Добрый день, дорогие читатели!
Мы продолжаем говорить о проектах станций Замоскворецкой линии метро. Предыдущие части читайте здесь:
Сегодня речь пойдёт о станции Новокузнецкая.
Приятного чтения!
Проектирование
Участок Замоскворецкой линии от Театральной площади до Павелецкого вокзала планировали открыть в середине 1930-х годов, но строительство началось на несколько лет позже — только в 1938-м году.
В 1937-м году проект будущей станции выполнили архитекторы Иван Таранов и Надежда Быкова.
Свой вариант станции также представил Алексей Душкин. На станции должно было находиться два ряда колонн с арками, практически как на Маяковской. При этом архитектор предлагал облицевать простенки стеклом. За этим же стеклом должны были поместиться и источники света. Однако такое решение посчитали неудачным, поскольку стекло, подсвечиваясь изнутри, теряет свою материальность, что противоречит природе опоры, а тем самым вселяет чувство ненадёжности конструкции.
Однако в военные годы появился другой вариант оформления Новокузнецкой, принадлежавший Владимиру Гельфрейху и Игорю Рожину. Он предусматривал установку многочисленных бюстов героев войны в центральном зале станции, а также статуи И.В. Сталина в её торце.
При этом тоннели Новокузнецкой предполагали минимум отделки, на них должны были остаться незаделанные тюбинги.
Строительство
В итоге станцию решили строить по первоначальному довоенному проекту Таранова и Быковой с некоторыми дополнениями: многочисленным использованием лепнины, барельефов и добавлением мозаик.
Изначально тема оформления станции была посвящена реконструкции Москвы по Генплану 1935-го года, но в 1940-е годы она изменилась — оформление решили посвятить Красной армии, советскому народу в дни войны, а также теме преемственности русских воинов.
Новокузнецкая была открыта 20 ноября 1943-го года одновременно со станцией Павелецкая на действующем участке Площадь Свердлова (ныне Театральная) — Завод имени Сталина (ныне Автозаводская).
Хоть Новокузнецкая и построена по типовому проекту, её интерьер богат элементами художественного оформления. Станция является объектом культурного наследия народов России регионального значения.
Оформление
Свод старого зала станции опирается на массивные пилоны, облицованные желтовато-бежевым мрамором с контрастными тёмно-красными прожилками. Архитекторы акцентировали внимание на проходах между пилонами — они были выполнены в виде прямоугольных мощных порталов, выложенных более светлым мрамором, в результате чего проходы обрели торжественность и воздушность.
В нишах в основании пилонов установлены мраморные скамьи-диваны с высокими спинками, оформленными в виде полуразвёрнутых свитков, и консольными подлокотниками, украшенные резным рисунком. Они появились здесь по предложению академика Ивана Жолтовского, консультировавшего архитекторов. Согласно одной легенде, скамьи были вывезены из Храма Христа Спасителя перед его сносом, однако вряд ли это было в действительности, так как рисунки диванов выполнялись архитекторами при разработке проекта станции.
Над каждой скамьёй установлены металлические щиты в обрамлении знамён с надписями, посвящёнными защитникам городов-героев Ленинграда, Севастополя, Одессы и Сталинграда.
Со стороны боковых залов на похожих щитах изображены профили великих русских полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.
Свод центрального зала станции невероятно красив, его геометрический рисунок выполнен по аналогии с лепным декором свода гробницы Валериев в Риме, однако мистическая древнеримская тематика была адаптирована к советской символике (звёзды, серп и молот).
Основание свода украшено гипсовым фризом с изображениями на тему Великой Отечественной войны авторства скульпторов Саула Рабиновича, Алексея Зеленского, Николая Томского и Николая Штамма. Там можно увидеть красноармейцев во время совещаний и военных действий, связистов, лётчиков, танкистов и пехотинцев. Скульптурные группы отделяются друг от друга орденами Великой Отечественной войны.
В мае 2015-го года в канун празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне фриз был несогласованно окрашен в бежевый цвет, а в марте 2023-го года начались работы по его расчистке и реставрации.
Главным украшением свода являются шесть мозаичных панно, выполненных по эскизам выдающегося советского художника Александра Дейнеки, академиком Владимиром Фроловым в блокадном Ленинграде. В 2013-м году в память о блокаде Ленинграда в зале станции закрепили мемориальную доску, посвящённую автору мозаик Фролову.
Изначально мозаики предназначались для соседней станции — Павелецкой, но из-за неготовности её центрального зала в годы войны они были перенесены на Новокузнецкую. Темой панно стал героический труд советских людей в тылу, на них изображены люди различных профессий: садоводы, сталевары, машиностроители, строители, авиаторы, железнодорожники и спортсмены.
Интересно, что изначально мозаик было восемь, но из-за относительно небольшой длины центрального зала удалось установить только семь, а ещё одну закрепили в вестибюле. Последнее панно, посвящённое шахтёрам, пришлось демонтировать во время установки гермозатвора в конце 1950-х годов.
Освещение центрального зала осуществляется за счёт светильников-торшеров, расположенных по центральной оси. Пол выложен серым гранитом, под скамьями и светильниками он украшен красочными "ковриками".
Путевые стены выполнены облегчёнными: они просто побелены, а их цоколь облицован чёрным мрамором. Освещаются боковые залы крупными люстрами.
Изначально на торцевой стене центрального зала была мозаика на тему «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» работы художника Бориса Покровского. На ней был изображён советский народ на фоне Москвы и знамёна с профилем И. В. Сталина. В 1960-е годы после развенчания культа личности вождя его портрет заменили на профиль В. И. Ленина.
В 1970-м году центральный зал станции удлинили — новые проходы с пилонами заметно отличаются от старых, их сделали упрощенными, без украшений. Мозаичное панно было перенесено на площадку перехода на станцию Третьяковскую.
В 1985-м году был построен переход из центра зала в северный зал станции Третьяковская. В 1996-м году также был сооружён дополнительный переход из центра южного зала Третьяковская в южный торец Новокузнецкой.
Вестибюли
Что касается наземного вестибюля станции, он также проектировался архитекторами станции Тарановым и Быковой. По их задумке, павильон прямоугольной формы должен был быть встроен в здание, располагающееся на широком проспекте (его строительство предусматривалось Генпланом 1935-го года).
Интерьер внутреннего зала вестибюля предусматривал установку статуи И.В. Сталина в центре. Стену павильона должно было украшать панно, посвящённое реконструкции столицы.
В итоге ни проспект, ни здание построены не были, а павильон превратился в отдельную постройку. Для строительства был выбран вариант вестибюля, предложенный Гельфрейхом и Рожиным.
По их замыслу он должен выглядеть в виде ротонды с куполом и колоннами по всему периметру. Избрав круглую форму, авторы учли будущую планировку сходящихся здесь под острым углом двух больших улиц Замоскворечья. Вход и выход пассажиров осуществлялся по окружности вестибюля.
Внутри вестибюль облицован мрамором "уфалей" и украшен медальонами с барельефами, изображавшие архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику авторства известного скульптора Георгия Мотовилова.
Свод эскалаторного зала украшает мозаика по эскизу художника А. Дейнеки «Парад физкультурников».
На этом на сегодня всё. Благодарим за внимание! Надеемся, что было интересно. Можете почитать наши другие статьи на данную тему:
Удачи и до новых встреч!