Недавно, перебирая шкаф, я наткнулась на свои школьные дневники.
В школу я пошла в 1996 году. А уже в 1999 году стала пятиклассницей. Как так? Почему через 3 года? Дело в том, что тогда у нас не было 4 класса. После 3 класса переводили сразу в 5. Я не знаю, во всех ли школах это было, была ли это какая-то школьная реформа, честно-не знаю.
Но, это было довольно неплохо. Мне было 9 лет, когда меня перевели в 5 класс. К концу 5 класса мне было 10 лет.
И вот, открыв свой дневник, вспомнились школьные года.
С тех пор прошло 26 лет, и сейчас мне интересно сравнить как учили тогда, и как сейчас. Сколько уроков было, какие были предметы, сколько задавали.
Давайте вместе посмотрим.
Открываем дневник и первое ,что можно увидеть- умные мысли известных людей. Сейчас таких дневников просто нет.
Далее шли указания по ведению дневника. Видели ли вы в современных дневниках такие указания? Я-нет.
Далее шли предметы и имена преподавателей.
После-расписание уроков по четвертям. У меня почему-то заполнена была только 1-2 четверть.
А дальше шли листки для факультативных и внеклассных занятий.
А далее развороты самого дневника. Обратите внимание-суббота учебная. Я живу в Татарстане и у нас до сих пор в школах учебные субботы. Это, пожалуй, единственное, что не изменилось.
И еще один факт, который заинтересует читателей-урок татарского языка. Поскольку я живу в Татарстане, раньше татарский язык изучали в школе все дети, без исключения. Только для этого класс делился на 2 группы по национальности-русские и татары. У татар была татарская группа, где татарский язык изучался углубленно, а у русских-тоже был урок татарского, но в более лайтовом варианте. Поэтому русские дети знали татарский.
Это сейчас в школах можно выбрать-какой родной язык будет изучать твой ребенок, а тогда выбрать было нельзя.
И, к сожалению, сейчас татарский язык не знают не только русские дети, но и некоторые дети-татары.
А теперь давайте посмотрим, сколько было уроков ежедневно. Пн-6, вт-6, ср-6, чт-5, пт-5, сб-5. Итого - 32 урока в неделю.
А что сейчас в 5-ых классах? Сейчас по 33 урока.
Предметы почти все такие же, кроме предмета СОЗ. Был ли у вас такой? Я очень любила этот предмет. Его вел учитель физкультуры, а переводится он как Спортивно-Оздоровительное Занятие. Осенью и весной на этом уроке мы ходили с учителем в лес, просто прогуляться. Бывало играли в командные игры на свежем воздухе. А зимой - катались с горки. Для этого несли из дома в этот день ледянки. Сейчас даже предствить невозможно ребенка, топающего в школу с ледянками😀
Школа находилась рядом с лесом, и поэтому этот урок практически всегда проходил там. Это была отличная возможность отдохнуть не только голове от уроков, но еще и размять тело. В дождливые дни и непогоду мы спускались в школьный тир, где играли в настольный теннис, мячи, крутили обручи, в общем кто что желал. Это действительно был полезный отдых. Очень жаль, что сейчас у детей нет такого урока.
Зато современным ребятам добавили такие предметы:
- Функциональная грамотность.
- ОДНКНР, что означает "Основы духовно-нравственной культуры народов России".
- ЭКИТВ, что означает "Элементы комбинаторики и теории вероятности".
3 новых предмета. Честно,на мой родительский взгляд, из них оставила бы только ОДНКНР - действительно хороший предмет.
Теория вероятности и функц.грамотность - совершенно лишние предметы. Но, опять же, это мой частный взгляд.
Мне совершенно непонятно, для чего в 5 классе нужна теория вероятности? В мои учебные годы теорию вероятности преподавали в институте, это действительно интересный предмет, но на совершенно другом уровне, не то, что в школе. А про функциональную грамотность я даже и писать не хочу. Этот предмет используется как второй классный час в неделю, никаких новых знаний дети там не получают.
