других проблем эта интересная модель так и осталась мелкосерийной.
15. Зато ВАЗ-2110 до сих пор удерживает звание самого обтекаемого отечественного автомобиля XX века. Да, возможно, сегодня коэффициент аэродинамического сопротивления Сх, равный 0,35, уже не кажется каким-то выдающимся. Но для "лихих" 90-х и тем более на фоне угловатых "Самар" и "Москвичей" это был настоящий прорыв.
16. Есть в истории ВАЗ-2110 и один любопытный технический казус. Несмотря на полностью новый кузов, "десятка" унаследовала очень многие узлы и агрегаты от модели "Спутник/Самара", известной также как ВАЗ-2108.
А ведь это семейство автомобилей предыдущего поколения. Такое в автомобильном мире случается нечасто. Впрочем, сама ВАЗ-2110, в свою очередь, поделилась многими решениями с Приорой, ставшей глубокой модернизацией "десятки".
17. И напоследок не очень приятный, но вполне объективный факт. По надежности, качеству сборки и ремонтопригодности ВАЗ-2110 и его собратьев однозначно относят к числу самых проблемных моделей за всю историю Волжского автозавода.
Многие хорошо помнят те времена, когда владельцы только что купленных "десяток" сразу везли машину к знакомым механикам для устранения многочисленных "детских болезней" и повышения ресурса основных узлов. Увы, но доведением модели до ума завод занимался уже по ходу ее выпуска, методом проб и ошибок.
Заключение
Подводя итоги, можно констатировать, что, несмотря на все трудности и неурядицы, выпавшие на долю ВАЗ-2110, это семейство автомобилей оставило заметный след в истории Волжского автозавода и всего отечественного автопрома.
С одной стороны, "десятки" стали важной вехой в освоении АвтоВАЗом новых технологий и решений - впрыск топлива, 16-клапанные моторы, модельный ряд со спортивным акцентом, хорошая аэродинамика кузова.
С другой стороны, именно на примере ВАЗ-2110 особенно ярко проявились характерные проблемы отечественного автопрома 90-х годов - старт производства не до конца доведенной модели, низкое качество комплектующих и сборки, вынужденный отказ от глубокой модернизации из-за нехватки средств.