Приветствуем вас, дорогие читатели!
Мы продолжаем говорить о проектах станций Замоскворецкой линии.
С предыдущими частями можете ознакомиться здесь:
Речь сегодня пойдёт о станции Автозаводская (до 1956 года — Завод имени Сталина).
Приятного чтения!
Проектирование
Станция Завод имени Сталина относилась к третьей очереди строительства метро. Её планировалось открыть ещё в 1939-м году наряду с Новокузнецкой и Павелецкой.
Проект будущей станции выбирался до войны на конкурсной основе. Всего в конкурсе участвовало аж 54 предложения, а позже было отобрано около 30. Подобная востребованность объясняется тем, что проектировать станцию, носящую имя вождя, было очень престижно. Свои проекты представляли такие известные архитекторы, как: Николай Андриканис, Иван Таранов и Надежда Быкова, Георгий Крутиков, Валерий Таушканов, Алексей Душкин и другие.
Рассмотрим сохранившиеся проекты.
Так выглядел эскиз Леонида Полякова (автор станций Курская и Арбатская-радиальные, Октябрьская-кольцевая). На станции должно было быть сооружено два ряда чёрных блестящих колонн цилиндрической формы. На эскизе также показан интересный приём со скрытым освещением центрального зала. Путевые стены облицованы плиткой с пёстрым рисунком.
Два проекта архитектора Николая Андриканиса (работал над станцией Красные Ворота и Белорусская-радиальная). Идея установить на станции два ряда расширяющихся вверху колонн изначально принадлежала именно ему.
Проект архитектора Владимира Ершова (автор станций Красносельская и Аэропорт). На станции могли появиться тёмные квадратные колонны с арками наверху и объёмные люстры, висящие в арочных проёмах. Потолок кессонирован крупными плитами. Очень удачен и интересен пол.
Среди колонных вариантов лучшим назывался проект архитекторов Павла Абросимова и Александра Великанова. Два ряда квадратных каннелированных по боковым граням колонн выделяют центральную часть, освещаемую круглыми световыми куполами, свет которых проходит через резные стёкла.
Рисунок этих стёкол развивает тематику станционного зала, посвященную индустриальным достижениям Сталинской эпохи. Очень удачен рисунок
мраморного пола. Менее удалась авторам трактовка боковых частей станционного зала. Вся композиция создает впечатление величественного спокойствия и мощи. Недостатком являлась слабо выраженная идеологическая направленность композиции.
Свой вариант станции разработали архитекторы-супруги Иван Таранов и Надежда Быкова (Новокузнецкая, Белорусская-кольцевая и др.). Они хотели разместить на станции массивные колонны с широкими арками. Центральный зал должны были украсить скульптуры, стоящие у колонн, а также статуя Иосифа Сталина.
Проект станции архитектора Георгия Крутикова (Парк культуры-радиальная) также предусматривал установку статуи Сталина в торце зала. Кроме того на станции должны были появиться ряды опор, оформленные поверху круговыми поясами балок, несущих перекрытия.
Интересен эскиз станции В. Артамонова. Согласно нему, по центральной оси зала должны стоять массивные колонны, подпирающие потолок. В свою очередь около колонн расположены гигантские статуи, изображающие советских людей — представителей союзных республик, практически как на фонтане "Дружба народов" на ВДНХ. Скульптуры оказались бы в 3-4 раза выше человеческого роста.
Проект посчитали слишком вычурным и непрактичным, так как мощные колонны посреди платформы мешали бы движению, да и столь большие статуи визуально подавляли бы пассажиров.
Сразу несколько эскизов представил Валерий Таушканов. Первый из них был признан лучшим из вариантов, основанных на однопролётной конструкции. На станции должны были размещаться два пилона, выполняющих чисто декоративные функции. Их оформление посвящалось сталинской конституции.
Центральное место зала занимала основа всей композиции — скульптурная фигура Сталина, воздвигнутая на гранитном постаменте. Над ней светился купол, составляющий главный световой акцент композиции, торшеры и карнизный свет дополняли освещение зала. В оформлении с большой экспрессией средствами архитектуры, скульптуры и света развито идеологическое выражение величественной темы.
Особенностью второго проекта Таушканова являлось решение о размещении по оси зала опор в виде колонн-"корзин". Колонны представляли собой пустотелые металлические конструкции наподобие шуховских, кверху они расширялись в форме пальм или перевёрнутых граммофонных труб. В верхнем широком раструбе "корзины" несли опорные кольца диаметром около 5 метров, поддерживающие перекрытия станции. Внизу, в пустотах "корзин", должны были монтироваться осветительные установки из прожекторов, бьющих снопами света вверх.
Металлические "корзины" богато декорировались вставками литья, а их нижние части в виде "серебряной стопки" предполагалось разработать архитектурными порезками. Кстати, аналогичное решение опор перронного зала Таушканов ранее предлагал для станции Стадион имени Сталина (ныне Партизанская), но его не приняли к исполнению.
Интересно, что изначально именно этот проект выбрали для реализации, так как он был рекомендован президентом Академии архитектуры Каро Алабяном. Однако потом стало понятно, что изготовить эти самые колонны-"корзины" будет очень сложно, плюс они должны были нести дополнительную нагрузку от железнодорожного пути, проходившего тогда к складам автозавода над станцией. В итоге проект Таушканова был отклонён, а уже заложенные фундаменты опор демонтированы.
Был у Таушканова и такой двухпролётный вариант станции с одним рядом расширяющихся кверху колонн в центре зала.
Известным архитектором Алексеем Душкиным (автор оформления станций Кропоткинская, Маяковская и Площадь Революции) было разработано 11 разных вариантов. Вот некоторые из них:
В итоге станцию решили возводить по следующему проекту Душкина. Этот вариант фактически единолично утвердил архитектор Алексей Щусев.