А ведь вместо этих 2-х совершенно ненужных предметов дети могли бы гулять с учителем на улице, как когда-то мы в свои школьные годы.
Ну да ладно.
Листаем дневник дальше.
Осенние каникулы начинались 31 октября и заканчивались 9 ноября, итого 10 дней. Зимние с 26 декабря по 9 января, итого 15 дней. Весенние с 26 марта по по 2 апреля, итого 8 дней. Летние начинались с 28 мая. Практически ничего не изменилось по дням и сейчас.
Еще, что тогда было обязательно у нас каждый учебный год-это карантин по гриппу, в среднем 7 дней. В последние годы в школах нет февральских карантинов по гриппу, хотя ежегодно заболеваемость гриппом и ОРВИ превышает эпид.пороги, так же как и в те времена.
И еще отличается программа по литературе. Сейчас 5-ти классники проходят и Гоголя, и Тургенева, Чехова, Некрасова и т.д., в основном классику.
Тогда мы читали в основном рассказы и сказки: "1000 и 1 ночь", "Конек-горбунок", "Осенняя сказка", "Корзина с еловыми шишками", "Денисскины рассказы" и т.д. Нам задавали перессказывать, а сейчас почему-то не задают. Даже пушкинское Лукоморье учили в 5 классе. Хотя и "Бородино", и "Му-му", тоже были.
К сожалению, сейчас обычный бумажный школьный дневник всё больше и больше уходит в прошлое. Учителя больше не ставят оценки в бумажный дневник, с детей не требуют, чтобы записывали домашние задания в дневник, и вообще, он больше не проверяется ни родителями, ни учителями.
Единственное назначение бумажного дневника-это быть жалобной книгой. В дневник записывают замечания от учителя. Всё. В остальном он представляет из себя пустые страницы, дети даже не достают его из портфелей на уроках.
Сейчас дневники электронные. Да, может это удобно родителям, которые видят и оценки, и домашние задания. И это единственный его плюс. Сейчас дневник больше для родителей, а не для учеников.
Дальше идут сплошные минусы.
- Дети порой не знают своих оценок, что им выставили за урок. Иногда оценки выставляют даже задним числом. Об оценках часто узнают от родителей. А ведь оценка всегда важна для ребенка-одно дело оценка, которую он сам видит в бумажном дневнике, которая показывает результат его работы, и другое дело-о которой даже не знает. Раньше 5-ми мы гордились, а 2 была маленькой трагедией. А теперь-не видишь оценок, вроде как и нет проблем.
- Дети перестали записывать домашние задания. Они надеются на электронные дневники. А если вдруг технический сбой, или учитель не записал домашку в эл.дневник?
- Дневник-это своего рода первый документ, который требовалось вести прилежно, аккуратно, точно. Он был важен для самодисциплины-еженедельно записывать уроки, записывать дом.задания. Это была детская ответственность. Дневники еженедельно проверялись учителем, и раз в год даже завучем школы. У детей отняли эту возможность, и зря.
- Искуственно созданная зависимость детей от смартфонов. У детей должна быть возможность выхода в интернет, чтобы видеть свой дневник, свои оценки. Не только родителей, но и детей заставляют регистрироваться в электронных дневниках. А ведь у некоторых учеников нет смартфонов с интернетом, обычные кнопочные телефоны. Что делать им?
- Электронный дневник вряд ли сохранится через 26 лет. У взрослых детей не будет возможности, как у меня сейчас, открыть свой дневник, и вспомнить свои школьные годы, посмотреть оценки, свой почерк и даже почерк учителей. Когда учишься - дневник не представляет никакой ценности. Однако, через годы всегда интересно заглянуть в свои школьные дневники. С теплотой вспомнить школу, школьные будни, посмеяться над 2-ками, увидеть подпись родителей на каждой странице...
Друзья, делитесь своим мнением в комментариях. Сохранились ли у вас ваши школьные дневники? Нравятся ли вам электронные дневники? Пользуются ли бумажными дневниками сейчас у вас в школах?