Найти в Дзене

«Инокопь на ассист» - иконописный прием золочения

Ассист (лат. assisto — стоять рядом, присутствовать). На древних иконах при декорировании одежд святых, поверхностей священных предметов, шрифтов надписей использовали листовое сусальное золото. Для высветления складок одежд использовали штриховые лучи и блики, а также различные орнаментальные элементы, которые покрывали на специальное клеящее вещество листовым золотом, которое символизирует присутствие божественного света- энергии или благодати. В современной литературе этот вид золотой разделки деталей иконописного изображения принято называть ассистом, но также имеется альтернативные названия - инокопь, а иногда иконопь. В древних руководствах по иконописанию «Ассистом» называли клеящее вещество, пивное или квасное сусло, томленый сок чеснока, употребляемое под золочение листовым золотом - «золотить на ассист». Готовится «ассист» иногда из отстоев пива, которые наливаются в посуду и томятся на горячей печи до состояния густой, клейкой массы, или очищенных головок чеснока, к
Деисус. Псковская икона XIV века. Одежды и престол декорированы инокопью на ассист.
Деисус. Псковская икона XIV века. Одежды и престол декорированы инокопью на ассист.

Ассист (лат. assisto — стоять рядом, присутствовать).

На древних иконах при декорировании одежд святых, поверхностей священных предметов, шрифтов надписей использовали листовое сусальное золото. Для высветления складок одежд использовали штриховые лучи и блики, а также различные орнаментальные элементы, которые покрывали на специальное клеящее вещество листовым золотом, которое символизирует присутствие божественного света- энергии или благодати. В современной литературе этот вид золотой разделки деталей иконописного изображения принято называть ассистом, но также имеется альтернативные названия - инокопь, а иногда иконопь.

В древних руководствах по иконописанию «Ассистом» называли клеящее вещество, пивное или квасное сусло, томленый сок чеснока, употребляемое под золочение листовым золотом - «золотить на ассист». Готовится «ассист» иногда из отстоев пива, которые наливаются в посуду и томятся на горячей печи до состояния густой, клейкой массы, или очищенных головок чеснока, которые в небольшом горшке томят в нежаркой печи, пока они не дойдут до такого же состояния. При употреблении его разводят водой до такой густоты, чтобы им можно было проводить кистью очень тонкие линии.

Ассист наносят кистью по месту, где будет наклеиваться золото. Перед этим, те места на живописи, где будут наноситься иконопь, слегка припорашиваются очень мелким мелом. (Цвет ассиста – темно-коричневый, блестящий). Потом небольшим кусочком мягкого черного хлеба, смятого в комочек, берется листовое золото прямо из книжки, отрывается небольшими кусочками и прибивается на штрихи, прописанные суслом – ассистом. Они легонько прижимаются хлебом, таким образом разделывается листовым золотом весь объем декорирования. Этим же куском хлеба золото осторожно простукивается в вертикальном положении, тогда начинает проясняться пробел. На штрихах и плоскости инокопи золото крепко пристанет к поверхности левкаса, а с промежутков между штрихами инокопи золото само удаляется. Так идет наложение золота до полного выявления всего пробела, а оставшийся мел, которым припорашивалось место, где накладывался ассист, опахивается гусиным пером. Пробел делается ярким, чистого цвета золота. Таким же способом расписывались парчи на одеждах и украшались золотым орнаментом каймы икон и поверхности священных сосудов и предметов.

Золотую или серебряную инокопь, или золочение на листовое золото или серебро шлифовали для придания ему блеска. Иногда на иконах 18 века встречается инокопь , исполненная "золотым двойником" - скованными вместе листами золота и серебра.

В редких случаях в иконах 19 века встречается инокопь, имитированная твореным золотом.

редакция И.Ю. Дрождин