Помимо Душкина в проектировании станции принимал участие Николай Князев. Строительство велось быстрыми темпами. Станция была открыта 1-го января 1943-го года. Линия напрямую соединила Завод имени Сталина со станцией Площадь Свердлова (сейчас Театральная). Промежуточные станции Павелецкая и Новокузнецкая были открыты лишь 20-го ноября того же года. В течение этих 11 месяцев поезда следовали по этому 6,3-километровому перегону без остановок.
Через три года после открытия Душкин получил Сталинскую премию II степени за разработку проекта станции.
Станция сооружалась по индивидуальному проекту, конструктивно и архитектурно она была схожа со станцией первой очереди Кропоткинской: те же два ряда тонких, расширяющихся кверху железобетонных колонн, поддерживают безбалочные уплощённые своды.
Путевые стены снизу облицованы чёрным диабазом, а наверху — мрамором тёплых тонов. Колонны отделаны мрамором с тёмными прожилками гематита, а их основания — также чёрным диабазом. От потолочных сводов путевые стены отделены тонким лепным фризом из дубовых листьев.
При открытии станции возникла проблема с недостаточностью мрамора "ороктой". Из-за этого часть колонн в середине станции пришлось оштукатурить и окрасить под мрамор. Облицевать все колонны удалось лишь после окончания войны.
Пол также выложен чёрным диабазом с простым геометрическим орнаментом из чёрного и серого гранитом. Перрон был заасфальтирован, а ограничительная линия у края платформы выложена метлахской.
Что касается освещения, изначально своды станции венчали красивые конические светильники, но в 1960-х годах они были заменены на простые люминесцентные лампы, с более частым шагом, что нарушило замысел архитектора Душкина, который с помощью освещения подчеркивал рельефность сводов. Нынешние светильники обладают обратным эффектом — они зрительно уплощают своды.
Главной темой оформления станции стала работа Завода имени Сталина во время Великой Отечественной войны. Путевые стены украшают восемь мозаичных панно из смальты под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной войны». Они были изготовлены в блокадном Ленинграде мозаичистом Владимиров Фроловым по эскизам художников Василия Бордиченко, Бориса Покровского и Фридриха Лехта, а позже доставлены в Москву по "Дороге жизни".
Мозаики на восточной стене посвящены работникам ЗИС:
Мозаики на западной стене иллюстрируют мирный труд и боевые успехи народов СССР:
Помимо мозаик, путевые стены декорированы четырьмя барельефами скульптора Ивана Ефимова. Они выполнен из серо-жёлтого московского известняка.
На западной стене установлены барельефы "Народы севера" и "Народы Кавказа".
Восточную украшают барельефы "Лётчики и конструкторы" и "Металлурги и инженеры".
Ранее в пространствах между барельефами размещались цитаты советского поэта-акына Джамбула Джабаева и Иосифа Сталина, но впоследствии они были заштукатурены.
В северном торце центрального зала в прошлом была установлена гипсовая скульптура Сталина на гранитном постаменте работы Сергея Меркулова, но в 1950-х годах она была демонтирована в связи с развенчанием культа личности вождя. В 1956-м году станция была переименована в Автозаводскую.
Станция Автозаводская имеет два вестибюля. Южный был открыт вместе со станцией, он также сооружен по проекту Душкина. Изначально павильон представлял собой отдельное здание, но в 1961-м году был встроен в восьмиэтажный жилой дом, находящийся по адресу Автозаводская улица, 11.
Фасад вестибюля украшен порталом, облицованным лабрадоритом. В качестве дверных проёмов и окон служат высокие застеклённые поверхности. Изначально окна были разделены барельефами авторства скульптора Ефимова, но впоследствии они были демонтированы.
Само здание наземного павильона находится во дворе дома. Оно представляет собой невысокое кирпичное оштукатуренное строение, украшенное декоративным карнизом.
Аванзал вестибюля имеет трапециевидную форму. Стены аванзала и эскалаторного зала облицованы мрамором.
Интересны и необычны кованые вентрешётки с растительном орнаментом, расположенные в кассовом зале.
Главным украшением вестибюля является крупное мозаичное панно работы художников Василия Бородиченко и Бориса Покровского (при участии Евгения Лансере). На панно изображён танковый парад на Красной площади, над ними возвышается силуэт былинного богатыря, всматривающегося вдаль, на заднем плане — силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой.
Вестибюль и эскалаторный тоннель освещались оригинальными светильниками-бра, шесть из которых сохранились.
Круглый плафон вестибюля украшен росписью по штукатурке в сине-красно-золотой цветовой гамме. Она была выполнена в середине 1960-х годов поверх более ранней. Роспись изображает сцены из жизни рабочих завода ЗИЛ и моменты истории СССР, центром композиции служат огромные красные серп и молот. Композицию дополняют красные ленты с надписями "Мир", "Труд", "Свобода", "Равенство", "Братство", "Счастье".
Ранее на потолке вестибюля было изображено кольцо из знамён различных родов войск и орденов Советского союза, переплетенных лентой с надписью «Слава героям Отечественной войны! Слава!». Они окружали знамя с изображением Сталина.
В 1968-м году по проекту архитектора М. Файнтштейна был построен северный вестибюль станции. Он представляет собой типовое прямоугольное низкое помещение с кассами и турникетами, открывающееся в подземный переход под улицей Мастеркова. Лестницы из перехода накрыты каркасными стеклянными павильонами.
В аванзале северного выхода установлена мемориальная доска в память о жертвах теракта, совершённого 6-го февраля 2004-го года.
На этом на сегодня всё. Благодарим за внимание! Надеемся, что было интересно. Можете почитать наши другие статьи на данную тему:
Удачи и до новых встреч!